Привязанность в жизни матери и ребёнка
статья (младшая группа)

«Все мы родом из детства»

Экзюпери.

 

Что даёт человеку опыт привязанности, идущий из детства? Об этом в наши дни размышляют многие педагоги и психологи. Привязанность начинается в самых первых отношениях в жизни - с матерью. Эти взаимоотношения формируются рано, ещё до рождения, но, безусловно, оформляются в первые часы, недели и месяцы жизни. 

 

«Немало проблем, отравляющих жизнь множества людей, можно было бы не создавать, если знать, как устроены отношения ребенка с родителями»

Л. Петрановская.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privyazannost_mamy_i_rebyonka.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Привязанность в жизни матери и ребёнка.

Успокаивающая или безопасная  привязанность.

Когда связь «мать - ребенок» правильная, у ребенка возникает так называемая успокаивающая, безопасная привязанность. Даже если малыш расстраивался, плакал в момент расставания, он хранит в себе образ матери всё пока её нет рядом, это его успокаивает и позволяет дождаться возвращения мамы, не слишком горюя.        Успокаивающей привязанность предполагает, что мать, имея адекватное представление о потребности ребёнка в защите и безопасности, знает, чем и как предварить разлуку, чтобы ребенку было легче ее перенести. Успокаивающая привязанность позволяет  ребёнку легче адаптироваться в ясельной группе.                                        Уже в два - три года ребёнок с развитой успокаивающей привязанностью, исследует мир, относится к нему более доверчиво и малышу проще завязать знакомство. Успокаивающим образом на маленького ребёнка действует привязанность к матери, развиваются и его связи с другими взрослыми. Главным образом - с теми, кто регулярно им занимается и с кем он чувствует себя защищенным: с отцом, бабушкой, дедушкой, воспитателем.

Тревожно - оборонительная  привязанность.

Встречаются дети, с тревожной, лишающей чувства уверенности привязанность. В этих случаях речь идёт о «тревожно - оборонительной» привязанности, главный её признак - ребёнок сильно тоскует по маме во время разлуки. Если защищенный успокаивающей привязанностью малыш в отсутствие матери быстро начинает интересоваться другими людьми и другими занятиями, тревожный, оставаясь беспокойным и плаксивым, цепляется за находящегося рядом взрослого, пока мама не вернется.

Тревожно - избегающая  привязанность.

Другие отличаются «тревожно - избегающей» привязанностью: кажется, будто они не очень-то и страдают в разлуке, но в коллективе держатся в стороне от группы, а когда мама за ними приходит, не выражают никаких эмоций, словно знают, что всё равно им нечего рассчитывать на поддержку взрослого. Тревожный ребёнок ждёт и боится, что его оттолкнут. Он держится подальше от взрослых и часто проявляет враждебность по отношению к другим детям.

Ребёнок с правильной моделью привязанности может воспроизводить её в детском саду по отношению к помощникам воспитателей и воспитателям. Как сформировать у ребёнка успокаивающую привязанность? Узы привязанности образуются в повседневном общении. Они не врожденные, а формируются в течение первого года жизни малыша.

Успокаивающая / безопасная, привязанность предполагает надежность, доверие, доступность, способность предвидения того, что произойдет в ближайшее время. Стабильность отношений и прогнозируемость их начинаются с ежедневных успокаивающих ритуалов, которые сопровождают всю повседневную жизнь, но особенно нужны в тревожные моменты - например, когда вы укладываете ребёнка спать.

  • Ваш ребёнок на вас рассчитывает, но это вовсе не означает, что вы должны постоянно отодвигать себя самое на задний план - совсем наоборот.
  • Очень важно, чтобы вы занимались собой, своими делами, иначе вам не избежать слишком сильной усталости и стрессов, вы никогда не выйдете из состояния, которое называют «ни минуты покоя».
  • Вспомните советы инструкторов по безопасности полета: в случае разгерметизации взрослый обязан надеть кислородную маску первым - чтобы быть в состоянии надеть маску на ребенка и следовать указаниям экипажа.
  • Когда наступает время первой долгой разлуки - например, когда мать возвращается к работе, вахту принимают другие: бабушки, кормилица, няня, персонал детского сада.
  • Ребёнок, у которого есть успокаивающие, безопасные отношения с родителями, особенно с матерью, приспособится к этому легче, тем не менее и его нужно подготовить к тому, что обстановка изменится.
  • Несколько раз покажите малышу людей, которые будут им заниматься в ваше отсутствие. Постепенно вы почувствуете, что можно оставить ребёнка с ними одного - сначала ненадолго, потом время можно увеличить.
  • Не уходите из дома, не попрощавшись с ребёнком! Не уходите потихоньку, тайком, боясь, что он будет плакать.
  • Возвращайтесь вечером в срок, конечно, ребенок ещё не умеет пользоваться часами, но важно, чтобы он не утерял к вам доверия.
  • Не жалейте времени на то, чтобы поговорить с воспитателем, и помните, что ребенку нужно время на то, чтобы привыкнуть к переходу из одного состояния в другое.

Два способа поведения, которых следует избегать.

  • Не стоит рассчитывать на способность ребёнка справиться со всем самостоятельно из боязни, что иначе он вырастет бесхарактерным и избалованным. На самом деле автономность легче формируется именно при наличии успокаивающей привязанности, и именно те дети, которые не обделены материнской заботой, оказываются в дальнейшем самыми независимыми.
  • Не надо слишком опекать ребёнка, требовать, чтобы он постоянно находился в поле зрения. Подобное ваше поведение говорит о том, что не малышу трудно без вас, а вам трудно даже на минуту с ним расстаться. Между тем успокаивающая привязанность - отнюдь не рабство, не оковы, наоборот — это привязанность, которая позволяет отрываться друг от друга.

Несмотря на то, что в теории привязанности отводится чрезвычайно важная роль связи с матерью в самый ранний период, такие связи устанавливаются в течение всей жизни. Ребёнок, на долю которого выпали разлуки и утраты, может найти новые объекты для привязанности и на этой основе обрести психическую сопротивляемость, необходимую взрослому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

привязанность в жизни премного ребенка

Материал будет полезен родителям, в особенности приемным родителям....

Об эмоциональной привязанности ребенка к матери

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Об эмоциональной привязанности ребенка к матери»...

Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка

Людмила Петрановская – автор серии книг для детей «Что делать, если…», известный психолог-педагог, руководитель вебинаров на тему взаимоотношений в семье... Книга будет полезн...

"Привязанность в жизни ребёнка".

Консультативный материал в помощь родителям в формировании отношений с детьми дошкольного возраста....

«Роль привязанности в жизни ребенка»

В статье можно ознакомиться с популярной зарубежной теорией привязанности Джона Боулби, которая рассматривает влияние общения ребенка со значимым взрослым в детстве на всю его жизнь, на отношение к се...

Консультация для родителей «Об эмоциональной привязанности ребенка к матери»

Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Можно сказать, что привязанность – это форма...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Болезненная привязанность ребенка к матери»

Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанност...