методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

проект на тему исследовательская деятельность "Почемучки" мы с ребятами окрашивали яйцо и капусту

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект46.68 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования

«Методическая разработка – 2024»

ПРОЕКТ

Тема: «Лаборатория Почемучкина»

Автор: Крысенко Ольга Сергеевна

Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 14»

Увельский муниципальный район

п. Нагорный

2024 год.

Актуальность

         Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.                                                                                                    

К.Е.Тимирязев

        В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

        Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

        Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

        Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

Целевая группа: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.

Проблема: Кто такие исследователи?

Тип проекта: краткосрочный (20.11.2023 г.-27.11.2023 г.)

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность;

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Ожидаемые результаты:

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

 Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Этапы работы над проектом:

Работа по данной теме состоит из трех этапов:

1. Организационно - подготовительный

2. Основной – практический

3. Заключительный (аналитический)

1 этап: - Организационно - подготовительный:

Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной – практический:

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный (аналитический):

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Перспективный план:

Организационно - подготовительный:

Форма работы

Форма отчета

Сбор анализ информации, работа с методической литературой, изучение интернет ресурсов

Список используемой литературы

Консультации для родителей

Информация в уголок родителей

Консультация для педагогов.

«Кто такие исследователи?»

Выступление на педагогическом часе.

Основной – практический

Сроки

Совместная деятельность

20.11.2023г.

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».

21.11.2023г.

Вода имеет свойства окрашивание

22.11.2023г.

Эксперимент с капустой

23.11.2023г.

раскрашивание полученного результата

24, 25,26.11.2023г.

Домашнее задание

Заключительный (аналитический)

27.11.2023г.

Анализ результатов проекта.

Презентация для родителей и педагогов.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методические ресурсы:

1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»)

https://kuv-roshds10.edumsko.ru/folders/post/2750831

Материально-технические:

Пищевые красители, уксус, яйца, банки, капуста, клеенка, ложка, презентация, интернет ресурсы.

Работа с родителями

 Консультации:

-«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,

- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

-«Научите ребенка любить живую природу»,

-«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

-«Экспериментируем дома».

 -Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

-Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

Таким образом, Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Перспективы дальнейшего развития:

Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам в  работе в процессе обучения детей дошкольного возраста, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, где дети воспринимают и чувственно познают мир, двигаются, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.

Проект может быть:

 - формой реализации тематической недели.

- разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект.

- средством привлечения внимания дошкольников, выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.

- использован в организации работы по теме самообразования, что позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности.

Приложение 1

Конспект занятия

по опытно – экспериментальной деятельности

в  подготовительной группе

Тема: «Волшебница вода»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели:

  • Закрепить представления о свойствах воды;
  • Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
  • Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к самостоятельному познанию и размышлению, имеет элементарные представления из области живой и неживой природы, проявляет заботу об окружающей среде.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды) .

Отгадывание загадок о природе, воде.

Чтение стихотворений: «Дождь» А Барто, «Пар»Н. Михайловой, «Лёд»Г. Ладонщикова.

М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».

 Беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды. Меры охраны»

Опыты с водой.

Материалы:

• Разрезные картинки (составление коротких, описательных рассказов)

• Аудиокассета «Шум моря».

• Полоски синего цвета: длинные и широкие; короткие и узкие (моделирование водной системы) .

• Схема «Круговорот воды в природе»(работа со схемами) .

• Экологические знаки «Береги воду»(работа со схемами)

• Ёмкости с водой, колбы, лёд, термос с горячей водой (опытно-исследовательская работа) .

• Карточки для фиксирования опытов, карандаши.

• Схемы «маленькие человечки».

Организационный момент.

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята.

(звуки природы)

- Воспитатель: Ребята что вы слышите?

Дети: шум воды.

Воспитатель: Правильно, вы услышали шум воды.

-Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

В водопроводном кране.

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить.

Воспитатель:- Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное путешествие.

(волшебное превращение)

Воспитатель: -Я Учёный -Водичкин, а вы весёлые капельки. Наше путешествие непростое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо пройти через препятствия. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.

Наша первая станция «Для чего нужна вода? »

Воспитатель: -Капельки, а для чего нам нужна вода?

Дети: Чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду .

Воспитатель:-Я принесла вам картинки, посмотрите и скажите, зачем нужна вода живым объектам, изображённым на ваших картинках

Дети: Вода нужна растениям, животным, человеку.

Воспитатель: -А вы сегодня пользовались водой?

Дети: Мы мыли руки, чистили зубы, пили чай .

