Доклад "Особенности адаптации детей в Центре Содействия Семейному Воспитанию".
консультация

Силантьева Наталья Владимировна

В докладе затрагиваются многие аспекты, приводящие к трудностям адаптации, и даются способы выхода из них, на основе накопленного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Особенности адаптации детей в ЦССВ.

"При изменении обычного образа жизни,                                                                                                                                                 при прекращении привычных занятий                                                                                                                                        возникают нарушения старого                                                                                                                                динамического стереотипа и                                                                                                                                    трудности установки нового"                                                                                                                                                              И.П. Павлов

В СЛОВАРЬ:                                                                                                                                                           Адаптация (приспособление) — это процесс активного взаимодействия организма со средой. Существует две формы адаптации — это биологическая (к климатогеографическим условиям) и социальная адаптации.                                                                                                                                                «Большой психологический словарь»

Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста в ЦССВ— это проблема адаптации к новым условиям детского учреждения и к коллективу сверстников. Ведь, общеизвестно, что развитие и познавательная активность ребёнка напрямую связана с эмоциональным комфортом.                                                                                  

Говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить четыре основных варианта:                                                                                                                                                                     ребенок в первые месяцы жизни переводится в дом ребенка прямо из родильного дома или больницы;                                                                                                                                                       в соответствии с возрастом переходит в другую группу;                                                                                           перевод детей в другое детское учреждения или в семью;                                                                                                                                                      ребёнок поступает из неблагополучной социальной среды.

Первые три варианта нам хорошо известны и проработаны.

1. Дети первой половины первого года жизни легче всего реагируют на смену обстановки, тем более что они попадают в адекватно организованные условия жизни.

2. Если ребёнок находится в детском учреждении с рождения, уже прошёл период адаптации, у него сформировалась стойкая привязанность, то перевод его из группы в группу проходит спокойно. У таких детей всегда лёгкая адаптация (от 1-2 дней до 1-2 недель), заболеваний не возникает. И это понятно, ведь, социальная среда, в которой находится ребёнок, значительно не меняется: температурный режим, питание, режим дня, педагогическое воздействие практически не изменяется. Педагоги заранее знакомятся с детьми; переводя ребенка, воспитатели рассказывают о его привычках и предпочтениях, разрешают ему принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из старой группы (если он был к ним привязан); в течение адаптационного периода не меняется режим, не назначаются прививки или другие травмирующие процедуры. Воспитателям, принимающим детей, нужно только помочь ребёнку наладить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в группе, ведь контакты малышей практически всегда сопровождаются яркими эмоциями.

3. Чтобы детям легче было адаптироваться к условиям семьи усыновителей, в своей работе мы учитываем все необходимые моменты при формировании и тренировке адаптационных возможностей:

1. Начиная с 1года, показываем детям живых домашних животных, уличный транспорт, проводим экскурсии по территории ЦССВ и т. д.,

2. С 1.6 лет знакомим детей со старшими ребятами (проводим совместные утренники и развлечения),

3. Детей с 2 лет активно выводим за пределы ЦССВ (походы в парк, к железной дороге, в дельфинарий),                                                                                                                                                                     4. По возможности организовываем встречи со школьниками, студентами, находим

различные средства, расширяющие познавательные возможности малышей (приглашение различных театров, цирков),

5. Проводим игры по формированию общения и партнёрских отношений у детей, игры и игровые упражнения для развития воображения и игры, направленные на развитие игровых действий,

6. Усыновители могут получить консультации воспитателей по интересующим их вопросам: педагоги расскажут о характере малыша, о его привычках, особенностях.                                                                                  7. В нашей группе создан уголок для детей, которых берут на усыновление и папка с консультациями для будущих родителей.

При проводимой работе у детей возникает стойкая привязанность, они имеют опыт общения со сверстниками, что подготавливает их к переходу в новые условия и облегчает его.

По второй и третьей проблеме в нашей группе собрана литература, подобраны игры, накоплен практический опыт.  

Что касается вновь поступающих детей из неблагополучных социальных условий, то здесь всё значительно сложнее.                                                                                                                                                                                                      Про ребенка мало что известно: его режим дня, питания, характер бодрствования, привычки, отношение к игрушкам, детям, взрослым. Не известно была ли у них какая-либо привязанность, или нет, а если и была, то к кому и как сильна. Такие дети зачастую ослаблены физически, труднее переживают изменения в жизни.

1 случай. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, его бодрствование не активно, он подавлен. При малейших неприятностях эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства ребёнок бурно не выражает.      

2 случай. Бывают дети, которых пугает все новое и дается оно им с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Они сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза, общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт. На все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю.

3 случай. Иногда у ребёнка эмоциональное состояние длительно нарушено. Он либо плачет в течение всего отрезка бодрствования, либо плач и хныканье сменяются состоянием пассивности, безразличия. Состояние пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Сон также нарушен; засыпание медленное; сон чуткий, укороченный; засыпание и пробуждение сопровождаются плачем.

4 случай. Но не все дети при поступлении в группу плачут. Бывают и такие, что внимательно рассматривают окружающее, наблюдают за воспитательницей. При её приближении, заглядывают в глаза, неотступно следуют за воспитательницей (взглядом или движением). Самостоятельно найти себе занятие не могут, но стараются подражать действиям детей и взрослых, хотя все действия неуверенные, настроение настороженное.                                                                                                                                                                 Бывает и так, что в группу поступают дети, практически без каких бы то ни было навыков: в 1год дети не сидят, пассивно относятся к игрушкам; 1,3 года негативно относятся к одеванию и прогулке; 1,6 года они не могут есть с ложки, пользоваться горшком, во время укладывания спать собирают постельное бельё в кучу и засыпают в ней или на клеёнке. Большинство детей, поступающих из неблагополучных социальных условий, не имеют навыков общения ни с детьми, ни со взрослыми, их речь очень бедна, а действия с игрушками не сформированы.                                                                                                                                                                    Как помочь таким детям адаптироваться? Как же действовать воспитателям?                                                        В своей группе мы эти вопросы проработали, и мы можем поделиться некоторыми находками.                                                                                                                              

Наберитесь терпения, ведь адаптация детей из социально неблагополучных условий сложный и долгий процесс и иногда прилагаемые усилия не дают желаемого результата длительное время.                                                                                                                  

Первое, что нужно помнить — это то, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы. Есть высоко-, средне и низко адаптивные люди (врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма, уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни).

Второе - в адаптационном процессе задействованы все системы жизнедеятельности ребёнка (кора головного мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников). Адаптация- сложный процесс и если адаптационные механизмы не зрелы (несформированы), в силу различных причин, то нарушение привычного режима приводит к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах —изменяется температура, снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка в этот период.

Таким образом, максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, важным критерием эффективности адаптационного процесса.                                                                                                                                                                                                  Как же узнать эти актуальные потребности и удовлетворить их? Наши советы таковы:

1. Нужно определить все факторы, влияющие на процесс адаптации (это помогает воспитателю составить приблизительный прогноз на адаптацию);                                                                                                                         2. Нужно определить тип нервной системы ребёнка (это помогает воспитателю наметить стиль своего поведения по отношению к ребёнку);                                                                                                                                   3. Нужно определить какой стиль адаптации выбрал ребёнок;                                                                                             4. Нужно применить свои знания по специфике работы с детьми раннего возраста.

Разберём каждый пункт:                                                                                                                                                                       1. Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период его адаптации (эту информацию можно получить у врача и из карточки ребёнка):                                                                                                                                                                      • Здоровье.

Здоровый ребёнок лучше переносит процесс адаптации. Другими словами нужно узнать о биологическом (токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах- факторы определяющие кислородную обеспеченность мозга плода и новорожденного; заболевания новорожденного в первые три месяца, частота заболеваемости – это увеличивает степень тяжести адаптации) и социальный анамнезе (низкий культурный и образовательный уровень семьи, конфликтные отношения между родителями, асоциальный образ жизни – это приводит к нарушению режима сна, бодрствования, к хроническому переутомлению и задержке психического развития ребенка).

