Занятие по профилактике оптической дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шапкина Людмила Юрьевна

Дети, с общим недоразвитием речи нуждаются в целенаправленной работе по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, что хорошо воспринимается детьми на индивидуальных занятиях и особенно во время дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по профилактике

оптической  дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи: Развивать зрительно-пространственные функции, развивать память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, формировать языковый анализ и синтез, формировать лексику, грамматический строй речи, различать значение предлогов: над, под; коротких слов: право, лево, сзади, впереди, между.

Оборудование: схемы, картинки, иллюстрации, серии картинок, карточки с цифрами,  рабочая тетрадь, ручка, учебная доска, игрушка Незнайка, бумажный самолетик.

Ход занятия:  Сегодня на занятие к нам пришел Незнайка. Кто такой этот Незнайка? Правильно это герой из сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей». А как ты думаешь, почему его так зовут?

Ребенок: Потому, что он ничего не знает?

- Давай Незнайку научим тому, что знаем мы?

 Задание тебе и Незнайке:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
  6. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
  7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
  8. Отхлопать слово по слогам и назвать их количество.

- Незнайка удивлен, как ты много знаешь, и теперь  он тоже это знает. Но он не знает что такое -  гласные звуки в словах? Ты знаешь?

Ребенок: Гласные звуки можно петь и во рту они не встречают препятствий

-  Незнайка не может назвать гласные в слове, а ты можешь?

Дидактические игры:

- «Выдели гласные звуки в словах».  Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, дом, канава).

- «Запиши только гласные звуки в словах». (__и__а)

- «Выдели главные звуки, найти соответствующие буквы».

- «Разложи картинки под определенным сочетанием гласных». Например, предложить картинки на двухсложные слова: рука, окна, рама, лужа, корка, горка, ручка, сумка, каша, астра, луна, кошка, лодка, Выписываются следующие схемы слов:

а____а,      о______а,    у_____а.

Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаем  игровые задания:

«Повтори за Незнайкой».

  1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии
  4. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
  5. Найти слова из предложенных, состоящие из определенного количества слогов.

Для  развития фонематического анализа и синтеза предлагаются следующие задания для первого этапа обучения: Незнайка  придумал слова с 3, 4, 5 звуками, а ты? Еще он отобрал картинки, в названии которых 4 или 5 звуков, подними цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки.

Для различения значения предлогов ( маленьких слов) предлагаем ребенку игровые упражнения:

Еще поиграем с Незнайкой.

- Что вы видите над нами? (Потолок, люстру.) А на улице что увидим, если поднимем голову вверх? (Небо, облака, солнце.) Небо, облака, потолок, люстра – это все находится вверху, над нами. Предлог «Над» мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним. Посмотри на схему предлога «Над». Здесь шарик находится над кубиком. Запомни эту схему.

Незнайка:  - Ой, вот и к нам залетел бумажный самолетик. Посмотрите над чем он летит? ( Над столом, над доской, над полом и т.д.)

А теперь самолетик залетел куда – то? Куда он залетел? (Под стул, под стол и т.д.) Посмотри схему предлога «Под». Здесь шарик находится под кубиком.

Д/У «Тетрадь Незнайки».

- Помоги Незнайке вставить предлоги в предложения.

ЛАМПА ВИСИТ ……..СТОЛОМ.

БОТИНКИ СТОЯТ ……КРОВАТЬЮ.

Д/И «Поймай слово». Я называю тебе предлог, а ты составь с ним предложение.

Для отработки  слов: право, лево, сзади, впереди, между можно провести игру «Где спрятался Незнайка». (Ориентировка в пространстве.) Так же можно использовать игру – драматизацию для подгруппы детей «Кто за кем» по сказке «Репка».

В конце занятия Незнайка благодарит за то, что узнал много нового и поиграл в такие замечательные игры и обещает прийти еще раз. Можно вспомнить названия игр и упражнений, использованных на занятии вместе с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....

Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии для ребенка старшего дошкольного возраста.

Индивидуальный образовательный маршрут по профилактике оптической дисграфии. Расчитан на учебный год ( 35 недель- одно занятие 20 мин в неделю)....

"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".

В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...

Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "

В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....