Водичкин доволен ответами капелек, молодцы.

Беседа «Какая бывает вода»

Воспитатель:- Капельки как вы думаете, какая бывает вода?

Дети: Вода бывает газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная .

Воспитатель:- А вы в море купались?

Дети: Да, купались.

Воспитатель:- Какая вода на вкус в море.

Дети: Вода в море солёная.

Воспитатель: -Её можно пить? (нельзя)

Воспитатель е будешь болеть.

 -Морская вода это «хорошо» или «плохо»

(элементы ТРИЗ)

 Хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить;

Хорошо - можно купаться, плохо - нельзя варить суп;

Хорошо - приятно смотреть, плохо - когда штормит .

Воспитатель: -Наше интересное путешествие продолжается.

 Следующая станция находится за болотом, надо пройти так, чтобы не намочить ноги- по кочкам.

По болоту мы идём,

С кочки на кочку, с кочки на кочку

И в воду не упадём.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

Вот и добрались.

Вторая станция «Чтобы было, если ….»

Воспитатель: -Капельки, представьте себе, что на земле не осталось ни одной капли воды. Вода исчезла. - Что будет?

-Если бы вся вода была грязной?

Дети: В реках рыбы умрут, люди не смогут пить воду, готовить еду, растения не будут расти.

Воспитатель:- Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать?

Дети: Не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран.

Д/игра «Угадай экологический знак».

Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Угадай знак». У меня есть знаки, что они обозначают, я не знаю. Вы мне поможете? Молодцы.

«Где живёт вода? »

Воспитатель:-Капельки, кто знает, что это?(показывает глобус)

Дети: Это  глобус.

Воспитатель: -Глобус –это маленький макет земли.

- Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим).

- Много воды на нашей планете?(воды очень много).

- А где же живёт вода?

Дети: В море, океане, ручейках, в озере, в реке.

Воспитатель:- Вы сказали, что вода живёт и в реке.

 - Как образуется большая река?

Дети: Из множество маленьких ручейков и речек.

Воспитатель: -Давайте вместе сделаем большую реку. Вы маленькие капельки, живёте в маленьких ручейках. Маленькие ручейки все стекаются в большую реку. А большие реки впадают в море.

Физкультминутка

Воспитатель: -Хотите поиграть и поплавать в своих ручейках?

Друг за другом, друг за другом,

Ручейки бегут, бегут.

Прямо в речку попадут.

А из речки сразу в море,

Огромное, большое.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

Вот и приплыли на следующую станцию.

Третья станция «Круговорот воды в природе»

(сказка о маленьких капельках)

Воспитатель: -А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу.

(показ схемы «Круговорот воды в природе»).

Про этих капелек хочу вам рассказать сказку.

 - В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.

Воспитатель: -Чтобы было, если капельки не возвращались на землю.

Дети: На земле совсем не осталось бы воды.

(краткая беседа об услышанном).

 Четвёртая станция «Опытническая»

-Путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции, нам надо перейти через мостик.

- По мосточку мы пройдём

И на станцию придём.

-Вот и дошли до станции.

-Это наша лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками.

Опыт№1 «Какая вода»

В стаканчиках налита чистая вода.

Воспитатель: – Какая вода по цвету? (бесцветная)

- У чистой воды есть запах? (нет).

-Вода прозрачная или мутная (прозрачная) .

-Вода чистая или грязная (чистая) .

-Нальём воду в конусообразную колбу.

Вывод: Вода приняла форму колбы. Куда нальёшь, форму той ёмкости и принимает. (не имеет формы)

 -Вода - жидкая, там живут жидкие человечки (показать человечка) .

Опыт№2 «Лёд – это тоже вода».

Потрогать лёд.

Воспитатель: Лёд какой (твёрдый).

Там живут твёрдые человечки. (показать человечка)

Опыт №3 «Пар –это тоже вода»

Воспитатель: (снимает крышка с чайника с горячей водой).

Кипячёная вода – идёт пар, вода испаряется.

Игра «Какие человечки»

- В паре живут газообразные человечки.

 -Хотите поиграть с человечками. (да)

Игра «Вода, лёд, пар».

Понравилась вам игра? Молодцы, вы были очень внимательными.

 Рефлексия

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие.

-Вы хотите встретиться ещё с учёным Водичкиным? (да хотим)

-А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?

Дети: (мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду).

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли.

Приложение 2

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: «Плавание тел»

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Тема: «Секретное письмо»

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Тема: «Снежные цветы»

Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из ванны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...