Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшего дошкольного возраста ЗПР
учебно-методический материал (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябренок» города Смоленска
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от 01.04.2024
| УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 45 «Октябрёнок» _____________ Т.А. Лучкина Приказ от 01.04. 2024 г. № 92 |
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
старшего дошкольного возраста ЗПР
Воспитатели: Лосева М. А.
Сидорова М. А.
г. Смоленск 2024
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорной, предметно-практической, игровой, продуктивной), к которой относятся: лепка, аппликация, рисование и другие виды продуктивной деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называют "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. воспитанника : Кузина Виктория.
Группа: старшая группа.
Дата рождения: 2018г.
Дата составления маршрутного листа: апрель 2024.
Воспитатели: Лосева М.А. и Сидорова М.А.
Результаты педагогической диагностики: имеет средний уровень в образовательных областях.
| Начало года (сентябрь) | Конец года (май) |
Речевое развитие | н/с | с/ч |
Познавательное развитие | н/с | с/ч |
Социально-коммуникативное развитие | н/с | с/ч |
Художественно-эстетическое развитие | н/с | с/с |
Задачи: - формирование элементарных математических представлений.
- формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
- развитие трудовой деятельности.
- развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками.
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- формирование познавательных действий, становление сознания.
- развитие воображения и творческой активности.
Периодичность индивидуальных занятий: 2 раза в неделю, по 30 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий: 7 недель.
Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.
Познавательное развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель 03.04.24 г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Развивать логическое мышление. | Улучшилось внимание и память. |
2 | 10.04.24 г. | Мебель. Пересказ. | Учить ориентироваться в пространстве.
| Задание выполнила с небольшой помощью воспитателя. |
3 | 17.04.24 г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Учить составлять рассказ по картинкам. С помощью прописей ориентироваться в пространстве.
| Навык сформирован частично. |
4 | 24.04.24 г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Развитие произвольного внимания, устойчивости. | Улучшилось внимание и память. |
5 | Май 15.05.24 г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание | Выполнила задание верно |
6 | 22.05.24 г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Познакомить с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развивать способности взять на себя роль. | Наблюдается положительная динамика в развитии |
7 | 29.05.24 г. | Насекомые. Скоро лето. | Закрепить знания о насекомых | Наблюдается положительная динамика в развитии. |
Речевое развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель 03.04.24 г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей. | Выполнила верно |
2 | 10.04.24 г. | Мебель. Пересказ. | ||
3 | 17.04.24 г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. | Улучшилось внимание и память. |
4 | 24.04.24 г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. |
5 | Май 15.05.24 г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Развивать память, речь. | Выполнила задание с помощью воспитателя |
6 | 22.05.24 г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Обучать рассказыванию | Выполнила верно |
7 | 29.05.24 г. | Насекомые. Скоро лето. | Учить словообразованию. | Выполнила задание частично |
Социально-коммуникативное развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель 03.04.24 г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Развивать представление о мебели | Наблюдается положительная динамика в развитии. |
2 | 10.04.24 г. | Мебель. Пересказ. | ||
3 | 17.04.24 г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Формировать элементарные представления о профессиях | Улучшилось внимание и память. |
4 | 24.04.24 г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Развивать способности принять на себя роль героя | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом |
5 | Май 15.05.24 г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Развивать память, речь. | Выполнила задание с помощью воспитателя |
6 | 22.05.24 г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Обучать рассказыванию | Выполнила верно |
7 | 29.05.24 г. | Насекомые. Скоро лето. | Учить словообразованию. | Выполнила задание частично |
Художественно-эстетическое развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель 03.04.24 г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Учить сооружать постройки из строительного материала, делать её устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. | Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. |
2 | 10.04.24 г. | Мебель. Пересказ. | ||
3 | 17.04.24 г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Вызвать интерес к просмотру представлений, приобщить к искусству | Допустила несколько незначительных ошибок |
4 | 24.04.24 г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Развивать художественное восприятие, воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение | Появился интерес к художественной литературе. |
5 | Май 15.05.24 г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Вызвать интерес к музыкальным произведениям | У ребенка сформировался устойчивый интерес к музыке
|
6 | 22.05.24 г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Вызвать интерес к русским народным сказкам, к совместной игре с воспитателем | Наблюдается положительная динамика в развитии |
7 | 29.05.24 г. | Насекомые. Скоро лето. | Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах; познакомить с кисточкой и красками; учить правильно держать кисть, набирать краску, рисовать разнообразные пятна на мокрой бумаге; воспитывать любознательность | Выполнила задание верно,с интересом |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябренок» города Смоленска
ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 45 «Октябрёнок» _____________ Т.А. Лучкина Приказ от 2024 г. № 92 |
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
старшего дошкольного возраста ЗПР
