Мастер-класс для воспитателей "Воспитание патриотических чувств через народную игру"
методическая разработка

Сараева Оксана  Васильевна

Проблема воспитания патриотических чувств у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.

В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народанародному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей

« Воспитание патриотических чувств через народную  игру»

Актуальность:

Проблема воспитания патриотических чувств у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.

В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.

Цель: создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств через народные подвижные игры.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.

Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

– формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, станице, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

– воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

– воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нравственные качества. Формирование патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается: 

  • образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости.

Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей  обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена люблю к родной природе. Дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходиться добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Игра –это также своеобразная школа для ребенка. В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные игры можно классифицировать следующим образом:

• по видовому отражению национальной культуры ;

• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка»«У дедушки Трифона»«У медведя во бору»);

• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):

• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);

• с учетом возрастных особенностей;

• по способу проведения (с водящим, без водящего);

• с предметами, сюжетные;

• по физическим качествам ;

• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия);

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся неожиданными моментами, заманчивыми считалками, жеребьевками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

Народные игры в комплексе с другими  воспитательными средствами  представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.

Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:

1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза»«Масло»«Орешек»;

2. Зимние святки - игры «Бабка»«Гуськи»«Слепой козел»«Прялица»;

3. Масленица – игры «Каравай»«Горелки»«Горшки»«Лапти»«Пирог»,

«Салки»«Водить козла»;

4. Благовещение - игры «Воробей»«Ворон»«Голуби»«Коршун»,

«Ласточки»«Огородник и воробей»;

5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка»«Захарка»«Мосток»;

6. Троица – игры «Венок», Водяной», «Горячее место»;

7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко»«Береза», Медом или сахаром»;

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как «Русская лапта»«Жмурки»«Городки» «Горелки»«Уголки»«Гуси- лебеди»«Краски».

Народные игры  укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. 

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

А сейчас мы поближе познакомимся с народными играми разных народов. А поможет совершить нам путешествие в разные народности …платок. Но не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный.

                         Платком ярким махнем,

                          На Кубань мы попадем.

( На экране демонстрируется панорама Кубани и казачья хата.)

Вот и свершилось чудо, мы попали в казачью хату. Вы хотите узнать, во что раньше играли казаки?

                                     Игра « Плетень».

Участники делятся на две команды и строятся в две шеренги друг напротив друга. взявшись за руки крест на крест (заплели плетень»).По сигналу дети 1 шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются, затем спиной отходят на свое место. То же самое делает и вторая шеренга. По сигналу дети расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения ( подскоки, легкий бег, галоп).По следующему сигналу все бегут на свои места и строятся в шеренги, взявшись за руки крест – накрест. Выигрывает команда, которая первой заплела плетень.

                                    Игра « Платок».

Участники ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения под кубанскую музыку. В центре стоит водящий держа гимнастическую палку с платком на конце. По окончании музыки участники пытаются подпрыгнуть и достать платок. Тот кому удается становится водящим.

 Продолжим наше путешествие.

                            Платком ярким махнем,

                             И на Север попадем.

( На экране демонстрируется панорама Крайнего севера, юрта, олени, люди.)

Вот свершилось следующее чудо и мы попали на Крайний Север).

                            Игра « Шаман»

Играющие стоят в кругу. В центре стоит шаман с бубном в руках. Он издает различные звуки и отдает одному из играющих. Получивший его должен повторить ритм, который отбил шаман, движение и звук.

                             Игра « Ловля оленей»

Участники делятся на две команды. Одни – олени. Другие – пастухи. Пастухи берутся за руки полукругом лицом к оленям. Олени бегают по площадке. По сигналу « Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.(Сделать петлю).

                   Продолжаем наше путешествие.

                   Платком ярким махнем

                   И в Россию попадем.

(панорама природы России).

                                 Игра « Где работа – там еда».

На расставленных стульях лежат деревянные ложки. Звучит музыка. Дети идут по кругу взявшись за руки. Когда музыка смолкает  нужно взять ложку. Кому не досталась ложка, вытаскивает фант из шапки и выполняет движения. ( бросает мяч вверх и хлопает три раза в ладоши, бросает маленький мяч одной рукой, ловит другой).

          Платком ярким махнем и в детский сад  попадем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

Статья "Воспитание патриотических чувств через народное творчество (бисероплетение)"

Уважаемые коллеги. Я сама увлекаюсь бисероплетением и попыталась привить этот вид искусства своим детям. Им очень понравилось получать видимый результат, даже путём некоторых усилий. Я в начале работы...

Мастер-класс "Обучение детей дошкольного возраста ПДД через дидактические игры и пособия"

Цель данного мастер-класса: обогащение предметно-пространственной среды по обучению детей ПДД  и профилактике дорожно-транспортного травматизма....

« Воспитание патриотических чувств через народные подвижные игры.»

Проблема воспитания патриотических чувств у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.В настоящее время в жизни нашего общества происходят г...

Практикум «Воспитание нравственно – патриотических чувств через народные игры»

Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубоча...