Мини-музей "Наша каша"
методическая разработка (старшая группа)

Идман Елена Анатольевна
Мини -музей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey.docx782.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание мини-музея»

«Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». (Ф.Дзери)

Для начала нужно определить, что такое Музей. В переводе от греческого слова - Музей «museion» (мусейон) — это храм, получается «Храм Муз».

Для современных людей музей - это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.

«Создание мини-музея в детском саду»

Создание мини-музеев в детском саду – это дополнительная возможность расширить кругозор детей, познакомить с увлекательным миром предметов, историей их происхождения.

Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении

-     Экспонаты можно трогать руками;

-     Дети – творители!

-     Мини – музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду

-    Посетители – гости, родители и дети ДОУ;

-  Соответствует возрасту детей, разнообразят и дополняют образовательный процесс.

Цель мини музея: приобщение детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Задачи мини – музея:

  • позволяет реализовывать программу детского сада и дополнительные образовательные программы;
  • является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности и творчества;
  • помогает наладить сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с родителями.

Образовательные:

  • развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;
  • использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Воспитательные:

  • формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;
  • становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;
  • воспитание осознанного отношения к жизни;

Развивающие:

  • активация памяти и мышления;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • обогащение словарного запаса;

Мини-Музей – это особое, специальное организованное пространство группы, или детского сада, где расширяется кругозор ребёнка, взрослого; повышается образованность, организованность, воспитанность; где идет приобщение к культурным ценностям и традициям своего народа.

  • Слово «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает небольшое или маленькое пространство. Это может быть целая группа, или часть группы, может занять всю спальню, раздевалку, или коридор, а может занять и место на шкафчике в уголке народного творчество;
  • Музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
  • мини-музей может быть, как результатом или частью какого-либо проекта, а также самостоятельным проектом;
  • Мини-музей не отвечает многим строгим требованием предъявляются к настоящим музеям.
  • К тому же мини-музей для детей – это что-то свое, родное, т.к. многие принимают участие в его создании. Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный зритель, то здесь он – соавтор, творец экспозиции!

Особенности построения музейной экспозиции:

  • Наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
  • Возрастных особенностях: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей детей.
  • Интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями деятельности человека: историей, природой, культурой и т д.
  • Деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изо-деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.
  • Культуро-сообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Разнообразия: экспонаты музея разнообразны.
  • Экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
  •  Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий и экскурсий.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

«Основа мини-музея»

-     Образовательная необходимость;

-     Познавательная активность детей;

-     Инициатива взрослого.

«Мини-музей и образовательный процесс»

Формы работы с экспозициями мини-музея:

  • Экскурсии
  • Образовательная деятельность с элементами игры
  • Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)
  • Исследовательская деятельность
  • Игры-развлечения,
  • Игры-путешествия,
  • Интеллектуально-творческие игры.
  • Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

  • «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами и др.
  • «Горница» и «Русская изба»- знакомство с историческим прошлым русского народа, культурой, бытом и ценностями народа.

Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада

  • У ребенка воспитывается интерес к музейным экспонатам, с детства ребёнок приобщается к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Кашу маслом не испортишь"

разговор  о  правильном  питании...

конспект "Кашу маслом не испортишь"

разговор   о правильном  питании...

буклеты "Каша - сила наша" выпуск 1 "Каша - сила наша" выпуск 2

8 января - народный праздник "Праздник каш". В народе говорили: "Бабий праздник, праздник каш" В этот день готовят традиционные старинные блюда - каши...

Конкурс в рамках проведения Дня города 2017 "Каши глубокой старины" и "Каши XXI века"

Кашу кушай, а сказку слушай!В рамках проведения Дня города 2017 года в городе Темникове, наш детский сад принял участие в проведения конкурса  "Каши глубокой старины" и "Каша XXI века". Дивизом к...

Проект «Каша к завтраку нужна, каша каждому важна»

Проект «Каша к завтраку нужна,каша каждому важна»...

Проект "Каша к завтраку нужна, каша каждому важна"

С коллегой подготовили и реализовали проект "Каша к завтраку нужна, каша каждому важна". ...