Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: «Узнайте своего ребенка: тайны темперамента»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ткаченко Светлана Александровна

«Узнайте своего ребенка: тайны темперамента»

"Проблема, которую переживают многие родители, заключается в том,

что они затрачивают слишком много времени и усилий,

пытаясь изменить то единственное,

чего они изменить не могут – темперамент своего ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobrani.docx306.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему:

«Узнайте своего ребенка: тайны темперамента»

Проблема, которую переживают многие родители, заключается в том,

что они затрачивают слишком много времени и усилий,

пытаясь изменить то единственное,

чего они изменить не могут – темперамент своего ребенка.

Роберт Дж Маккензи

Цель: ознакомление родителей с уникальными чертами и особенностями темперамента своего ребенка.

Задачи:

  • помочь узнать тип темперамента своего ребенка;
  • раскрыть особенности каждого типа темперамента;
  • рассмотреть, как строить общение с ребенком о типу темперамента;
  • помочь найти баланс в детско-родительских отношениях.

Понятия для обсуждения: темперамент, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Ход собрания

1. Актуализация проблемы.

Здравствуйте, дорогие Родители! На нашем сегодняшнем собрании мы вместе с Вами раскроем уникальные черты вашего ребенка.

Каждому родителю необходимо знать темперамент ребенка, своего сына или дочки. Поняв его особенности, можно определить причины возникающих проблем в воспитании, общении. Почему одни дети с удовольствием собирают конструкции из кубиков в полной тишине, а другим необходимо носиться по квартире, расшвыривая все на своем пути? Почему одни дети в шумной компании чувствуют себя как рыба в воде, а другие стараются отойти в тихий уголок, чтобы играть в полном одиночестве? Все это говорит о темпераменте вашего ребенка. При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как ребенок учится, играет, переживает и радуется.

Сегодня мы с вами сможем раскрыть все тайны темперамента вашего ребенка.

2. Основная часть.

Что же такое темперамент? Темперамент — это врождённое сочетание свойств человека, которое проявляется в особенностях поведения, реакций и способах взаимодействия с окружающим миром.

Темперамент ребенка начинает проявляться с самого рождения. Это выражается в

той скорости, с которой малыш переходит от улыбки к плачу и наоборот, в его

реакции на близких и малознакомых людей и даже в том, насколько быстро и легко

ребенок засыпает.

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический, холерический. Однако следует помнить, что темперамент любого человека нельзя целиком «уложить» в рамки какого-то одного типа. У большинства людей наблюдается смешение признаков.

Предлагаю Вам пройти небольшой тест на определение типа темперамента вашего ребенка. При выборе правильного варианта ответа, придется вспомнить приведенные ситуации или попытаться их представить.

Тест «Определение темперамента своего ребенка»

Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и обведите соответствующую букву.

№1. Нарушен строгий запрет. Какова реакция на проявление родителями недовольства?

  • А. Соглашается, что поступил плохо. Вскоре забывает об этом.
  • Б. Волнуясь, объясняет причины поступка. Старается оправдаться.
  • В. Молча выслушивает. Нехотя признает неправоту.
  • Г. Плачет, долго переживает случившееся.

№2. Идет игра, требующая быстрых решений. Характерное поведение:

  • А. Действует ровно, уверенно, с хорошим настроем.
  • Б. Активен, стремится победить.
  • В. Обдумывает действия и спокойно выполняет.
  • Г. Волнуется, сомневается. Может отказаться играть.

№3. У детей завязался спор. Каковы действия малыша?

  • А. Выслушивает других, но настаивает на своем.
  • Б. Волнуется, кричит, перебивая остальных.
  • В. Слушает других.
  • Г. Не решается высказать мнение.

№4. Насколько быстро проявляется усталость?

  • А. Способен бегать целый день, как заводной. Утомляется к вечеру.
  • Б. Бывает очень активным, потом резко жалуется, что устал.
  • В. Отличается средней энергичностью, не слишком подвижен.
  • Г. Легко утомляется.

№5. Какие эмоции проявляются, если предстоит войти в новый коллектив (группу, команду)?

  • А. Настроен положительно, ждет интересного общения.
  • Б. Волнуется, возбужден.
  • В. Не проявляет беспокойства.
  • Г. Нервничает, хочет остаться дома.

№6. Особенности речи:

  • А. Говорит живо, эмоционально, иногда слишком много.
  • Б. Часто повышает голос, плохо сдерживается.
  • В. Тщательно подбирает слова.
  • Г. Разговаривает тихо, позволяет себя перебивать.

№7. Роль в детской компании:

  • А. Лидер, весельчак.
  • Б. Стремится к лидерству. Раздражается при неудаче.
  • В. Средние роли.
  • Г. Подчиняется большинству.

№8. Как воспринимается одиночество?

  • А. Быстро начинает скучать.
  • Б. Легко находит интересное занятие.
  • В. Спокойно играет.
  • Г. Чувствует себя комфортно. Умеет интересно провести время.

№9. Какие игры предпочитаются?

  • А. Подвижные, спортивные.
  • Б. Логические.
  • В. Несложные.
  • Г. Настольные игры без соревновательного момента.

Результаты теста 

Теперь подсчитайте количество ответов каждой категории. Каких больше всего? Результат интерпретируется так:

Преобладание вариантов А указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов Б, вероятнее всего, ваш ребенок – холерик. Если вы выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик, а если вариант Г, то меланхолик.

Предлагаю познакомиться с описанием типов темпераментов.

Характеристика темпераментов:

  • Cангвиники. Характеризуются живостью, возбудимостью, быстрой сменой настроений и легкостью в переживании неудач. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми.
  • Холерики. Также, как и сангвиники, холерики отличаются быстротой нервных реакций, возбудимостью, резкой сменой настроений, но при этом они неуравновешенны и склонны к длительным переживаниям.
  • Меланхолики отличаются медлительностью нервных реакций, длительностью перехода из одного настроения в другое. Легко ранимы и долго переживают любые, даже незначительные, неприятности.
  • Флегматики, также, как и меланхолики, характеризуются медлительностью нервных реакций. При этом они невозмутимы, уравновешены, слабо подвержены влиянию внешних факторов.

После рассмотрения типов темперамента становится ясно, что подход к детям не может быть одинаковым. Взрослый должен осознавать, как ребенок воспринимает складывающиеся жизненные ситуации. Чтобы воспитание имело положительный результат, важно найти «волшебный ключик» к детскому внутреннему миру. Знание типа темперамента означает понимание сильных и слабых сторон своего ребенка. Например:

  • Холерика бесполезно просто наказать за устроенную в магазине истерику, лучше отвлечь его более сильным стимулом, ведь он легко переключается.
  • Меланхолика не стоит ругать за беспричинно испорченное настроение, так как он очень чувствителен.
  • Медлительность флегматика – проявление его основательности, спокойствия, поэтому самое лучшее: сохраняете самообладание.
  • Из сангвиника энергия бьет ключом, так как он полон организаторских способностей, надо воспользоваться этим для их активного воплощения в семье, в школе.

Более подробно разобраться в подходах воспитании по типу темперамента, важности слов поддержки и одобрения для вашего ребенка, допустимы ли наказания и какие они могут быть, нам поможет видеоролик.

Воспитатель демонстрирует ролик о том, как строить общение с ребенком о типу темперамента [Режим доступа: https://youtu.be/P7j0FofL8VU?si=psgvTwHuBG5nwNQW].

3. Рефлексия.

Завершая разговор о типах темперамента, хочется добавить, что многие конфликты и непонимание поступков ребёнка обусловлены несовпадением типов темперамента ребенка и взрослого, который его воспитывает. Разрешить противоречие может только чуткое отношение к ребёнку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей. Будьте внимательны и терпеливы к ребёнку с любым типом темперамента, не «ломайте» то, что заложено в вашем ребёнке природой.

В завершении собрания родителям предлагается памятка: «Советы по воспитанию ребенка с определенным типом темперамента».

Практические упражнения.

Упражнение «Ситуации»

Каждая группа получает задание, в котором представлена ситуация с непослушным ребенком. Необходимо определить тип темперамента ребенка и выбрать из предложенных приемов наиболее приемлемые воздействия. Проводится обсуждение в группах в течение 5-10 минут. Затем каждая группа зачитывает предложенную ситуацию и разбирает ее. При необходимости ведущий оказывает помощь в выборе наиболее эффективных способов воздействия на ребенка с определенным преобладающим типом темперамента.

Группа 1

Боря — типичный непоседа. Ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, постоянно болтает. Исключение составляют занятия с конструктором, во время которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он очень быстро — «проглатывает» слова. Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям родителей часто не подчиняется. Легко увлекается каким-либо делом (хорошим или плохим), но быстро охладевает к нему. На замечания не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому все нипочем.

Группа 2

Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом мамы или папы, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос отвечает, не подумав, и потому часто невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. Никогда не сидит на месте, бегает или борется с кем-нибудь. Требования родителей игнорирует.

Группа 3

Коля обычно сидит спокойно, редко реагирует на воздействия окружающих. Часто занимается посторонними делами во время выполнения домашнего задания. На замечания родителей не реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает и чувствует в данный момент. Кажется, его трудно рассердить или рассмешить, но когда он сердится, совершенно теряет контроль над собой: были случаи, когда он оскорблял товарищей и родителей. Обычно спокоен, но, если кто-то его сильно беспокоит, может сделать невзначай какую-нибудь пакость. Ребята побаиваются его. Замечания взрослых игнорирует.

Группа 4

Дима — болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда ему запретили гулять на улице, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и весь день сидел расстроенный и подавленный. В школе на уроках часто занимается посторонними делами. В играх с другими мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда тот не играет с ним. Если кто-нибудь делает ему замечание, он краснеет и долго оправдывается. Часто примыкает к драчунам, хотя сам в драке участия не принимает, подзадоривает других. При появлении взрослого сразу же убегает.

Какие из нижеперечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к герою ситуации и почему?

1. Наказать (лишить чего-либо, другое).

2. Разъяснить правила поведения дома.

3. Дать ответственное поручение.

4. Провести беседу.

5. Представить поведение в смешном виде.

6. Чаще поощрять за хорошие поступки.

7. Сблизить с товарищами. Предложите свой вариант.

Упражнение «Разговор цыпленка с червяком»

Участники разделены на 4 группы. Каждая группа получает рисунок «Разговор цыпленка с червяком». Необходимо определить тип темперамента цыпленка и объяснить свой выбор.

 

Упражнение «Сильные и слабые стороны»

У вас на листочках нарисованы деревья. Вы знаете, что ствол дерева на протяжении  жизни  растет,  увеличивается,  но  не  меняется,  а  листочки  на  нем каждый  год  появляются  новые.  Так и наш темперамент не  меняется,  а  черты характера мы с вами можем  воспитать. Мы с вами взрослые люди и наверняка вы уже знаете тип  своего  темперамента,  его  сильные  и  слабые  стороны.  На  стволе запишите тип своего темперамента, а на зеленых листочках – те черты характера которые вам нравятся в себе; на желтых листочках напишите  те  черты  характера,  которые  не  нравятся  Вам  и  от  которых  вы  бы хотели избавиться, а  на  красных – те, которых вам не хватает и которые вы бы хотели возможно развивать.

Пересаживаемся по группам (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики).

Вопросы к каждой группе: Назовите свои положительные качества, которые вам нравятся. От каких качеств вы хотели бы избавиться?  Каких качеств вам не хватает?

Памятка для родителей: «Советы по воспитанию ребенка с определенным типом темперамента»

Советы по воспитанию ребёнка-сангвиника:

  1. Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Этот милый ребёнок всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.
  2. Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, обратите внимание на качество выполнение работы! Например, не разрешайте приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый. Предложите ребёнку плохо выполненную работу сделать заново: «Что-то мы с тобой кляксы по всему рисунку не заметили?! Попробуй ещё раз дождик мелкий-мелкий нарисовать».
  3. Не ругайте ребёнка за несообразительность, рассеянность, несерьёзность, неаккуратность. Собранность и аккуратность формируется у сангвиника с большим трудом, чем у детей с другим темпераментом. Воспитывайте эти черты примером, занимайтесь с ребёнком и чаще хвалите его.

