Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии для ребенка старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Данелян Стэлла Георгиевна

Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии. Расчитан на учебный год ( 35 недель- одно занятие 20 мин в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда Данелян Стэллы Георгиевны для ребенка ( А.) старшей логопедической группы( первый год обучения) по профилактике возникновения оптической  дисграфии.                                          

В ходе диагностики, при заполнении речевой карты, выяснилось, что ребенок ( А .) испытывает значительные трудности при ориентировании в схеме собственного тела; при определении положения предметов в пространстве; путает право-лево, впереди-сзади, вверху-внизу и т.д. В самостоятельной речи это выражается в неправильном использовании предлогов при построении предложных конструкций, а так же является угрожающим фактором для возникновения оптической дисграфии.

Для коррекции имеющихся у ребенка ( А. ) специфических трудностей в развитии предлагается данный  индивидуальный образовательный маршрут по профилактике возникновения оптической  дисграфии.

Маршрут рассчитан на 35 недель: с сентября по май. Занятие проводится один раз в неделю  (в дополнение к трем индивидуальным и трем подгрупповым занятиям с логопедом, по коррекции, имеющегося у ребенка, речевого нарушения).  Длительность занятия 20 минут.    

Месяц/

Неделя.

                            Этапы работы.

                            Задачи обучения.

 Виды заданий, игр,

упражнений.

  1.  Добуквенный этап .

Сентябрь

4-ая неделя

- развитие зрительного восприятия и узнавания

-соединить линией  изображение геометрической фигуры и картинку, схожую с ней по форме;

-объединить изображенные предметы в группы по схожести их геометрической формы;

Октябрь

1-ая неделя

- развитие зрительного восприятия и узнавания

-найти изображение предмета, непохожего на остальные, по своей геометрической форме;

-отобрать из предложенных изображений предметов только те, которые напоминают по форме заданную геометрическую фигуру;

Октябрь

2-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-отобрать из предложенных предметов те, которые соответствуют заданной геометрической форме;

- отобрать из имеющихся предметов окружающего пространства  все те, которые соответствуют заданной геометрической форме;

Октябрь

3-я неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-расположить предметы в порядке возрастания (убывания) их размера;

-собрать пирамидки в разных вариантах по заданному образцу;

Октябрь

4-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-подобрать формы в соответствии с прорезями на рамках ( « Волшебный куб»);

-найти предмет по его оттиску на пластилине;

Октябрь

5-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-узнать наложенные изображения контуров геометрических фигур;

- узнать наложенные изображения контуров знакомых ребенку предметов;

Ноябрь

1-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-узнать «зашумленные» изображения геометрических фигур и предметов;

-узнать геометрическую фигуру и знакомый предмет по его контуру, тени;

Ноябрь

2-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-узнать предмет по изображению его отдельной детали;

-дорисовать недостающую деталь в изображении предмета;

Ноябрь

3-я неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-дорисовать изображение предмета, используя принцип симметрии;

Ноябрь

4-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-ти предметов; ответить на вопросы:

-« Чего не стало?»

-« Что изменилось?» ( варианты:

появляется новый предмет; предметы меняются местами);

Декабрь

1-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

- найти отличия между двумя изображениями;

Декабрь

2-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

-раскрасить изображение по символам, каждому символу в части изображения соответствует определенный цвет ( например: *-красный; #-синий и т.д.);

Декабрь

3-я неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-6-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

-соединить точки по цифрам в порядке возрастания, начиная с 1. ,и получить изображение знакомого предмета;

Декабрь

4-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд 6-ти предметов, а затем по памяти отобрать их среди большего количества предложенных;

-- найти отличия между двумя изображениями;

Декабрь

5-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 6-ти предметов, а затем назвать их по памяти;

-расставить заданные символы в изображениях геометрических фигур (по образцу ): игра «Шифровальщик»;

  1. Буквенный этап (начинается с момента изучения по программе первой  буквы, имеющей оптически-сложное расположение элементов.)

