Консультация для молодых специалистов на тему: «Документация воспитателя ДОУ по ФГОС ДО»
консультация

Янаева Фатима Тагировна
Консультация для молодых специалистов на тему:
«Документация воспитателя ДОУ по ФГОС ДО»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4

Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для молодых специалистов на тему:

«Документация воспитателя ДОУ по ФГОС ДО»

Подготовила ст. воспитатель: Янаева Ф.Т.

2023-2024 учебный год

       Консультация «Документация воспитателя ДОУ по ФГОС ДО»                                  Цель: систематизировать знания воспитателей о документации на группе в соответствии с ФГОС ДО.                                                                                                                        

Воспитатель в детском саду – ключевая фигура. От его грамотности, компетенции, а главное, любви и веры в детей, зависит весь микроклимат группы и состояние каждого ребенка в отдельности. Но работа воспитателем не состоит только в общении и воспитании детей. В работе воспитателя необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником при подготовке к новому учебному году, аттестации сада и воспитателя.

Ведение документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является необходимым этапом работы.                                                                                                   По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:                                                         1. Локальные акты – это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется.                                         Срок хранения – постоянно.                                                                                                                                В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:                                                                                1.1. Должностная инструкция воспитателя.                                                                                          1. 2. Инструкция по охране труда по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ и на детских игровых площадках                                                                                          1.3. Инструкции по охране труда для воспитателя и по видам работ                                                 2. Документация по организации работы воспитателя:                                                                      2.1. Рабочая программа, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно – образовательной работы с детьми определенного возраста.                                                                                                  2.2. Планирование воспитательно-образовательной деятельности. Комплексно-тематическое планирование. Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, но и в зависимости от особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем.                                                                                              

Комплексно-тематические планы – это планы работы с воспитанниками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца.

Перспективно - календарный план воспитательно-образовательной работы, в котором отражена перспективная работа на квартал: работа с воспитанниками на утро, во второй половине дня, работа по ПДД, по пожарной безопасности, досуги и развлечения, план работы с родителями, непрерывная образовательная деятельность (далее НОД), (в соответствии с рабочей программой), прогулки, индивидуальная работа с воспитанниками. Утренняя гимнастика выносится за план на каждые 2 недели.

 В первой половине дня воспитатель планирует беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку. Во второй половине дня - бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.

Перспективно-календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом.

2.3. Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий). Она помогает педагогу систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. Согласно требованию СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» о максимально допустимом объеме образовательной деятельности нагрузка в первой половине дня в младшей и средней группах не должна превышать 30-40 минут, в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине занятия времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами НОД- не менее 10 минут.                                                                          2.4. Оценка результатов освоения программы. Педагогическая диагностика. Каждый педагог во время работы постоянно изучает своих воспитанников. Такая работа проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Для этого документация воспитателя детского сада включает в себя карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе различных видов деятельности (речевой, познавательной, художественной, игровой, проектной и физического развития).

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

2.5. Портфолио - в современном дошкольном учреждении воспитателям приходится работать в условиях постоянной конкуренции. В большинстве случаев, портфолио воспитателя детского сада – это папка, которую создает и пополняет педагогический работник, с целью повышения своей квалификации, отправляясь на которую необходимо подтверждение трудовой деятельности.                                                                                                    Также можно сказать, что портфолио воспитателя – это своего рода форма для аттестации педагога, при помощи которой можно представить материалы своих работ, посещенных курсов, достигнутых успехов. Срок хранения – постоянно.                                                                                                                                                 2.6. Творческая папка по самообразованию (Срок хранения - постоянно). Любая профессия требует самосовершенствования, а уж тем более работа, связанная с детьми. Одним из путей повышения профессионального мастерства педагогов является самообразование. Это целенаправленная работа воспитателя по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Своевременное заполнение данного документа также помогает при сборе материалов для аттестации педагога. Выбирается тема и постепенно наполняется папка изученными материалами                                                                                                                                         2.7. План досуговой деятельности.                                                                                       3. Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ.                                   3.1. Табель посещаемости. Он необходим для того, во-первых, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и начисление родительской платы.                                                       Во-вторых, воспитателю проще сориентироваться на проведение НОД и раздачу материала для каждого ребенка.                                                                          В-третьих, он помогает отследить заболеваемость детей в определенные периоды, наметить работу, направленную на оздоровление, а в период адаптации выявить беспричинные пропуски, усложняющие успешное прохождение адаптации ребёнка к условиям ДОУ.                                                  3.2. Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках. Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО обязательно предполагает выявление сведений не только о детях, но и о родителях. В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу: - фамилия, имя ребенка; - дата рождения; - адрес проживания и телефоны; - ФИО родителей, бабушек и дедушек; - место работы родителей и телефоны; - социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья).

Воспитателю следует в тактичной беседе выяснить у родителей информацию и отразить ее в журнале. Причем нельзя разглашать полученные данные, сведения эти должны быть конфиденциальными. От родителей требуется еще и письменное согласие на обработку персональных данных. Полученные сведения помогают воспитателю нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, если таковое имеется. Да и ребенка можно лучше понять, если больше знать об условиях его проживания и статусе родителей.

3.3. Возрастной список детей и возрастные особенности Состав детей в одной и той же группе неоднороден по возрасту, и иногда разница может доходить до года. Воспитатель должен учитывать возраст каждого ребенка в группе, так как разница в возрасте влияет на особенности индивидуального подхода к каждому из детей. Простой список с указанием возраста может помочь предотвратить весьма серьезные проблемы в группе.

3.4. Режим дня группы. Режим дня на теплый и холодный период времени необходим для рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

3.5. Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет). Карта стула детей и утренний фильтр позволяет выявить заболевание ребёнка на ранней стадии и принять меры для сохранения здоровья детского коллектива группы. Утренний фильтр в других возрастных группах проводится и заполняется только в эпидемиологический период.

3.6. Адаптационный лист. На период адаптации детей вводится ещё один вид документа - адаптационный лист. В нём отмечается дата поступления ребёнка, его время пребывания в ДОУ, особенности поведения в знаковом исполнении. Своевременный анализ данного документа помогает педагогам выявить и устранить или сгладить проблему адаптации ребёнка. На основе анализа координируется совместная работа «педагог – медик – психолог – родители».

3.7. Журнал приема и ухода детей под роспись родителей. Ежедневный утренний прием детей должен проводиться воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают зев, кожу при наличии показаний измеряют температуру тела. В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела проводится во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются, а заболевшие в течении дня изолируются от здоровых детей в изолятор до прихода родителей.

4. Документация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.

4.1. План Взаимодействия с родителями воспитанников группы. Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель. Работа может быть расписана в различных формах проведения: - родительские собрания, - консультации (индивидуальные, групповые, - семинары-практикумы, - тематические выставки, - эпизодические беседы с родителями, - клубы по интересам, - совместные праздники, - развлечения и досуги, - анкетирование, - родительские посиделки, - тренинги – экскурсии, - туристические походы, - участие родителей в общественной жизни группы и прочее. Сколько мероприятий планировать, каждый определяет сам. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения. Рекомендуются: - акции, мастер-классы, тренинги, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий , организованных учреждениями культуры, по запросу ДОУ, семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные, - прогулки, экскурсии, - проектная деятельность, - семейный театр.

4.2. Протоколы родительских собраний группы. Протокол родительских собраний в детском саду является важным документом. К его составлению нужно подходить ответственно и грамотно. Любое решение становится правомочным только в случае наличия протокола. Его необходимо вести всегда, вне зависимости от степени важности обсуждаемых вопросов. Тетрадь протоколов заводится во время комплектования группы и ведется до выпуска из детского сада. Она нумеруется постранично, подшивается, скрепляется печатью детского сада и подписью заведующей. План составления протокола: - Полное название учреждения - Дата проведения собрания в ДОУ - Перечень присутствующих (педагоги, администрация, родители) - Тема встречи (повестка дня) - Перечень докладчиков (воспитатели, медицинский работник, логопед, педагог-психолог, руководители кружков, студий, родители и т. д.) - Решения - Подпись секретаря, воспитателя, и председателя родительского комитета Все протоколы хранятся у воспитателя.

5. Также, в свете современных требований, у воспитателя должны быть следующие журналы: - проведения инструктажей с воспитанниками - контроля за параметрами микроклимата; - мытье игрушек - осмотр рук и открытых частей тела на наличие гнойничковых заболеваний и других нарушений целостности кожного покрова младшего воспитателя.

6. Паспорт группы (с картотекой материалов по шкафам) Для грамотного планирования и ведения документации нужно твердо знать основную образовательную программу ДО ДОУ, на основании которой строятся почти все остальные документы.

Итак, перечислим  перечень  документов необходимых воспитателю каждой возрастной группы. По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:                                    

1. Локальные акты 1.1. Должностная инструкция воспитателя. 1. 2 Инструкция по охране труда по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ и на детских игровых площадках 1.3. Инструкции по охране труда для воспитателя и по видам работ 2. Документация по организации работы воспитателя: 2.1. Рабочая программа. Перспективно-календарное планирование. 2.3. Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий). 2.4. Оценка результатов освоения программы Педагогическая диагностика. 2.6. Творческая папка по самообразованию (Срок хранения - постоянно). 2.7. План досуговой деятельности 3. Документация по организации работы с воспитанниками ДОУ. 3.1. Табель посещаемости. 3.2. Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках. 3.3. Возрастной список детей и возрастные особенности 3.4. Режим дня группы. 3.5. Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет). 3.6. Адаптационный лист. 3.7. Журнал приема и ухода детей под роспись родителей. 4. Документация по организации взаимодействия с семьями воспитанников. 4.1. План Взаимодействия с родителями воспитанников группы. 4.2. Протоколы родительских собраний группы. 5. Также, в свете современных требований, у воспитателя должны быть следующие журналы: - проведения инструктажей с воспитанниками - контроля за параметрами микроклимата; - мытье игрушек - осмотр рук и открытых частей тела на наличие гнойничковых заболеваний и других нарушений целостности кожного покрова младшего воспитателя. 6. Паспорт группы (с картотекой материалов по шкафам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.Ребено...

Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка".

Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка". Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Ку...

Консультация "Документация воспитателя в соответствии ФГОС ДО.

Повышение компетентности воспитателей в вопросах ведения основной документации в соответствии с ФГОс ДО и положении о документации ДОУ....

Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО.

Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО....

Консультация для молодого специалиста «Как стать воспитателем»

Воспитатель является одним из самых близких к ребенку взрослых. Занимаясь профессиональной подготовкой детей к школе, он сочетает в себе функции педагога и мамы. Хорошим воспитателем может с...

Консультация с молодыми специалистами по теме "Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства"

Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных у...