Воспитатели: Лосева М. А.
Сидорова М. А.
г. Смоленск 2024
Пояснительная записка
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорной, предметно-практической, игровой, продуктивной), к которой относятся: лепка, аппликация, рисование и другие виды продуктивной деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называют "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. воспитанника : Кузина Виктория.
Группа: старшая группа.
Дата рождения: 2018г.
Дата составления маршрутного листа: апрель 2024.
Воспитатели: Лосева М.А. и Сидорова М.А.
Результаты педагогической диагностики: имеет средний уровень в образовательных областях.
Начало года (сентябрь) | Конец года (май) | |
Речевое развитие | н/с | с/ч |
Познавательное развитие | н/с | с/ч |
Социально-коммуникативное развитие | н/с | с/ч |
Художественно-эстетическое развитие | н/с | с/с |
Задачи: - формирование элементарных математических представлений.
- формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
- воспитание культурно-гигиенических навыков.
- развитие трудовой деятельности.
- развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками.
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- формирование познавательных действий, становление сознания.
- развитие воображения и творческой активности.
Периодичность индивидуальных занятий: 2 раза в неделю, по 30 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий: 7 недель.
Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.
Познавательное развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Развивать логическое мышление. | Улучшилось внимание и память. |
2 | г. | Мебель. Пересказ. | Учить ориентироваться в пространстве. | Задание выполнила с небольшой помощью воспитателя. |
3 | г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Учить составлять рассказ по картинкам. С помощью прописей ориентироваться в пространстве. | Навык сформирован частично. |
4 | г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Развитие произвольного внимания, устойчивости. | Улучшилось внимание и память. |
5 | Май г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Воспитывать нравственно-патриотическое воспитание | Выполнила задание верно |
6 | г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Познакомить с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развивать способности взять на себя роль. | Наблюдается положительная динамика в развитии |
7 | г. | Насекомые. Скоро лето. | Закрепить знания о насекомых | Наблюдается положительная динамика в развитии. |
Речевое развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей. | Выполнила верно |
2 | г. | Мебель. Пересказ. | ||
3 | г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. | Улучшилось внимание и память. |
4 | г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. |
5 | Май г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Развивать память, речь. | Выполнила задание с помощью воспитателя |
6 | г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Обучать рассказыванию | Выполнила верно |
7 | г. | Насекомые. Скоро лето. | Учить словообразованию. | Выполнила задание частично |
Социально-коммуникативное развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Развивать представление о мебели | Наблюдается положительная динамика в развитии. |
2 | г. | Мебель. Пересказ. | ||
3 | г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Формировать элементарные представления о профессиях | Улучшилось внимание и память. |
4 | г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Развивать способности принять на себя роль героя | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом |
5 | Май г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Развивать память, речь. | Выполнила задание с помощью воспитателя |
6 | г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Обучать рассказыванию | Выполнила верно |
7 | г. | Насекомые. Скоро лето. | Учить словообразованию. | Выполнила задание частично |
Художественно-эстетическое развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Результаты работы |
1 | Апрель г. | Мебель. Глаголы-антонимы. | Учить сооружать постройки из строительного материала, делать её устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. | Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. |
2 | г. | Мебель. Пересказ. | ||
3 | г. | Профессии. Предлоги В. НА, ПОД. Профессии. Рассказ-описание. | Вызвать интерес к просмотру представлений, приобщить к искусству | Допустила несколько незначительных ошибок |
4 | г. | Любимые сказки. Распространение предложений, путем однородных определений. Путешествие по сказке. | Развивать художественное восприятие, воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение | Появился интерес к художественной литературе. |
5 | Май г. | День Победы 9 мая. Пересказ. | Вызвать интерес к музыкальным произведениям | У ребенка сформировался устойчивый интерес к музыке |
6 | г. | Поздняя весна. Труд людей. Уточнение пройденных обобщений. Пересказ. | Вызвать интерес к русским народным сказкам, к совместной игре с воспитателем | Наблюдается положительная динамика в развитии |
7 | г. | Насекомые. Скоро лето. | Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах; познакомить с кисточкой и красками; учить правильно держать кисть, набирать краску, рисовать разнообразные пятна на мокрой бумаге; воспитывать любознательность | Выполнила задание верно,с интересом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка раннего возраста
индивидуальный образовательный маршрут ребенка 3 лет с задержкой речевого развития...

«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования»....

Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»
Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка среднего возраста с нарушением общения «Агрессивность»Сетка индивидуальных занятий на год...

Авторская статья. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога дошкольного образовательного учреждения
Особенности проектированияиндивидуального образовательного маршрутапедагога дошкольного образовательного учреждения...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка раннего возраста
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка раннего возраста...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника дошкольного возраста
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.Основная цель составления индивидуального образов...
