Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию по теме «Россия - Родина моя»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие рекомендовано воспитателям подготовительных групп,с целью развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Конспект организованной образовательной деятельности
по нравственно- патриотическому воспитанию
по теме «Россия - Родина моя»
для детей подготовительной группы «Ромашки»
воспитатель Тихонюк Ж.Т.
пгт.Берёзово ХМАО-Югра
2023
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные:
• Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам с использованием фольклорных произведений.
Развивающие:
• Развивать познавательные интересы;
• Развивать умение правильно строить свой ответ согласно грамматическим правилам;
Воспитательные:
• Воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
• Расширять представления о природе России;
• Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
• Создать радостное и веселое настроение у детей.
Форма проведения. Комбинированное занятие в нетрадиционной форме.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России; о малой родине пгт.Берёзово.
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия» (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождение своей страны.
5. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам; беседа о птицах.
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, , сказка «Финист – Ясный Сокол»;
8.Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи»;
9. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Использование педагогических технологий. Игровая, здоровьесберегающая, интерактивные подходы в учебном процессе.
Методы и приёмы: наглядные (картинки, иллюстрации), словесные (чтение сказок, потешек, беседы), практические(занятия).
Материалы: Изображения герба, флага и карта России. Гимн России, музыка, интерактивная доска.
Словарная работа: Россия, герб, гимн, булава, скипетр.
«Зиновий-синичник», Синичкин день, Русь.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, посмотрите сколько гостей в нашем зале. Давайте поздороваемся.
Ну-ка , дети , встанем в круг ( встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг… показывают
Дружно за руки возьмёмся берутся за руки
И друг другу улыбнёмся
Мы живём под небом синим руки вверх
Мы ребята из России шагаем
Югра, Берёзово, и Москва-
Это всё моя страна
Великая, единая, (взяться за руки, поднять
Вверх и шагать)
Ни кем непобедимая!
-Я рада видеть всех ребят нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! На планете много разных стран, но самая большая наша страна, в которой мы живем... (Кидаем мяч по очереди). Как она называется? (Россия.)
– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).
Глеб. расскажет стихотворение, почему у нашей страны такое название?
Стихотворение:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали Россия.
– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель: Дети, скажите еще раз, как наша страна называется… Россия.
Граждане России называются …россияне.
Воспитатель: – Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.
А сейчас ребята – Назовите столицу России. (Москва.)
Карина расскажет стихотворение о Москве.
Стихотворение:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя
Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В. В. Путин)
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
–Расскажите, как выглядит наш флаг и какой цвет, что символизирует…– Молодцы!
(Флаг – это государственный символ страны. Государственный флаг обозначает единство страны. Полотнище флага состоит из трех полос (белого, синего, красного цвета). Белый цвет обозначает — мир и чистоту, синий – небо, правда и верность, красный – огонь, отвагу и красоту, любовь. Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолетах.)
Воспитатель: А кто расскажет о гербе нашей страны?( Расскажет Максим)
У России герб красивый,
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простёр широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!
Ребята, а где можно увидеть герб ещё?( Герб страны печатают на российских монетах. Герб нашей страны используют на печатях, которые подтверждают подлинность документов.)
Воспитатель: что же такое гимн?
(Гимн это самая главная песня страны. О том, как мы её любим. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Сели на стульчики.
-Ребята, а как вы понимаете что такое Малая Родина?(Это место, где родился, там, где мой садик, мой дом, живут мои родители).
(Даша расскажет стихотворение о своём поселке.)
Ребята, а давайте вспомним, какие праздники есть в нашей стране?
(Новый год,8 марта, День России, Вороний день, День Победы,)
-Ребята, раньше Россия называлась иначе, называли Русью.
На Руси любили разные праздники. Были праздники, посвящённые именно птицам. Хотите оказаться в Руси?
(За столом у самовара сидит хозяюшка и звучит русская народная мелодия)
Хозяйка:
- Здравствуйте, гости, дорогие! Милости прошу в мою избу!
-Ребята, а вот и хозяюшка нас в гости приглашает, пойдём?
Хозяйка:
«Синицы летали над избой моей.
Словно песни пели о судьбе своей,
Поднимали в небо, будто звали нас.
С ними веселиться в этот поздний час»
- С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Зиновий – синичник».
Воспитатель
-А почему у него такое название?