Советы по воспитанию ребенка – холерика:

  1. Основным подходом в воспитание ребенка – холерика является принцип, который условно можно назвать «Ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте энергию ребенка на полезные дела.
  2. Не запрещайте ребенку быть активным. Играйте с ним в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана холерику природой, должна быть использована.
  3.  У детей – холериков от природы слабый тормозной процесс, поэтому их не следует корить за чрезмерное возбуждение, они не услышат слов. Здесь уместны шутки и юмор. Лучше помочь обуздать возбуждение, предложив ребенку другое, интересное и спокойное дело.
  4. Контролировать слишком бурные проявления холериков помогают спокойные игры, интересное хобби. Используйте настольные игры – лото, конструирование, выпиливание, оригами, вышивание, рисование. Словом, все, что нравится вам и ребенку, увлекает вас обоих и требует времени и сил, а значит, усидчивости, сосредоточенности.
  5. Маленькому холерику выполнить правила общения с другими детьми: уступать, не лезть вперёд, ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя подсказку напоминание, одобрение, замечание.

Советы по воспитанию ребёнка - меланхолика:

  1. Основным подходом воспитание ребёнка - меланхолика является принцип, который условно можно назвать «не навреди».
  2. Помните о том, что ребёнок - меланхолик нуждается в особом понимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте  с ним поласковей, помягче, чаще прибегаете к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.
  3. У маленького - меланхолика обязательно должен быть в семье человек (мама или папа, бабушка или дедушка, строение или брат), наконец, домашнее животное, которому бы он мог довериться полностью, получать от него тепло и внимание.
  4. При взаимодействии с меланхоликом важен щадящий режим и принцип постепенности. Пока малыш маленький, сузьте круг знакомств и сильных раздражителей, которыми являются незнакомые взрослые, большое количество игрушек, резкий и громкий шум.
  5. Никогда не делайте своему ребёнку замечание на людях - это провоцирует развитие серьезных комплексов.
  6. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делаете паузу. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут и довести до стресса.
  7. Стрессовой для ребёнка - меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.
  8. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости, общительности, стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
  9. Не пугайте и не запугивайте своего ребенка. Ребенку – меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

Советы по воспитанию ребенка – флегматика:

  1. Основным подходом в воспитании ребенка – флегматика является принцип, который условно можно назвать «не торопи». Помни о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени. Такой сильный раздражитель, как крик – затормаживает ребенка и вместо того, чтобы поторопится, ребенок замирает.
  2. Важно набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами.
  3. Нельзя резко обрывать ребенка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности. Призовите на помощь песочные часы, будильник – ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания.
  4. Обязательно хвалите даже за незначительное проявление расторопности.
  5. Учите ребенка рационально распределять время. Если ребенок приступил к выполнению задания, не оставляйте его одного, побудьте рядом, иначе период раскачки и начала дела может растянуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Как помочь ребенку адаптироваться в школе"

Как помочь нашим детям адаптироваться в школе, найти в ней свое место, не растеряв при этом тот багаж, который они получили в детском саду...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Знаете ли вы своего ребенка"

Цель собрания:подвести итоги совместной деятельности детей, родителей и воспитателя  за прошедший год.определить перспективы на будущее.Задачи родительского собрания:отследить динамику психическо...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Как помочь ребенку адаптироваться в школе"

Помочь родителям разобраться в трудностях, которые испытывает их ребёнок в период адаптации к обучению в  школе, проанализировать своё отношение к этой проблеме и найти пути её разрешения....

Конспект родительского собрания в младшей группе "Знаете ли вы своего ребенка"

Задачи:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей трёх лет.2. Рассказать об особенностях данного периода развития....

Конспект родительского собрания в средней группе «Знаете ли вы своего ребенка?»

Конспект родительского собрания в средней группе «Знаете ли вы своего ребенка?»...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

   Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемойвовлечение родителей в образовательный процесс детского сада,налаживанием взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.Имен...