•  Возрастные особенности.

Так уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в восемь месяцев у всех детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей.                 Самый оптимальный возраст для адаптации то 0 - 6 месяцев, а самая критическая ситуация для адаптации — это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.                                                                                                                                                                      •  Социальная зрелость.

Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к незнакомым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых. Так же существует тесная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению. У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть или манипулировать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Для таких детей не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого. По мнению Л.Н. Галигузовой, трудно адаптирующиеся дети мало инициативны, нелюбознательны. Высокий уровень предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослыми создают у ребенка положительные эмоциональные переживания и обеспечивают быструю адаптацию.

2. Медики различают четыре типа высшей нервной системы (темперамента). Малыши разных типологических групп очень отличаются друг от друга в поведении, выражении эмоций, реагировании на окружающий мир, усваивании знаний.                                                                                                         Нервная система ребенка: слабый тип- меланхолики                                                                                                 Детки со слабой нервной системой требуют особого внимания и бережного подхода. Их реакции на окружающий мир очень чуткие. Они восприимчивы, глубоко переживают все события, происходящие вокруг. Их настроение часто меняется, а также они очень чувствительны к настроению окружающих людей. В случае если ребенку с таким типом нервной системы хорошо, он будет тихо играть и улыбаться. Если же его что-то беспокоит, не ждите от малыша громких криков. Скорее всего, вы будете наблюдать хныканье. Однако оно будет упорным и долгим – пока не привлечет к себе внимание. Такие детки быстро утомляются (особенно выражено у совсем маленьких), спят не особо крепко. Малейшие неудобства вызывают у них раздражение и смену настроения. Аппетит у деток со слабой нервной системой слабый и не регулярный. Часто начинают ходить и говорить позднее сверстников. Трудно входят в детское общество и тяжело ладят с другими детьми. Малыши особо чувствительны к ласке, похвале. Очень любят тихое общение со знакомыми людьми, которые не вызывают у них дискомфорта.                                                                                                                                                      Поведение взрослых. Чуткость, деликатность, чаще берите на руки, гладьте по головке, подбадривайте, помогите познать радость от действий, производимых собственными руками. Это придаст смелость. Обеспечьте ребенку спокойный сон. Чем качественнее отдых, тем больше сил для адаптации к новым условиям.

Нервная система ребенка: сильный тип (уравновешенный)- сангвиники.                                                                                                                                                                                 Уравновешенный тип нервной системы означает, что процессы возбуждения и торможения у малыша равноценны. Принято считать, что эти дети – наименее проблематичны в поведении. Обычно они обладают покладистым характером. У них положительные эмоции преобладают над отрицательными, а поведение отличается спокойствием. У малышей с подобным типом нервной системы редко бывает плохое настроение. А если они и капризничают, то по действительно весомым причинам. Сон обычно глубокий, крепкий. К режиму привыкают быстро и легко, склонны иметь хороший аппетит. Развитие у «уравновешенных» деток проходит по графикам. Они легко адаптируются в обществе как сверстников, так и взрослых. Одинаково склонны к подвижным и интеллектуальным играм.                                                                                                                   Поведение взрослых. Стоит помнить, что при нарушении нормального хода внешних факторов малыши начинают вести себя как меланхолики.                                               

Нервная система ребенка: сильный тип (неуравновешенный, легковозбудимый)- холерики

У «легковозбудимых» деток процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Их сон часто не глубокий и прерывистый. Такие малыши часто не могут соблюдать нормальный режим, потому что тяжело переносят долгий промежуток времени между приемами пищи. Все свои эмоции – и радость и недовольство – они выражают очень бурно. Активны, стремительны, возбуждаются при виде новой игрушки, попадая в общество, могут начать вести себя шумно. Ко всему проявляют повышенный интерес, любят спортивные игры, но не терпеливы, быстро теряют интерес к монотонным повторениям.

