Главные вкладки

    Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры
    статья по математике

    Орехова Наталья Александровна

    Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornoe_razvitie_detey_.docx25.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского

     поселения – г. Семилуки Воронежской области

    Сенсорное развитие детей

    дошкольного возраста

    через дидактические игры

    Выполнила воспитатель

    Орехова Н.А.

    2019 год

    Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

    С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

    Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа),

    • тактильные анализаторы (руки).  Они  обладают природными способностями определять: 
    • глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения);
    • ухо (звуки); 
    • нос (запахи); 
    • язык (вкус); 
    • тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

    Главными задачами сенсорного воспитания являются:

    1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

    • Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
    • Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет.

    2. Научить ребёнка обследовать.

    Обследование осуществляется в три этапа:

    • Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
    • Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
    • Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

    3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

    Выделяют эталоны:

    • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
    • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
    • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
    • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
    • Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
    • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
    • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
    • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
    • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

    4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

    • Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
    • Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
    • Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

    Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

    1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

    2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

    3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета.

    Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска - жёлтое, на вкус - сладкое, на запах - душистое, на ощупь - гладкое.

    4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

    5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

    Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

    1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

    2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

    3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

    4. Наличие в группе материала Монтессори.

    5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

    Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

    Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют  дидактические игры.

    Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.                                                                              

    Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

    Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.                                                                                                                                  

    В  процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

    Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:

    «Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

    «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

    Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам  мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем, сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

    Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

    Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

    Дидактические игры на развитие  тактильных ощущений.

    1.«Чудесный мешочек».

    2.«Определи на ощупь»  (найти предметы, различающиеся по одному  признаку).

    3.«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

    4.«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).

    5.«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    1.«Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) . 

    2.«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).

    3.«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).

    4.«Какая фигура лишняя?» ( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).               

    Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

    1.«Сравни предметы по высоте».

    2.«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам).

    3.«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

    4.«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

    5.«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов :  какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

     Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

    1.«Какого цвета не стало?»

    2.«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).

    3.«Собери  гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду  из   разноцветных кружков в соответствии с образцом).

    4.«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).

    5.«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета).

    Таким образом, при систематическом использовании в работе с детьми младшего дошкольного возраста дидактических игр, направленных на сенсорное развитие, у детей поэтапно моделируется и апробируется основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное  развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность  в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.

    Список использованной литературы: 

    • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., «Просвещение», 2008.
    • Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
    • 3. Л.А. Венгер.-«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
    • Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- « Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
    • Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
    • А.К Бондаренко.- « Дидактические игры в детском саду»: Москва, Просвещение,1991г.
    • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/23/master-klass-dlya-vospitateley-po-teme-sensornoe-razvitie-detey 
    • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/11/konsultatsiya-dlya-vospitateley-znachenie-didakticheskih-igr-v 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

    Сенсорное развитие детей через дидактические игры

    Конспект  непосредственно- образовательнойдеятельности для  детей раннего возрастаЦель:  Закрепление  четырёх  основных  цветов  и развитие  мелкоймоторики рук....

    Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

    Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

    «Сенсорное развитие малышей через дидактические игры» сообщение из опыта работы

     Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется  в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы о...

    Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...

    План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

    ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...