«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
План
- Игра – главный вид деятельности ребенка.
- Сенсорное развитие. Что это такое?
- Дидактические игры в сенсорном развитии.
- Практическая часть. Какие игры нужны детям?
- Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», « Карта развития детей 2-3 лет».
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
1.Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
2.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно,главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорными эталонами развития являются:
- эталоны 7 цветов спектра;
- эталоны формы – геометрические фигуры;
- эталоны величины – метрическая система мер;
- в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты;
- во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький);
- в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.
Основная задача занятий по сенсорному развитию - накопление сенсорного опыта. На следующих этапах опыт позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
3.Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию малышей 2-3 лет. Познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
4.И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 2-х лет.
Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра, какие задачи можно решить с помощью данной игры.
ИРГЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- «В мире животных»
- «Геометрические фигуры»
- «Противоположности»
- «Транспорт»
- «Мамы и дети»
- «Флексика»
- «Пристегни пуговицу»
- «Пирамидка»
- «Башенка»
(Высказывания родителей)
Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития
детей третьего года жизни.
- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…
- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)
- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития.
5.Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», « Карта развития детей 2-3 лет». Спасибо за внимание.
Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни. - Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий. - Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом. - Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине. - Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес… - Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…) - Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры. - Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета. |
Карта развития детей 2-3 лет | |
Линии развития | Показатели |
Сенсорное развитие | Самостоятельно выделяет и называет 4 основных цвета, форму (мячик, кирпичик, квадратик), геометрические тела и фигуры (шар, куб, квадрат, куб), размер предметов (большой, маленький; длинный, короткий), группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливает соответствия (на 3-4 предметах). |
Физическое развитие | Ходит и бегает в разных направлениях. Делает подскоки на месте и с передвижением, спрыгивает с предмета. Катают мяч друг другу, перебрасывают его через предмет; бросают предмет в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль. Ползают на четвереньках. Ходят и ползают по скамье. |
Игра | Совместно с воспитателем осуществляют действия с игрушкой. Используют предметы- заместители. В играх-имитациях передают характерные движения и звукоподражания. |
Понимание речи взрослых | Выполняет отдельные просьбы, повторяет показанные действия, участвует в совместной игре. Вступает в общение: отвечает на вопросы о себе, о членах семьи, о любимых игрушках. Проявляет отзывчивость на состояние взрослых. |
Активная речь | Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляет. Инициативен в речевых контактах. Словарный запас увеличивается до 1200-1500 слов. |
Навыки | Моет руки, намыливает руки, смывает мыло, закрывает кран; вытирает руки и лицо полотенцем; пользоваться носовым платком, класть его в карман. Держать ложку, самостоятельно есть. Складывать игрушки на место, вешать одежду. Надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию ме...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры
Конспект непосредственно- образовательнойдеятельности для детей раннего возрастаЦель: Закрепление четырёх основных цветов и развитие мелкоймоторики рук....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...
План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...
План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (с...

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цели: раскрытие значения театрализованная деятельность как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...

План по самообразованию «Развитие сенсорного развития детей через дидактические игры»
Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием ф...