Поведение взрослых. Не стоит навязывать малышам с подобным типом нервной системы свои установки, если чувствуете, что уже включился механизм противоречия. Это вызовет истерику, поскольку малыш, уже не в состоянии здраво воспринимать то, что вы пытаетесь до него донести. Старайтесь своим примером, показывать ребенку, как и что нужно делать. Природная склонность подражать у «легковозбудимых» детей высока. Общаться с малышом нужно спокойно – это и пример для него, и фактор, который поможет ему совладать с чувствами.

Нервная система ребенка: сильный тип (неуравновешенный, медлительный)- флегматики

«Медленными» можно условно назвать деток с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения. Эти малыши часто очень спокойны, эмоции и чувства не выражают бурно, радость или недовольство выражают сдержанно. Детки обладают хорошим аппетитом, крепким и продолжительным сном. Ходить и говорить начинают чуть-чуть с запозданием (в среднем на 5 -8 недель), но быстро догоняют сверстников. Не особо активны в играх, больше любят сидеть, чем ходить; молчать, чем говорить. В коллективе немного себе на уме. Предпочитают играться своей игрушкой, чем делиться и меняться с другими детьми.

Поведение взрослых. Будьте спокойны и сдержаны, наберитесь терпения все процессы в головке малыша проходят пусть и с небольшим, но опозданием. Для того, чтобы отреагировать на вашу просьбу, ему необходимо сначала прокрутить это все еще раз для себя и потом понять, что именно делать. Пусть он все начнёт делать первым (первым сядет за стол, начнёт одеваться после сна). Не спешите все делать за ребенка «чтобы было быстрее». Пусть малыш сделает всё сам, это придаст ему сил и уверенности, а у вас будет повод его похвалить.

Но исходя из опыта группы, точно определить темперамент ребёнка сложно, тем более что он может быть смешенным, да и сколько людей, столько и мнений.

3. Существует три стиля адаптации (определить, какой из них выбрал ребёнок можно из наблюдений): 

- Творческий стиль, когда ребёнок старается активно изменить условия среды, активно приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам.

 - Конформный стиль, когда ребёнок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.

- Избегающий стиль, когда ребёнок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним.  

По опыту группы дети, поступающие из неблагоприятных социальных условий, никогда не выбирают первый стиль адаптации.                                                                                                                                                                  4. * Не стоит забывать, что любые чисто вербальные (речевые) методы воспитания неэффективны. Все слова воспитателя должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.                

* Обращаться к каждому ребёнку необходимо лично. Не только потому, что необходим индивидуальный подход, но и потому, что маленький ребёнок может воспринять только то, воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

* Деятельность детей во время бодрствования происходит при непосредственном участии взрослого, который «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Результаты проведенных учеными исследований (Атанасовой А.Г., Голубевой Л.Г.) показывают, что в начальный период адаптации маленький ребенок не имеет желания участвовать в "играх с игрушками", незнакомая обстановка угнетает его, иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей. А так в свободной, непосредственной форме, воспитатель активизирует предметную деятельность, речь, пространственную координацию движений, тем самым помогая детям адаптироваться.                                                                                                       А теперь я поделюсь с вами некоторыми нюансами в адаптации детей, поступающих из социально неблагополучных условий, которые были апробированы в группе:                                                                                              Во-первых, воспитатель должен принять ребёнка таким, как он есть и доброжелательно к нему отнестись. Для этого можно применить приём эмпатии, т. е. сочувствия и сопереживания. Этот приём позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Он даёт нам возможность лучше понять чувства ребёнка.                                                                                                                                                           Во- вторых, не применять никакого давления, если ребёнок не хочет что-то делать (играть вмести со всеми, общаться с воспитателями, даже есть).                                                                                                                                В-третьих, количество тактильных контактов в период адаптации нужно увеличить, ведь в процессе ознакомления и связывания с окружающей средой маленький ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. И тогда в этот очень трудный для ребенка период адаптации взрослый должен "ввести" его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему.                                                                    В- четвёртых, понятно, что все взрослые в группе одинаково хорошо, ласково относятся к ребёнку. Но всё равно существует такая вещь, как привязанность. И воспитатели должны помочь ребёнку сформировать привязанность к одному из них.                                                                                                                                        В- пятых, мы пришли к выводу: встретить новичка, успокоить, помочь ему привыкнуть к режимным моментам может помочь фольклор (пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям).

В-шестых, проводите с детьми игры с песком и водой, они очень расслабляют и сближают ребёнка и воспитателя.

Задача персонала – обеспечить, возможно, больший личностный контакт с ребенком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в ЦССВ. Ведь, если при первой социальной адаптации ребенок приобретает тяжелый адаптационный синдром, он тяжело адаптируется и в последующем. А каждая повторная тяжелая адаптация значительно затрудняет оптимальное развитие личности. Если воспитатели обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в ЦССВ– то это будет залогом оптимального течения адаптации.

      ПАМЯТКА В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Три стиля, с помощью которых ребёнок может адаптироваться к среде:                                                                                                                                                                                         - Творческий стиль, когда человек старается активно изменить условия среды, активно приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам.                                                                                                                  - Конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.                                                                                                                                                                                      - Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее - избегающий стиль.                                                                  

Что влияет на успешность привыкания детей к ЦССВ:                                                                                  

1. Физическое состояние;                                                                                                                                                        2. Биологический риск и социальный анамнез;                                                                                                                    3. Возраст;                                                                                                                                                                                4. Степень сформированности общения и предметной деятельности;                                                                            5. Отношение ребенка к ровесникам;

6. Наличие стойкой привязанности.

Что надо знать, чтобы помочь детям адаптироваться к условиям ЦССВ:                                                                                                                    1. Необходимо принимать ребёнка;                                                                                                                                        2. Необходима эмпатия;                                                                                                                                                             3. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания;                                                                                4. Необходимость личной обращённости к ребёнку;                                                                                                        5. Необходимость включения в детскую деятельность.                                                                                                            6. Необходимость помочь ребёнку найти свою личную привязанность (предпочитаемого взрослого).                                                                                                                                                

Типы нервной системы детей:                                                                                                                             

1. Сильный, уравновешенный, подвижный  — сангвиник.                                                                                  2. Сильный, уравновешенный, инертный  — флегматик.                                                                                         3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения — холерик.                                                                                                                             4. Слабый  — меланхолик.                                                                                                                        

Этапы привыкания детей к ЦССВ:                                                                                                                  

1 – потребность в общении со взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания;                                                                                                                                                       2 – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве;                                                                                                                       3 – потребность в общении со взрослыми как потребность в получении новых сведений об окружающем и в активных самостоятельных действиях.

 Эмоциональный профиль (портрет) ребенка:                                                                                                                           — отрицательные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Они проявляются в спектре от еле уловимых аффективных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия — чрезмерная подвижность);                                                                                                                                      —страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребенка;                                                                                      —гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;                                                                                                                                                      —положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;                                                                                                                                    —коммуникабельность ребенка во многом определяет успешный исход адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты (бесконтактны), затем наступает ситуация компромиссной контактности. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;                                                                                                                                    —познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса;                                                                                                                                                                           —социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психического напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержание и культивирование которых помогает преодолеть трудности ребенка в процессе адаптации к новым условиям;                                                                                                                    —речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой  ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гиперактивность;                                                                                                                                                                  - нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный процесс. Их нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребенка.

Литература: 1. В. А. Доскин, З. С. Макарова, Р. В. Ямпольская «Развитие и воспитание детей в домах ребенка» 2. Лямина, Г.М. «В группу поступил новый ребенок» 3. Стребелева, Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития»  4. Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой «Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей»  5. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузовой  Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги»                                                                                                                                                                                                                                                               6. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузовой  «Развитие общения со сверстниками»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Применение методики Макото Шичида, адаптированной для детей-сирот до года и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах содействия семейному воспитанию. Почему это важно?

Рассматривается развитие эмоций до года у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях такого типа, по средствам методики Макото Шичида, японского профессора, доктора педагоги...

Методическая разработка развитие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях центра содействия семейному воспитанию

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, особенно ...

Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к орга...