Методическая разработка
картотека

Анастасия Сергеевна Трусова

Картотека "Артикуляционной гимнастики" 

Картотека "Дыхательной гимнастики" 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx944.25 КБ
Файл kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki.docx111.62 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»

(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)

КАРТОТЕКА

«АРТИКУЛЛЯЦИОНАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9313a8555dd5198d5360736a7a52c8968f09f889-7705680-images-thumbs&n=13

Разработала: Трусова А.С.

Ханты-Мансийск

2020 г

«Рыбка шевелит губами» Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=062a711d813adcfb5e0dc063284e724c-4969866-images-thumbs&n=13

«Птенцы» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=18c557cc408c22ff54c2826c94bc9ce6e701b629-10354418-images-thumbs&n=13

«Улыбка» 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов. (удерживать до 10).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a89efaf44ba694a3fa906ca852b3cd2cc57c4acf-10878209-images-thumbs&n=13

«Трубочка» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2c8dea56511464ae80d29c29324d537b_l-4917245-images-thumbs&n=13

«Улыбка-трубочка» Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=50122dc2dbc05c5895f0e003ad732ab21bf513f3-10995463-images-thumbs&n=13

«Лопаточка» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9c88fc9bb132ab74c5eb130f817c934b8639a8d2-10022398-images-thumbs&n=13

«Вкусное варенье» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b8c45fa46a97abb758cb9fe85621366806612ad4-10748854-images-thumbs&n=13

«Заборчик» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8d7c87c29c121ac415e98a0bcd8ce02b0fbce791-11026079-images-thumbs&n=13

«Бублик» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ba3a48cb8d7dd48bc96a4c0f9c21302d2ee41506-9813974-images-thumbs&n=13

«Шарик» 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1151a42aa31682e519e5f3cd32b385dc3016c221-10650801-images-thumbs&n=13

«Часики» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dd49dbb1a0bb988751fe410a6ad6e7460e852993-9858704-images-thumbs&n=13

«Лошадка» 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…, вибрируя губами (5 раз).

https://i.pinimg.com/736x/b8/59/c7/b859c7232c2637cd7adb7436676fe848.jpg

«Качели» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

https://i.pinimg.com/originals/3c/c0/ed/3cc0edf21acdc5ba19b3dcbffaaeb4b4.jpg

«Непослушный язычок» Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя», «пя-пя-пя» … (10 раз).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=6fafef19bcd82c51cb83f222cea12e122f78e9dc-7673608-images-thumbs&n=13

«Веселая змейка» Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f26b902b2de718056172d80146db63f18314f5f7-4034519-images-thumbs&n=13

«Пятачок» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево… (8-10 раз).


https://avatars.mds.yandex.net/i?id=578b4f7e7eb8e8cb536143846a4cb24265fb8cd7-7662041-images-thumbs&n=13

«Посчитаем нижние зубки» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=000b6c71049b16c3f64f14a071b3f4fbaaa93344-10848716-images-thumbs&n=13

«Котенок лакает молоко» Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

http://www.eoliya.do.am/06/7.png

«Поиграем на губах» Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bc0e32edf42a095c880de41e38dad84f014367b9-10639895-images-thumbs&n=13

«Иголочка» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3ea4f8075059675a1f35acc5142d77319fac6c57-10096158-images-thumbs&n=13

«Крестик» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=27703ac2b229d1d85ec47693487dda91c2efd400-9820447-images-thumbs&n=13

«Расческа» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=532184df10e184c4ee18ff55e6710a0508a75a16-11270391-images-thumbs&n=13

«Загнать мяч в ворота» Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=873a1268b805efdfa465b1431a5ec9782072af51-4901320-images-thumbs&n=13

«Почистим за нижними зубами» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=51d29cbe96dd0ff57300a8a4116965fcd0f839be-10641465-images-thumbs&n=13

«Барабанщик» Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f273eb0a61877de76a42820c80e908b79cc9bd5c-10209290-images-thumbs&n=13

«Гармошка» Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

https://i.pinimg.com/736x/e8/79/36/e879361d70f95c125351360c70735f2c.jpg

«Блинчик» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

https://awilonmedia.ru/wp-content/uploads/bliny-uprazhnenie.jpg

«Орешки» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Артикуляционная гимнастика для звука Р в картинках для детей, видео myportion.ru

«Пароход гудит» 

Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы…"

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7983c12874602e3a38c516e1f39cfb873307a6f2-12523274-images-thumbs&n=13

«Маляр» 

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

https://srcn-shatura.mo.socinfo.ru/media/2020/12/22/1245314072/0007-008.jpg

«Поймаем мышку» Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=51d7280a79526ba499636d3ac6c0d85c-5224535-images-thumbs&n=13













Предварительный просмотр:

Городской округ Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14 «Березка»

(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)

КАРТОТЕКА

ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0381384893091c825f6d3d17cae3be344e26064f-10385245-images-thumbs&n=13

Разработала: Трусова А.С.

Ханты-Мансийск

2021

  1. «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.

  1. «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата. И.п.- сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

  1. «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

  1. «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком трипять раз.

  1. «Надуй шарик» 

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. И.п.- ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

  1. «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

  1. «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

  1. «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата. Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

  1. «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. И.п.- малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у- сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

  1. «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. И.п.- стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-каре-ку».

  1. «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. И.п.- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

  1. «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чухчух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

  1. «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. И.п.- стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3b96fa0affd4ed3bd1b0b0967a45d3304a5e338d-10662832-images-thumbs&n=13

  1. «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. И.п.- стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

  1. «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата. И.п.- сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-фф-ф». Повторить 3-4 раза.

  1. «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. И.п.- Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

  1. «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

  1. «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

  1. «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

  1. «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=82d3480d06dba36bcf285747d81c6db47369c5fb-10158687-images-thumbs&n=13

  1. «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

  1. «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

  1. «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата. ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

24. «Кто дальше загонит шарик» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

  1. «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

  1. «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  1. «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

  1. «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тахтах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5547928e99e9fe618866a68ada1be0d67f8f744e-5339753-images-thumbs&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...