Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию по теме «Россия - Родина моя»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тихонюк Жанна Тачетдиновна

Занятие рекомендовано воспитателям подготовительных групп,с целью развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект организованной образовательной деятельности

по нравственно- патриотическому воспитанию

по теме «Россия - Родина моя»

для детей подготовительной группы «Ромашки»

воспитатель Тихонюк Ж.Т.

пгт.Берёзово ХМАО-Югра

2023

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам с использованием фольклорных произведений.

Развивающие:

• Развивать познавательные интересы;

• Развивать умение правильно строить свой ответ согласно грамматическим правилам;
Воспитательные:

• Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
• Расширять представления о природе России;
• Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
• Создать радостное и веселое настроение у детей. 

Форма проведения. Комбинированное занятие в нетрадиционной форме.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное,  физическое развитие.

Предварительная работа: 

1. Беседы о родной стране – России; о малой родине пгт.Берёзово.
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия» (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождение своей страны.

5. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам; беседа о птицах.
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, , сказка «Финист – Ясный Сокол»;
8.Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи»;
9. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.

Использование педагогических технологий. Игровая, здоровьесберегающая, интерактивные подходы в учебном процессе.

Методы и приёмы: наглядные (картинки, иллюстрации), словесные (чтение сказок, потешек, беседы), практические(занятия).

Материалы: Изображения герба, флага и карта России. Гимн России, музыка, интерактивная доска.

Словарная работа: Россия, герб, гимн, булава, скипетр.

«Зиновий-синичник», Синичкин день, Русь.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, посмотрите сколько гостей в нашем зале. Давайте поздороваемся.

Ну-ка , дети , встанем в круг           ( встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг…            показывают

Дружно за руки возьмёмся               берутся за руки

И друг другу улыбнёмся

Мы живём под небом синим            руки вверх

Мы ребята из России                         шагаем

 Югра, Берёзово, и Москва-               

Это всё моя страна

Великая, единая,                           (взяться за руки, поднять

                                                             Вверх и шагать)

Ни кем непобедимая!                     

-Я рада видеть всех ребят нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! На планете много разных стран, но самая большая наша страна, в которой мы живем... (Кидаем мяч по очереди). Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

Глеб. расскажет стихотворение, почему у нашей страны такое название?

Стихотворение:

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали Россия.

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель: Дети, скажите еще раз, как наша страна называется… Россия.

Граждане России называются …россияне.

Воспитатель: – Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.

А сейчас ребята – Назовите столицу России. (Москва.)

Карина расскажет стихотворение о Москве.

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В. В. Путин)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

–Расскажите, как выглядит наш флаг и какой цвет, что символизирует…– Молодцы!

(Флаг – это государственный символ страны. Государственный флаг обозначает единство страны. Полотнище флага состоит из трех полос (белого, синего, красного цвета). Белый цвет обозначает — мир и чистоту, синий – небо, правда и верность, красный – огонь, отвагу и красоту, любовь. Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолетах.)

Воспитатель: А кто расскажет о гербе нашей страны?( Расскажет Максим)

У России герб красивый,
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простёр широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!

Ребята, а где можно увидеть герб ещё?( Герб страны печатают на российских монетах. Герб нашей страны используют на печатях, которые подтверждают подлинность документов.)

Воспитатель: что же такое гимн?

(Гимн это самая главная песня страны. О том, как мы её любим. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.

Физкультминутка:     

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Сели на стульчики.

-Ребята, а как вы понимаете что такое Малая Родина?(Это место, где родился, там, где мой садик, мой дом, живут мои родители).

(Даша расскажет стихотворение о своём поселке.)

Ребята, а давайте вспомним, какие праздники есть в нашей стране?

(Новый год,8 марта, День России, Вороний день, День Победы,)

-Ребята, раньше Россия называлась иначе, называли Русью.

На Руси любили разные праздники. Были праздники, посвящённые именно птицам. Хотите оказаться в Руси?

(За столом у самовара сидит хозяюшка и звучит русская народная мелодия) 

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости, дорогие! Милости прошу в мою избу!

-Ребята, а вот и хозяюшка нас в гости приглашает, пойдём?

 Хозяйка:

 «Синицы летали над избой моей.

  Словно песни пели о судьбе своей,

  Поднимали в небо, будто звали нас.

  С ними веселиться в этот поздний час»

- С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Зиновий – синичник».   

