«Использование игровых технологий в процессе художественно-эстетического развития дошкольников»
статья

Аксенова Ольга Сергеевна

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.doc.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад «Паровозик»

г. Мичуринска Тамбовской области

Доклад

 

городское профессиональное объединение педагогов

        Педагогическая мастерская «Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование игровых технологий в процессе художественно-эстетического развития дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Аксенова Ольга Сергеевна

г. Мичуринск 2024

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ведь творчество – это одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Главный мотив детского творчества - это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности.

Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество? На наш взгляд, с помощью игровых технологий можно незаметно для ребенка развивать его воображение, а развивать творческие способности. Детская игра привлекает к себе внимание исследователей как многоплановая проблема. Игра как социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала внимание учёных, психологов, педагогов. Ещё П. Ф. Лесгафт отмечал, что ребёнок является зеркалом той среды, в которой он растёт. Следовательно, игра ребёнка - отражение уровня культуры общества. Для развития изобразительных умений и навыков у детей дошкольного возраста соответствуют такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий.

Новое направление в современном мире - дизайн также может найти отражение в художественно-эстетическом развитии детей. Это составление коллекции кукольной одежды, конструирование костюмов для спектакля, макет помещения кукольных комнат, дизайн открыток и афиш к праздникам, рисование мультфильмов, изготовление украшений для игр, создание шляпок и накидок для карнавала.

При выборе метода педагог должен учитывать возраст детей, особенности данной группы и сложившуюся ситуацию в данный момент. В младших группах игровые методы направлены на стимулирование к деятельности, привлечения внимания к изобразительным материалам, интереса к действиям (игра с кисточкой, обследовании игрушек). В среднем возрасте игровые приемы стимулируют создание интересного изображения. В старших группах можно перенести акценты на развитие художественно-эстетических особенностей и творчества.

Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

Развивая художественно - эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, применение игровых технологий и дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности способствуют решению находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами игровых технологий и дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развивать художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...

Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций старших дошкольников

Данные методические рекомендации, адресованы воспитателям ДОО,. Практическая значимость заключается в том, что информационный  материал, содержащийся в работе и  разработанные методические р...

доклад Тема: Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ре...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников

Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня разви...