Особенности театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста
консультация

Театрализованная деятельность складывается из таких понятий как деятельность и театр. Деятельность можно определить как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». Театр – это одно из направлений искусства, в котором «чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актера или группы актеров».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Особенности театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность складывается из таких понятий как деятельность и театр. Деятельность можно определить как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». Театр – это одно из направлений искусства, в котором «чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актера или группы актеров».

Театрализованная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

Значение театрализованной деятельности для развития творчества дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе.

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально-игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.

Основой детского творчества является театрализованная игра. Об этом говорил П. Блонский, считая, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством. Следовательно, театрализованную игру можно назвать творческой игрой. По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Под театрализованными играми понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие способности, формируется чувство коллективизма, развивается память. Особенностью театрализованных игр являются то, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения.

Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы:

  1. режиссерские игры;
  2. игры драматизации.

К первой группе – режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок или взрослый не является действующим лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темы, интонация выразительность, дикция.

Вторая группа – это игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы на собственных действиях исполнения роли. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.

Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

Ее главными признаками игр-драматизаций являются, во-первых, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизаций, она обобщенно не отражает действий воображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственное подражание, не непосредственное имитирование: наоборот, мы имеем здесь дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым главным признаком истинной игры-драматизации является то, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он сам на себя берет, но и то, как он это делает, открывает, на сколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли.

Характерным для игр-драматизаций является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных отношений участников совместной игры. Исследования и педагогический опыт убедительно показывает, что эти два вида отношений ребенка нетождественны. При вполне благополучном или, как говорят, положительном сюжете могут появляться (и явно, и открыто) весьма неблагополучные взаимоотношения.

Развитие проблемы театрализованных игр дошкольников рассматривала Л.В. Артемова, замечая, что все ныне существующие практические рекомендации к театральным играм сводятся в основном к разработке сценариев по литературным произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли. Автор также считает, что дети редко участвуют в изготовлении атрибутов, декораций для спектаклей. Так как пантомима является ведущим изобразительным средством, а образ рождается из действий персонажа, мимики и содержания реплик, это дает простор для творческого преобразования сюжета.

По исследованиям Л.С. Фурминой, посвященному формированию театрального творчества, она дает такое определение: «Театральное детское творчество – это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом». Она высказывает мысль о том, что если в театрально-игровой деятельности сочетаются три направления - сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как высшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать.

Выделяют различные виды театрализованных игр:

По группам театрализованные игры делятся на: ролевые (драматизации) и режиссерские, каждая из которых в свою очередь, включает несколько видов. В игре-драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Видами игры драматизации являются:

  • игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевой диалог на основе фрагмента текста;
  • инсценирование отрывка или целого произведения;
  • спектакль по одному или нескольким произведениям;
  • игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки.

В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок организует деятельность, управляя ими как «сценарист и режиссер». Озвучивая героев и комментируя сюжет, дошкольник так же использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игры определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

В.Г. Петрова отмечает, что значение театрализованных игр так же является важным для развития творческого воображения, так как в драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в условную действительность.

Исследователями А.Г.Гогоберидзе и С.Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций детей в играх драматизациях, которые в свою очередь отражают проявление творческого воображения дошкольников:

  • Ребенок - «режиссер» - имеет хорошо развитую память и высокий уровень творческого воображения, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст;
  • Ребенок - «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности. Данную позицию могут занимать как дети с высоким уровнем творческого воображения, так и с среднем;
  • Ребенок - «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче участвовать в игре со стороны. Так как ребенок занимает пассивную роль в реализации замысла он обладает чаще низким уровнем творческого воображения;
  • Ребенок - «декоратор» - наделен способностями основой образной интерпретации литературной основы игры, обладает высоким уровнем творческого воображения, которое проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге в наиболее оригинальном виде. Такой ребенок хорошо чувствует цвет, форму в передаче литературных образов, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, атрибутов, реквизитов.

Таким образом, деятельность можно определить как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». Театр – это одно из направлений искусства, в котором «чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актера или группы актеров».

Театрализованная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, способствует развитию детского творчества в целом.

Развитию творчества как одному из важнейших аспектов развития личности детей старшего дошкольного возраста уделяется внимание в современных вариативных образовательных программах, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста – используются игры, организуются игровые занятия.

В комплексной программе «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева и др.) реализуемой в нашем дошкольном учреждении для детей старшего дошкольного возраста развитие творчества в игре и игровой деятельности не является приоритетной задачей и в качестве самостоятельного направления и отдельной задачи работы не выделяется.

В нашем детском саду наработан обширный материал по развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. В связи с этим возникла необходимость разработать систему планирования, позволяющую интегрировать различные области данного вопроса.

Решение этой проблемы – в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка. Этому способствуют игровые формы организации деятельности детей.

Необходимо вести планомерную работу в данном направлении, как с детьми, так и с педагогами. Необходима также совместная работа с родителями детей. Это побудило меня к разработке проекта по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

Необходимость решения данной проблемы определила цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать и апробировать технологию развития творчества в игровой деятельности.

в соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Теоретически изучить состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе;
  2. Определить критериально – уровневые характеристики развития творчества детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать и апробировать педагогическую технологию развития творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста детского.

Объект исследования: процесс развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая технология развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Проект разработан в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, определяющих приоритетные направления развития российской образовательной системы, образовательной системы Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, системы образования города Нижневартовска, программы развития МАДОУ ДС №37 на 2018 – 2019 г.

Проект определяет стратегию развития творчества в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Он разработан в соответствии с принципами:

- системности – работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;

- интеграции – данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;

- преемственности – взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В материале освещены особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ссылкой на высказывания и опыты ведущих специалистов в этой области....

Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «В гостях у сказки»

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В статье предложена модель повышения интереса дошкольников  к театральной деятельности  через реализацию проекта "В гостях у сказки". ...

Театральная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Театрализация сказки "Колобок" на новый лад. (Согласие родителей находятся в МБОУ СОШ №26)...

Статья «Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Игра – первая деятельность, которой принадлежит  значительная роль  в  развитии  личности,  в  формировании  свойств  и обогащении  его внутренн...

Консультация для педагогов. Особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ребенок этого возраста является уже вполне сформировавшейся личностью, с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение в обществе, как в детском коллективе, так и среди взрослых...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...