Воспитатель

-А почему у него такое название?

 Хоз. В старину синиц называли «зинька», так вот, люди приметили, что «зиньки» прилетали к жилью именно в день этих святых, и поэтому церковное наименование дня изменили, и теперь это «Зиновий-синичник» или «Синичкин день». Но в этот день прилетали и другие зимующие птицы – снегири, свиристели, щеглы, чечетки. Люди в этот день готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Воспитатель- Почему именно Синичкин день?  Я вам расскажу.

Воспит. Потому ,что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. Так только, синички куда- то все улетели…
Воспит.

-Ребята, а какой же праздник без самой главной героини - синички? Давайте её позовём.

Дети зовут Синицу: «Птичка – синичка лети к нам!»

Под музыку вылетает Синица (Василиса)

Синица:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Хозяюшка!

Синица:

- Я очень рада, что вы про меня не забыли!

У меня много пернатых друзей. Но не смогли птицы прилететь.

Воспит. Не переживай синичка, пока тебя не было, твои друзья прислали нам своё фото, а дети расскажут интересные факты из их жизни.(Дети рассказывают)

-Синичка, а ты, хотела бы нас порадовать?

-Да, я расскажу стихотворение. 

Хозяйка -Ребята, а вот в старину часто пели частушки.

Воспитатель

 - А наши ребята знают птичьи частушки, синичка спой вместе с нами. Давайте повеселим хозяюшку.

(дети исполняют частушки)

Птичьи частушки.

1. Чик-чирк, пришла зима.

Покормить бы нас пора!

Мы ребята-воробьята

Очень шустрые ребята!

2. Я сорока – белобока

Новость на хвосте несу –

Покормите птиц зимою,

Очень, очень вас прошу

4. Я – снегирь, люблю рябину,

В декабре я к вам лечу.

Не боюсь теперь я зиму –

Я с ребятами дружу!

5. В красной шапке я сижу,

Крепким клювом я стучу.

Добрый доктор я лесной,

Подружитесь вы со мной!

6. Я – синица, хоть куда!

И находчива, умна!

По кормушкам я летаю

И все крохи собираю.

Хозяюшка

-Порадовали вы меня. позабавили, спасибо, гости дорогие.

Воспит.

-Наши дети умеют играть на музыкальных инструментах и петь   песни. (Игра на муз.инструментах)

Сели на стульчики.

Воспитатель.

-А наши дети не только петь и играть на музыкальных инструментах умеют, они ещё про синичек народные приметы знают.

Хозяйка.

-а вот я сейчас проверю…

Синица пищит – зиму вещает

Свистит синица на ясный день.

Если сядет тебе синица на руку, надо загадать желание.

В марте синичка щебечет к хорошей погоде.

Если прилетят синицы – значит, скоро ударят первые морозы.

Синица порхает под окном – к холоду.

Воспитатель.

-что-то засиделись мы, может в хороводную игра поиграем?

Хороводная игра «Летал, летал воробей».

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По синю морю(2 раза)

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как ....девушки.... ходят.(2 раза)

Хоровод останавливается и под дружные аплодисменты "воробьи" превращаются в "девиц", круг поёт:

А девушки ходят эдак,(2 раза)
Вот они вот эдак, вот они вот эдак.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,

Как молодцы ходят (2 раза)

А молодцы ходят этак(2 раза)

Вот они вот этак.

Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По синю морю(2 раза)

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,

Как старушки ходят(2 раза)

А старушка ходят этак(2 раза)

Воспит. Ребята, нашей синичке пора улетать к своим пернатым друзьям, давайте с ней попрощаемся. (Синичка улетает)

- Ребята, хозяйка посмотрите, эту корзинку с угощения вам Синица оставила.

Рефлексия. Ребята, если вам было интересно, увлекательно, познавательно, возьмите, пожалуйста цветную картинки, если вам не всё понравилось, или было сложно, возьмите черно-белую картинку.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным  и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. - М.: Издательство «Скрипторий-2003», 2008.
  3. Козлова С.А. Мой мир. - М.: Линка-Пресс, 2000.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: Сфера, 2003.
  5. Маханёва Н.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.  - М.: Издательство «Аркти», 2004.
  6. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
  7. Интернет-источник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе

Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Образовательные:Продолжать уточнять, расширять знания и пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"

Закрепить понятия   о глобусе и  символике  России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям...