Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
консультация

Романова Екатерина Леонидовна

Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента РФ от 7 мая 2018г. №204: «…Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций…». Следовательно, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

Романова Екатерина Леонидовна Воспитатель

ГБДОУ д/с №72 Калининского района, г. Санкт-Петербурга

Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента РФ от 7 мая 2018г. №204: «…Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально – культурных традиций…». Следовательно, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачами патриотического воспитания являются:

  • формирование у детей уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине на основе приобщения к культуре, традициям и родной природе;
  • формирование представления о России как о родной стране, о государственной символике России, о Москве, как о столице России;
  • воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к культурному прошлому России;
  • проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление

оказать помощь, поддержку другому человеку;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы.

Этапы патриотического воспитания дошкольников:

  • предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  • художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
  • когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
  • эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников, в условиях реализации ФГОС, определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических центров в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий – рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:

  • мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам;
  • спортивные конкурсы;
  • тематические занятия по изучению природы, традиций родного края, государственной символики.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), необходимо вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху). Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.

Используя проектную деятельность, воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки". Хорошо, когда проект включают в себя работу фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские колядки, праздник русской масленицы, день семьи и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Консультация для воспитателей «Современные подходы  к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»...

Совет педагогов "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС"

  Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина....

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...

«Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО» Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»

laquo;Современный подход к экологическому воспитаниюдошкольников в рамках ФГОС ДО»Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»...