Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
консультация (младшая группа)

Анна С. И.

Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста через дидактические игры

 

     Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании окружающего мира играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. От года до трёх ребёнок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей.    

      Сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

     Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путём обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности.

     Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

     - девять основных цветов спектра;

     - пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

     - три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

     - музыкальные ноты, звуки родного языка;

     - четыре вкуса (сладкий, горький, солёный, кислый);

     - два температурных определения (тепло, холодно);

     - пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

      Сенсорное воспитание на втором-третьем году жизни заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, цвету, положению в пространстве.      Согласно реализуемой основной общеобразовательной программе МАДОУ Д/С 11 требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения для детей возраста 1,5-2 года:

     - понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

     - ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трёхразмерную матрешку;

     - умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

     - способность правильно соотносить конфигурацию объёмных фигур с

плоскими;

     - иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии).

      Сенсорное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослым на основе дидактического материала, дидактических игрушек, экспериментирования, продуктивной деятельности и т. д.

      Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребёнка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является дидактическая игра, которая является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

      Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат (подведение итогов).

      Дидактические игры, используемые мной в работе с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию помогают решать следующие задачи:

     - развивать восприятие детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование);

     - создавать условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности;

     - закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

     - группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

     - обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;

     - совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;

     - развивать образные представления.

        При работе с детьми по развитию сенсорных способностей необходимо помнить следующее:

     - дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей;

     - знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни;

     - система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребёнок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями.

        Дидактические игры по сенсорному развитию проводятся в следующей последовательности:

1. игры, направленные на развитие цвета,

2. игры на развитие восприятия формы,

3. игры на развитие восприятия величины,

4. в завершении - игры на развитие глазомера. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину. В процессе проведения игр развиваю у детей и навыки обследования предметов.

       Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

        В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками; цветом, величиной, формой, качеством.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретённые знания в новых связях, также развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольные печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные, картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.

       В своей работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста, я использую следующие виды дидактических игр.

      Игры поручения - основаны на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрёшка, пирамидки и др.).

      Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета, их поиску и нахождению.

      Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Что здесь?», «Что изменилось», «Волшебный мешочек».

      Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных: «Напоим Машу чаем», «Постираем кукле платье», гуси, медведь, зайчик и т.д.

     Разработанные мною, авторские дидактические игры для сенсорного развития условно можно поделить на блоки, которые направлены на формирование:

     - представлений о цвете и оттенках: «Разноцветные полосочки», «Собери цветок», «Раскрась картину» и т. д.;

     - представлений о форме: «Гусеница»;

     - представлений о величине и размере: «По росту становись»;

     - на формирование  умения  обследовать и обозначать свойства  реальных предметов: «Прищепки», «Дидактическая ширма «Времена года»;

     - на развитие глазомера: «Найди пару», «Найди по тени».

        Во время игр и образовательной деятельности стараюсь заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребёнка. Привлекаю внимание детей к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживаю интерес к образовательной деятельности через введение персонажей: «Катя пришла посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.

        В дидактических играх предоставляю детям возможность:

     1. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

     2. Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

     3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.

     4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

     Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляю в продуктивных видах деятельности:

     - в изобразительной деятельности - основные цвета, форму;

     - в музыкальной деятельности - темп, ритм, характер музыки;

     - в конструктивной деятельности - форма, размер (величина), пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);

    - в лепке - свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);

    - в ознакомлении с окружающим миром -  цвет, запах, звук и т.д.

     Предметно-развивающая среда. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие мира, который окружает ребёнка. Важно помнить, что ребёнок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать всё увиденное позже. Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближены к ним по внешнему облику. В группе в свободном доступе находятся матрёшки, пирамидки, мячи, строительный конструктор, кубики и другие игрушки.

       В нашей группе отведено место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, есть возможность организации совместной деятельности воспитателя и ребёнка, поскольку воспитатель - основной партнёр ребёнка в играх и занятиях. С детьми, которые не справляются с задачами, провожу индивидуальную работу. Роль педагога заключается ещё и в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые дети играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

       Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр как в образовательном процессе, так и в самостоятельной игровой деятельности осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к жизни в доступных для понимания формах. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Следует помнить, что дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_rmo_sensornoe_razvitie._1.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании окружающего мира играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. От года до трёх ребёнок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей.

Сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путём обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности.

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

- девять основных цветов спектра;

- пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

- три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

- музыкальные ноты, звуки родного языка;

- четыре вкуса (сладкий, горький, солёный, кислый);

- два температурных определения (тепло, холодно);

- пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

Сенсорное воспитание на втором-третьем году жизни заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, цвету, положению в пространстве. Согласно реализуемой основной общеобразовательной программе МАДОУ Д/С 11 требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения для детей возраста 1,5-2 года:

- понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

- ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трёхразмерную матрешку;

- умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

- способность правильно соотносить конфигурацию объёмных фигур с

плоскими;

- иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии).

Сенсорное развитие возможно лишь при взаимодействии ребёнка со взрослым на основе дидактического материала, дидактических игрушек, экспериментирования, продуктивной деятельности и т. д.

Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребёнка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является дидактическая игра, которая является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат (подведение итогов).

Дидактические игры, используемые мной в работе с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию помогают решать следующие задачи:

- развивать восприятие детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование);

- создавать условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности;

- закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

- группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;

- совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;

- развивать образные представления.

При работе с детьми по развитию сенсорных способностей необходимо помнить следующее:

- дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей;

- знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни;

- система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребёнок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями.

Дидактические игры по сенсорному развитию проводятся в следующей последовательности:

1. игры, направленные на развитие цвета,

2. игры на развитие восприятия формы,

3. игры на развитие восприятия величины,

4. в завершении - игры на развитие глазомера. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину. В процессе проведения игр развиваю у детей и навыки обследования предметов.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками; цветом, величиной, формой, качеством.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретённые знания в новых связях, также развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольные печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные, картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.

В своей работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста, я использую следующие виды дидактических игр.

Игры поручения - основаны на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрёшка, пирамидки и др.).

Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предмета, их поиску и нахождению.

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Что здесь?», «Что изменилось», «Волшебный мешочек».

Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных: «Напоим Машу чаем», «Постираем кукле платье», гуси, медведь, зайчик и т.д.

Разработанные мною, авторские дидактические игры для сенсорного развития условно можно поделить на блоки, которые направлены на формирование:

- представлений о цвете и оттенках: «Разноцветные полосочки», «Собери цветок», «Раскрась картину» и т. д.;

- представлений о форме: «Гусеница»;

- представлений о величине и размере: «По росту становись»;

- на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов: «Прищепки», «Дидактическая ширма «Времена года»;

- на развитие глазомера: «Найди пару», «Найди по тени».

Во время игр и образовательной деятельности стараюсь заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребёнка. Привлекаю внимание детей к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приёмов, поддерживаю интерес к образовательной деятельности через введение персонажей: «Катя пришла посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.

В дидактических играх предоставляю детям возможность:

1. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

2. Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляю в продуктивных видах деятельности:

- в изобразительной деятельности - основные цвета, форму;

- в музыкальной деятельности - темп, ритм, характер музыки;

- в конструктивной деятельности - форма, размер (величина), пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);

- в лепке - свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);

- в ознакомлении с окружающим миром - цвет, запах, звук и т.д.

Предметно-развивающая среда. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие мира, который окружает ребёнка. Важно помнить, что ребёнок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать всё увиденное позже. Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближены к ним по внешнему облику. В группе в свободном доступе находятся матрёшки, пирамидки, мячи, строительный конструктор, кубики и другие игрушки.

В нашей группе отведено место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, есть возможность организации совместной деятельности воспитателя и ребёнка, поскольку воспитатель основной партнёр ребёнка в играх и занятиях. С детьми, которые не справляются с задачами, провожу индивидуальную работу. Роль педагога заключается ещё и в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые дети играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр как в образовательном процессе, так и в самостоятельной игровой деятельности осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к жизни в доступных для понимания формах. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Следует помнить, что дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".

Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры

ull;Познакомить педагогов с дидактическими играми, изготовленными своими руками, которые направлены на сенсомоторно-математическое и сенсомоторно-речевое развитие детей дошкольного возраста....

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

     Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущен...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры

Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики....