Игры, направленные на воспитание у дошкольников толерантности
статья

Татьяна Ивановна Толстошеева, Ольга Леонидовна Залазаева

Толерантностью обозначают терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Под толерантностью не подразумевается уступка чужим убеждениям, снисхождение или потворство, терпимости к социальной несправедливости; она не равносильна безразличию.

 Быть толерантным не означает отказ от своих убеждений, принятия иного мировоззрения (образа жизни), а также навязывания своих убеждений другим людям. Это активная жизненная позиция на основе признания иного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г. Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад компенсирующего вида №28 «Ромашка»

Игры, направленные

на воспитание у дошкольников толерантности

и развитие

коммуникативных навыков.

г. Юрга

Цели и задачи:

  • знакомство детей с понятием «толерантность»;
  • воспитание гуманности;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу;
  • воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;
  • развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами;
  • развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со

сверстниками, чувства коллектива.

  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие мышления.

Форма занятия: игровая.

Оборудование и необходимый материал: музыкальный центр; мяч, цветок с отрывными лепестками, игрушка-тигренок, повязка на глаза,

Предварительная работа: объяснение значений слов: «толерантность, терпимость, уважение, понимание».

Ход занятия.

На протяжении всего занятия включается запись песен

«Вместе весело шагать» и «Если с другом вышел в путь».

Вступление. Ритуал приветствия.

Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу «тепло души» (касаются ладошкой ладони своего соседа по кругу).

Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «толерантность».

Скажите, пожалуйста, слышали ли вы, такое слово, как «толерантность»?

Ответы детей.

А как вы понимаете это слово?

Ответы детей.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. А как своими словами объяснить, что такое толерантность? Давайте подберем близкие по значению слова…

Ответы детей (дружба, уважение, когда люди делятся друг с другом).

Близким по значению к слову «толерантность» будет «терпимость».

Каким должен быть толерантный человек?

- Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли.

Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

- Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Ответы детей.

Основная часть.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Педагог даёт задания:

*Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками,

постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

*Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай!»

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно:

«Рома навестил бабушку и так обрадовался».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Ау!»

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу.

Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его

звал.

Игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило.

Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.

Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Ситуации».

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились - помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят - попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка - пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга - попробуй попросить у него прощения,

помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу - познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку - подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ребята играют в интересную игру - попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что

ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

8. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки - поделись с ним.

9. Ребёнок плачет - успокой его.

10. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке - попроси товарища

помочь тебе.

11. К тебе пришли гости - познакомь их с родителями, покажи свою комнату и

свои игрушки.

12. Ты пришёл с прогулки проголодавшийс - что ты скажешь маме или

бабушке.

13. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул.

- Что вы скажите о поведении Вити?

- Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

«Слепец и поводырь».

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения.

Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями.

Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия».

По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

«Вежливые слова».

Игра проводится с мячом в кругу.

Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть).

Называть только слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны).

Называть только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею). Называть только слова прощания (до свидания, до встречи, спокойной

ночи).

«Охота на тигров».

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку.

Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки.

Остальные дети делают точно также.

Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот,

у кого была игрушка.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их

внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна»).

«Подарок на всех».

Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или “Если бы у тебя был

Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок

загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

Завершение. Рефлексия.

Ребята, сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «толерантность».

Я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что-то новое?

Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

К сожалению, еще не всегда, люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, и будет отстаивать их и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Ритуал прощания.

Дети берутся за руки и передают друг другу «тепло дружбы» (сжимают руку своему соседу по кругу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...

Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».В тоже вре...

Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями»»

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...

Статья «Игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни»

Игры, направленные на воспитание у детей возраста 2-3-х лет представлений о здоровом образе жизни...

«Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей»

     Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономи...

Игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни.

В данной статье представлена картотека игр, напрвленных  на  воспитание  у  детей  представлений  о  здоровом  образе  жизни....

Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...