Хоз. В старину синиц называли «зинька», так вот, люди приметили, что «зиньки» прилетали к жилью именно в день этих святых, и поэтому церковное наименование дня изменили, и теперь это «Зиновий-синичник» или «Синичкин день». Но в этот день прилетали и другие зимующие птицы – снегири, свиристели, щеглы, чечетки. Люди в этот день готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Воспитатель- Почему именно Синичкин день? Я вам расскажу.
Воспит. Потому ,что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. Так только, синички куда- то все улетели…
Воспит.
-Ребята, а какой же праздник без самой главной героини - синички? Давайте её позовём.
Дети зовут Синицу: «Птичка – синичка лети к нам!»
Под музыку вылетает Синица (Василиса)
Синица:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Хозяюшка!
Синица:
- Я очень рада, что вы про меня не забыли!
У меня много пернатых друзей. Но не смогли птицы прилететь.
Воспит. Не переживай синичка, пока тебя не было, твои друзья прислали нам своё фото, а дети расскажут интересные факты из их жизни.(Дети рассказывают)
-Синичка, а ты, хотела бы нас порадовать?
-Да, я расскажу стихотворение.
Хозяйка -Ребята, а вот в старину часто пели частушки.
Воспитатель
- А наши ребята знают птичьи частушки, синичка спой вместе с нами. Давайте повеселим хозяюшку.
(дети исполняют частушки)
Птичьи частушки.
1. Чик-чирк, пришла зима.
Покормить бы нас пора!
Мы ребята-воробьята
Очень шустрые ребята!
2. Я сорока – белобока
Новость на хвосте несу –
Покормите птиц зимою,
Очень, очень вас прошу
4. Я – снегирь, люблю рябину,
В декабре я к вам лечу.
Не боюсь теперь я зиму –
Я с ребятами дружу!
5. В красной шапке я сижу,
Крепким клювом я стучу.
Добрый доктор я лесной,
Подружитесь вы со мной!
6. Я – синица, хоть куда!
И находчива, умна!
По кормушкам я летаю
И все крохи собираю.
Хозяюшка
-Порадовали вы меня. позабавили, спасибо, гости дорогие.
Воспит.
-Наши дети умеют играть на музыкальных инструментах и петь песни. (Игра на муз.инструментах)
Сели на стульчики.
Воспитатель.
-А наши дети не только петь и играть на музыкальных инструментах умеют, они ещё про синичек народные приметы знают.
Хозяйка.
-а вот я сейчас проверю…
Синица пищит – зиму вещает
Свистит синица на ясный день.
Если сядет тебе синица на руку, надо загадать желание.
В марте синичка щебечет к хорошей погоде.
Если прилетят синицы – значит, скоро ударят первые морозы.
Синица порхает под окном – к холоду.
Воспитатель.
-что-то засиделись мы, может в хороводную игра поиграем?
Хороводная игра «Летал, летал воробей».
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По синю морю(2 раза)
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как ....девушки.... ходят.(2 раза)
Хоровод останавливается и под дружные аплодисменты "воробьи" превращаются в "девиц", круг поёт:
А девушки ходят эдак,(2 раза)
Вот они вот эдак, вот они вот эдак.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как молодцы ходят (2 раза)
А молодцы ходят этак(2 раза)
Вот они вот этак.
Летал, летал воробей,
Летал, летал молодой
По синю морю(2 раза)
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как старушки ходят(2 раза)
А старушка ходят этак(2 раза)
Воспит. Ребята, нашей синичке пора улетать к своим пернатым друзьям, давайте с ней попрощаемся. (Синичка улетает)
- Ребята, хозяйка посмотрите, эту корзинку с угощения вам Синица оставила.
Рефлексия. Ребята, если вам было интересно, увлекательно, познавательно, возьмите, пожалуйста цветную картинки, если вам не всё понравилось, или было сложно, возьмите черно-белую картинку.
Список литературы:
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. - М.: Издательство «Скрипторий-2003», 2008.
- Козлова С.А. Мой мир. - М.: Линка-Пресс, 2000.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: Сфера, 2003.
- Маханёва Н.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - М.: Издательство «Аркти», 2004.
- Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Интернет-источник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».
Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе
Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Образовательные:Продолжать уточнять, расширять знания и пр...
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"
Закрепить понятия о глобусе и символике России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию на тему: "Наша Родина"
Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей....
Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям...
Конспект организованно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию во II младшей группе. Тема : "Семья"
Конспект будет полезен воспитателям младшей группы....