"Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания"
консультация (младшая группа)

Савкина Ольга Михайловна

В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

2

Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания.

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания Кто на свете самый главный, Самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый, самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд! Кто На все века и годы Настоящий Царь природы? Царь полей, Заводов, Руд? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это-труд !

А. С. Макаренко.

В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка и формирования его нравственных чувств.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней.

Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать с помощью воспитателя связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.

В Подготовительной группе расширяется круг трудовых обязанностей. Детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности.
У детей следует поддерживать уважение к труду людей, умение ценить и беречь труд взрослых и товарищей. Чтобы они лучше эмоционально и психологически были подготовлены к предстоящей работе, им по возможности надо показать, как продуктивна работа взрослых. Можно провести экскурсию на общественный огород . Дети увидят много ровных грядок, разделенных междурядьями, на которых зеленеют всходы, растут большие растения, высаженные рассадой.

Дети подготовительной к школе группы имеют уже значительный чувственный опыт, четкие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь решаются задачи совершенствования навыков работы в уголке природы. Очень важно учесть это обстоятельство при внесении в группу нового растений.
Особое место в работе воспитателей по ознакомлению детей с растениями занимают опыты. Они направлены на то, чтобы ребята сами наблюдали, узнавали, искали причины явлений, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития деятельности.
Недопустимо, когда дети лишают живые существа благоприятных условий жизни, для того чтобы сделать вывод о необходимости удовлетворять жизненные потребности животных и растений. Такие приемы идут вразрез с воспитанием бережного отношения к природе.
Для выращивания разных овощей при наличии небольшого участка можно проводить посев семян, полив и уход за растениями.
Осенью нужно показать им, как собирать зрелые семена растений: анютиных глазок, львиного зева, астр, душистого табака и овощей на огороде.
Зимой дети заботятся о том, чтобы на грядках с посеянными семенами было много снега. Очистка участка от снега должна стать постоянной обязанностью детей. После снегопада можно организовать коллективную уборку участка от снега: одни сгребают движками и лопатами снег, другие увозят его на санках, третьи разметают метлой. Воспитанники должны также понимать, что и в естественных условиях состояние природы тоже зависит от деятельности людей.
Дети принимают участие во всех видах труда по уходу за садом. Работу в плодовом саду проводят в течение года. Весной сад очищают от мусора, выпалывают сорняки, дети могут участвовать в перекопке приствольных кругов (по три ребенка на дерево), помогать воспитателю поливать саженцы.
Летом собирают сухие ветки, листья, поливают, если надо, кустарники и деревья, принимают участие в сборе урожая .

Необходимо пополнять знания детей о жизни леса во все времена года не только для того, чтобы дать им понятие о лесе как о сообществе растений и животных, но и об использовании и охране леса человеком. Это имеет большое значение для воспитания определенного отношения к лесу и поведения детей в нем.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются практические задачи трудового воспитания.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Доклад для методического объединения по экологии и трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста....

"Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании"

Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем - просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал...

Трудовая деятельность детей в природе.

1.    Воспитательно – образовательное значение труда в природе.2.    Содержание труда в природе в ДОУ.3.    Педагогические и гигиен...

Консультация для воспитателей "Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания."

Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания....

Презентация по самообразованию "Поисково-исследовательская деятельность детей младшей группы по средству экологического воспитания

1Сентябрь- Знакомство с овощами, наблюдение за комнатными растениями.2.Октябрь- Знакомство с фруктами, игра «Угадай на вкус», ухаживание за комнатными растениями.3.Ноябрь- «Путешеств...

Консультация для родителей "Совместная трудовая деятельность родителей с детьми как средство нравственного воспитания"

Консультация включает рекомендации для родителей по воспитанию нравственных качеств у детей в совместной с родителями трудовой деятельности....

Организация творческих выставок с участием родителей и детей как как ведущее средство гармоничного воспитания.

Выставки совместного творчества родителей и детей– является эффективной формой взаимодействия  детского сада с семьями воспитанников. Благодаря таким мероприятиям родители учатся организовы...