Январь

3-я неделя

-Буква« К»;

-ориентировка в схеме собственного тела, различение правой и левой его части

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «К»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «К»;

-игра «Робот» ( ребенок выполняет инструкции логопеда: -возьми мяч правой рукой; наступи на коврик левой ногой ;закрой правый глаз; дотронься до левого уха, правого колена; наклонись вправо  и т.д);

Январь

4-ая неделя

-Буква« К»;

-ориентировка в схеме собственного тела, различение правой и левой его части

-выкладывание «К» из счетных палочек;

- выкладывание «К» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «К» из ниточек на фланели;

-выкладывание «К» из липкой ленты на ковролине;

--игра «Робот» ( ребенок выполняет инструкции логопеда: -дотронься левой рукой до правого уха; закрой правой рукой левый глаз; возьмись левой рукой за правое колено, а правой рукой за левое ухо и т.д;

Январь

5-ая неделя

- Буква« К»;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «К» из пластилина;

-выложить букву «К» из элементов  магнитной  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «К» (починить букву );

-найти и обвести все буквы «К» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-показать рукой и назвать предметы, которые расположены справа-слева, впереди-сзади, сверху-внизу по отношению к себе ( игра « Что вокруг».);

Февраль

1-ая неделя

-Буква« Б »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «В»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «В»;

-найти букву «В» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-показать  и назвать предметы, которые расположены справа-слева, впереди-сзади, сверху-внизу по отношению к себе и к заданному предмету ( что находится справа от мишки и т.д.);

Февраль

2-ая неделя

-Буква« Б »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

-выкладывание «Б» из счетных палочек;

- выкладывание «Б» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «Б» из ниточек на фланели;

-выкладывание «Б» из липкой ленты на ковролине;

-написание «Б» в плоской тарелочке с манкой;

-выполнение простых инструкций: « Возьми кубик и поставь его справа от пирамидки , слева от ёжика, между слонёнком и котёнком и т.д.;

Февраль

2-ая неделя

-Буква« Б »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «Б» из соленого теста;

-выложить букву «К» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «Б» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «К» в предложенном тексте (ксерокопия книжной страницы);

-выполнение сложных инструкций: « Возьми игрушку, которая стоит справа от слонёнка и поставь её слева от ёжика, между слонёнком и котёнком и т.д.;

Февраль

3-я неделя

-Буква« Г »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «Г»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «Г»;

-найти букву «Г» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «Г» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на четыре части : «Поставь предмет в верхний правый угол и т.д.» ( Игра «Муха».)

Февраль

4-ая неделя

-Буква« Г »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

-выкладывание «Г» из счетных палочек;

- выкладывание «Г» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «Г» из ниточек на фланели;

-выкладывание «Г» из липкой ленты на ковролине;

-написание «Г» в плоской тарелочке с мелким песком;

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на шесть частей: «Поставь предмет в верхний правый угол; в средний верхний квадрат  и т.д.» ( Игра «Муха».)

Март

1-ая неделя

-Буква« Г »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

- согнуть букву «Г» из медной проволочки;

-выложить букву «Г» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «Г» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «Г» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на шесть частей: «Поставить предметы в разные его части по заданному образцу».

Март

2-ая неделя

-Буква« В »;

- тренировка  зрительного  внимания и зрительной памяти

--узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «В»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «В»;

-найти букву «В» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «В» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

- запомнить ряд из 5-6-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

Март

2-ая неделя

-Буква« В »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

-выкладывание «В» из магнитов на доске;

- выкладывание «В» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «В» из ниточек на фланели;

-выкладывание «В» из липкой ленты на ковролине;

-написание «В» в плоской тарелочке с манкой;

- графический диктант ( начиная от заданной точки под диктовку: 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо; 8 клеточек вверх и т.д. ( «Слонёнок» ).

Март

3-я неделя

-Буква« В »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

- слепить букву «В» из соленого теста;

-выложить букву «В» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «В» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «В» в предложенном тексте (ксерокопия книжной страницы);

- графический диктант «Ключик»;

Март

4-ая неделя

-Буква« Ы »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «Ы»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «Ы»;

-найти букву «Ы» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «Ы» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

- графический диктант «Жираф»;

Апрель

1-ая неделя

Буква« Ы »;

- тренировка  зрительного  внимания и зрительной памяти;

-выкладывание «Ы» из магнитов на доске;

- выкладывание «Ы» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «Ы» из ниточек на фланели;

-выкладывание «Ы» из липкой ленты на ковролине;

- запомнить ряд из 6-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

- запомнить ряд из 7-ми предметов, а затем сказать какого предмета не стало;

Апрель

2-ая неделя

-Буква« Ы »;

- тренировка  зрительного  внимания и зрительной памяти;

- сложить «Ы» из разрезанных кусочков;

-выложить букву «Ы» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «Ы» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «Ы» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-запомнить предметы и их расположение на полках стеллажа в кабинете , а затем воспроизвести по памяти;

Апрель

3-я неделя

-Буква« С »;

 -тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «С»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «С»;

-найти букву «С» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «С» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

-раскрасить изображение по буквам, каждой букве в части изображения соответствует определенный цвет ( например: К-красный; Г-синий и т.д.);

Апрель

4-ая неделя

-Буква« С»;

-ориентировка в схеме собственного тела, различение правой и левой его части

-выкладывание «С» из магнитов на доске;

- выкладывание «С» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «С» из ниточек на фланели;

-выкладывание «С» из липкой ленты на ковролине;

--игра «Робот» ( ребенок выполняет инструкции логопеда: -дотронься левой рукой до правого уха; закрой правой рукой левый глаз; возьмись левой рукой за правое колено, а правой рукой за левое ухо и т.д;

Апрель

5-ая неделя

-Буква« С »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «С» из соленого теста;

-выложить букву «С» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающую часть буквы «С» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «С» в предложенном тексте (ксерокопия книжной страницы);

-выполнение сложных инструкций: « Возьми игрушку, которая стоит справа от слонёнка и поставь её слева от ёжика и т.д.».

Май

1-ая неделя

-Буква« 3 »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «З» из пластилина;

-выложить букву «З» из элементов  магнитной  мозаики

-дописать недостающие элементы буквы «З» (починить букву );

-найти и обвести все буквы «З» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-показать рукой и назвать предметы, которые расположены справа-слева, впереди-сзади, сверху-внизу по отношению к себе ( игра « Что вокруг».);

Май

2-ая неделя

-Буква« З »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

-выкладывание «З» из магнитов на доске;

- выкладывание «З» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «З» из ниточек на фланели;

-выкладывание «З» из липкой ленты на ковролине;

-написание «З» в плоской тарелочке с манкой;

- графический диктант ( начиная от заданной точки под диктовку: « Зайчик».

Май

3-я неделя

-Буква« З »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

- согнуть букву «З» из медной проволочки;

-выложить букву «З» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы З» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «З» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на шесть частей: «Поставить предметы в разные его части по заданному образцу».

Май

4-ая неделя

-Буквы «К, Б, Г, В, Ы, С, З»;

-развитие тактильных ощущений;

-узнать наложенные изображения данных букв;

- обозначить буквы по предложенной инструкции: все буквы «К» в кружок, все буквы «Б» в треугольник, все буквы «Г» подчеркнуть одной чертой и т.д.;

-сложить данные буквы из предложенных элемнтов;

-реконструирование и конструирование букв: сложить восьмерку из семи палочек и, выполняя инструкцию, конструировать буквы: -убери одну палочку так, чтобы получилась буква «Б» и т.д.

 

Подведение итогов работы________________________________________________   

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профилактике оптической дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста

Дети, с общим недоразвитием речи нуждаются в целенаправленной работе по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, что хорошо воспринимается детьми на ...

Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....

"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".

В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...

Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "

В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....