«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
методическая разработка на тему


Мастер - класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_roditelyam.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

 

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

План

  1. Игра – главный вид деятельности ребенка.
  2. Сенсорное развитие. Что это такое?
  3. Дидактические игры в сенсорном развитии.
  4. Практическая часть. Какие игры нужны детям?
  5. Итог. Памятки для родителей: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», « Карта развития детей 2-3 лет».

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

1.Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

2.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно,главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорными эталонами развития являются:

  • эталоны 7 цветов спектра;
  • эталоны формы – геометрические фигуры;
  •  эталоны величины – метрическая система мер;
  • в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты;
  • во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький);
  •  в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.

Основная задача занятий по сенсорному развитию - накопление сенсорного опыта. На следующих этапах опыт позволит систематизировать накопленные знания и использовать их в разнообразных ситуациях.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

3.Сегодня я хочу  поделиться с вами своим опытом работы по сенсорному развитию малышей 2-3 лет. Познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

 Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

4.И сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 2-х лет.

Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра, какие задачи можно решить с помощью данной игры.

ИРГЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • «В мире животных»
  • «Геометрические фигуры»
  • «Противоположности»
  • «Транспорт»
  • «Мамы и дети»
  • «Флексика»
  • «Пристегни пуговицу»
  • «Пирамидка»
  • «Башенка»

(Высказывания родителей)

Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития

детей третьего года жизни.

- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.

- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.

- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.

- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…

- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)

- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.

- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых

способностей человека, основ его полноценного развития.

5.Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни», « Карта развития детей 2-3 лет». Спасибо за внимание.

Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития

детей третьего года жизни.

- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.

- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.

- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.

- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…

- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)

- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.

- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

Карта развития детей 2-3 лет

Линии развития

Показатели

Сенсорное развитие

Самостоятельно выделяет и называет 4 основных цвета, форму (мячик, кирпичик, квадратик), геометрические тела и фигуры (шар, куб, квадрат, куб), размер предметов (большой, маленький; длинный, короткий), группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливает соответствия (на 3-4 предметах).

Физическое развитие

Ходит и бегает в разных направлениях. Делает подскоки на месте и с передвижением, спрыгивает с предмета. Катают мяч друг другу, перебрасывают его через предмет;  бросают предмет в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль. Ползают на четвереньках. Ходят и ползают по скамье.

Игра

 Совместно с воспитателем осуществляют действия с игрушкой.  Используют предметы- заместители. В играх-имитациях  передают характерные движения и звукоподражания.

Понимание речи взрослых

Выполняет отдельные просьбы, повторяет показанные действия, участвует в совместной игре. Вступает в общение: отвечает на вопросы о себе, о членах семьи, о любимых игрушках. Проявляет отзывчивость на состояние взрослых.

Активная речь

Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляет. Инициативен в речевых контактах. Словарный запас увеличивается до 1200-1500 слов.

Навыки

Моет руки, намыливает руки, смывает мыло, закрывает кран; вытирает руки и лицо полотенцем; пользоваться носовым платком, класть его в карман. Держать ложку, самостоятельно есть. Складывать игрушки на место, вешать одежду. Надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Конспект  непосредственно- образовательнойдеятельности для  детей раннего возрастаЦель:  Закрепление  четырёх  основных  цветов  и развитие  мелкоймоторики рук....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...

План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (с...

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...

План по самообразованию «Развитие сенсорного развития детей через дидактические игры»

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием ф...