Нормы развития детей от 0 до 7лет.
консультация

Силантьева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Нормы развития от 0 до 1 года

Почему важна диагностика детей раннего возраста? 

Родители чаще всего не имеют четкого представления о потенциальных возможностях и способностях ребенка. Они не знают, какие функции нужно развивать в том или ином возрасте, чтобы способствовать его гармоничному развитию. Для этого им нужно знать нормы развития детей в разном возрасте.

Часто случается, что в каких-то областях развития (психомоторного, речевого, интеллектуального) ребенок достигает высоких показателей, а в других областях едва достигает нижней границы нормы. Между тем, ребенок должен развиваться равномерно и последовательно. Упущение в той или иной области развития рано или поздно отразится на поведении, школьной успеваемости или даже на здоровье ребенка. И, чем старше ребенок, тем сложнее будет эти трудности исправить.

Шкала Апгар

Новорожденный ребенок проходит первое диагностическое тестирование уже через 1 минуту после рождения и через пять минут -второе. Врач-неонатолог оценивает 5 жизненно важных функций организма ребенка: дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы, наличие безусловных рефлексов, мышечный тонус и окраску кожных покровов.

Первое тестирование - через 1 минуту после рождения, второе - через 5 минут. Норма -8-10 баллов.

При оценке менее 8-10 баллов родители должны понимать, что ребенок пострадал в родах. Обвитие, кислородное голодание и другие негативные моменты могут сказаться впоследствии на психическом и неврологическом здоровье ребенка. У такого ребенка могут быть задержки развития, поэтому родители должны знать нормы развития по возрастам и наблюдать за своим ребенком. И при признаках задержек речевого или психического развития необходимо сразу обратиться к нейропсихологу.

Формирование головного мозга.

Головной мозг ребенка начинает развиваться внутриутробно. В структурах головного мозга есть зональные различия. Ствол головного мозга формируется еще внутриутробно. А все остальные структуры формируются прижизненно до 12 лет. Сначала развивается зрительно-моторная кора, затем слухоречевая, потом двигательная зона и у каждой из этих зон есть свои нормы развития. От 0 до 3 лет формируется зрительно-моторная кора.

Зрительное восприятие.

0-1 г. Начиная с возраста 7-10 дней ребенок уже умеет зажмуривать глаза при ярком свете. С возраста 18-20 дней ребенок может удерживать в поле зрения неподвижный предмет, например, лицо взрослого.

В 1-1,5 месяца у ребенка появляется взгляд глаза в глаза.

В возрасте от 2 до 2,5 месяцев ребенок способен следить глазами за движущейся фигурой.

С 3-3,5 месяцев ребенок начинает рассматривать собственные ручки. С 3,5-4 месяцев ребенок уже может тянуться к игрушке.

В 4,5-5 месяцев -подносит игрушку к глазам, рассматривает ее. Ребенок в возрасте 5-6 месяцев уже улыбается отражению в зеркале.

В 6-7 месяцев узнает близких людей.

С 8 месяцев ребенок способен искать взглядом упавший предмет.

В 8-9 месяцев появляется способность дифференцировать знакомых и незнакомых людей.

С 9-10 месяцев ребенок способен искать взором спрятанную на его глазах игрушку.

С 10-12 месяцев - рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами.

С возраста 11,5 месяцев ребенок умеет узнавать на фотографии знакомого взрослого.

Слуховое восприятие.

0-1 г. Слуховая зона формируется в двух полушариях: в правом и левом. Сначала ребенок учится распознавать неречевые шумы и ритмы, музыку, и только затем - речь. Слухоречевая зона формируется до 5 лет.

Уже с возраста 1 неделя ребёнок вздрагивает и мигает при громком звуке.

С 4 до 24 недель формируется способность прислушиваться к звону колокольчика, в этот момент у ребенка снижается двигательная активность.

С возраста 1,5-2 месяца ребёнок может улыбаться, когда слышать голос взрослого.

С 2,5-3,5 месяцев способен узнавать тембр голоса матери.

Возрасте 3-3,5 месяца после звуковой стимуляции ребёнок способен издавать гласные звуки.

С 3-4 месяцев ребёнок способен поворачивать голову к источнику звука.

В возрасте 6-6,5 месяцев ребёнок начинает по-разному реагировать на своё и чужое имя. Смотрит на говорящего взрослого.

С 6 месяцев ребёнок начинает пугаться громких звуков, реагирует на звуки во сне, вертит головой в поисках источника звука.

С 8 до 12 месяцев у ребенка формируется способность двигаться под музыку.

С возраста 9-12 месяцев ребёнок смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют.

С 10,5-11,5 месяцев ребёнок находит источник звука, расположенный за спиной.

Крупная моторика 0-1 г.

Ребенок еще внутриутробно начинает воспринимать и чувствовать.

Его двигательная кора отвечает за восприятие себя и формируется до 9 лет.

Игра: подумайте и представьте, что чувствует ребенок внутри утробы матери? С возраста 9-30 дней малыш пытается поднять голову, лежа на животе.

С 4-8 недель лежа на животе делает движения ползания. В возрасте 6-8 недель приподнимает голову на 45 градусов, лежа на животе, удерживает ее 10-20 с, ноги при этом напряжены.

С возраста 2 месяцев ребенок бьет ножками в ванне при купании или производит ножками движения отталкивания.

С 3-3,5 месяцев ребенок хорошо фиксирует голову, когда его берут на руки.

С возраста 3,5-4,5 месяца ребенок переворачивается со спины на бок.

В 4-4,5 месяца ребенок опирается на руки в положении лежа на животе.

С возраста 4,5-5,5 месяца ребенок может переворачиваться на живот из положения лежа на спине.

С 5-9 месяцев сидит с поддержкой, устойчиво держа голову, в течение 30 минут.

С 7 мес. начинает ползти.

В возрасте 9-10 месяцев ребенок передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно.

В 9,5-10,5 месяцев ребенок уверенно сидит и уверенно ползает.

В 9,5-12 месяцев ребенок идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками.

В 10-11 месяцев ребенок стоит у опоры, встает самостоятельно.

С 10 мес до 1г.1мес. ребенок может идти, когда взрослый его держит за обе руки.

В 11-11,5 месяцев ребенок стоит самостоятельно.

С возраста 11,5 мес до 1г.3 мес. ребенок начинает ходить самостоятельно.

Интеллектуальное развитие 0-1 г. 

Интеллектуальные функции формируются в лобном отделе головного мозга с 3 до 12 лет.

В период от 0 до 2 месяцев ребенок уже начинает ожидать кормления через определенные интервалы времени.

С 1,5-2 месяцев предпочитает положение на руках взрослого.

В 3-4 месяца уже может узнать мать в группе людей.

В 4,5-5 месяцев происходит развитие функции активного внимания: ребенок поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильным раздражителем.

С 5,5-6 месяцев ребенок начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит.

Возрасте 6 месяцев ребенок после зрительного и тактильного исследования игрушки начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой).

Возрасте 7 месяцев ребенок перекладывает из руки в руку кубик, кольцо. Может бросить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из взрослых его поднимет.

С 7 месяцев ребенок на вопрос “где?” ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте (например, настенные часы).

В 7-8 месяцев умеет узнавать по части целое: ожидает появления целого предмета, увидев его часть.

В возрасте 8-9 месяцев по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, “Ладушки”, “Дай ручку”.

В возрасте 9-12 месяца осознанно использует слова “мама”, “папа”.

Ребенок в возрасте 9,5-10 месяцев находит прикрытый салфеткой предмет.

В 11-12 месяцев ребенок по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку.

В 11,5-16 месяцев показывает на что-либо пальцем.

Самообслуживание 0-1 г.

В возрасте 5-5,5 месяцев ребенок может есть с ложки.

В 6-6,5 мес. ребенок держит бутылочку, из которой пьет.

В период 6-12 мес. ребенок уже может сообщать тем или иным способом, когда его штанишки мокрые или грязные. В 7-7,5 мес. ребенок пьет из чашки, которую держит взрослый.

В возрасте 8-8,5 мес. помогает одевать себя (подает руку, ногу).

С 9-9,5 месяцев ребенок может жевать отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан).

9-12 месяцев: пьет из стакана, не проливая, если стакан держат.

В 10-14 месяцев при одевании пробует помочь собственными движениями. С 10-15 месяцев иногда пьет жидкость из чашки.

В 11-15 месяцев может сам снимать расстегнутые туфли.

В возрасте 11,5-13 месяцев не обливается во время еды.

Импрессивная речь 0-1 г. 

Уже с 2-2,5 недель ребенок способен прекращать крик, как только с ним начинают разговаривать. С 1-1,5 месяцев наблюдается реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, “ротовое внимание”.

В 1-3 месяца наблюдается первая улыбка в ответ на разговор взрослого, а с 3-5 месяцев ребенок отвечает улыбкой при заговаривании с ним.

В 5-5,5 месяцев ребенок начинает издавать звуки в ответ на обращенную к нему речь; смеется в ответ на некоторые звуки.

Впервые начинает понимать речь взрослого в период с 6 до 9 мес.

В возрасте 7,5-8,5 месяцев начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого; делает это уже уверенно в 9,5-11 мес.

В 8-9 месяцев ребенок уже понимает слово «нет», понимает и отвечает на фразу «до свиданья».

В возрасте 8-11 месяцев ребенок ищет отца или мать, если спрашивают «папа» или «мама».

В 8,5-10 месяцев ребенок понимает речевые команды без жестового подкрепления.

Ребенок в 10-11 месяцев начинает узнавать предметы на однопредметных картинках.

В 11-12 месяцев дети понимают команду «нельзя». В возрасте 11,5-12 месяцев ребенок понимает значение более 10-ти слов.

В 11,5-12 месяцев понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.

Экспрессивная речь 0-1 г.

В период 0-4 недели у ребенка возникают голосовые реакции в ответ на разговор с ним.

В 8-9 недель отмечается произнесение простых гласных звуков: «а» «э», «о».

С 12 недель начинается гуление.

В возрасте 3-3,5 месяца у ребенка возникают так называемые 3 вида криков: крики «боли», крики «удовольствия» и крики «голода».

В 3-3,5 месяца появляются звукосочетания a-у, а-оу, юао.

В возрасте 3,5 месяца увеличивается число звуков: гласные звуки «а», «э», «у», «и», согласный звук «р», возможно появление сложных комплексов звуков: «агу», «тиль», «тилья» и т. п.

Возраст 3-6 месяцев определяют как предречевой период развития речи: подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; «гуление», образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков, лепет как первичная форма речевого потока.

В 5-6 месяцев ребенок произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др., появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т.е. лепет

В возрасте 6-7 месяцев ребенок способен держать рот закрытым и сглатывать слюну. Это очень важный диагностический момент. Если ребенок этого не может это делать, то его нужно наблюдать. Здесь мы можем заподозрить снижение тонуса мышц или парез (ослабление силы) мышц речевого аппарата, возможна дизартрия.

В возрасте 7,5-8,5 месяцев появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба».

К 9-9,5 месяцев в словаре 1 «слово». В 11-11,5 месяцев словарь состоит из 2 слов (кроме «мама», «папа»).

В возрасте 11,5-12 месяцев в норме происходит образование первых 5-10 слов: «мама», «папа», «гавгав», «би-би», «тик-так», «пи-пи» и др. - облегченные лепетные слова, несущие смысловую нагрузку.

Игра и конструирование 0-1 г.

С 3-х месяцев - активизация рук при попадании игрушки в поле зрения ребенка.

В 3-3,5 месяца ребенок рассматривает вложенную в руку игрушку.

С 4-4,5 месяцев ребенок протягивает руки к игрушке, ощупывает ее.

В возрасте 4,-4,5 месяцев наблюдается примитивная игра с погремушкой.

В 5-5,5 месяцев ребенок подолгу играет с подвешенными игрушками.

В возрасте 5,5-6 месяцев - щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает.

С 7-7,5 месяцев начинает кусать и грызть игрушки.

В 7-8,5 месяцев может снимать, сбрасывать кольца со стержня пирамидки.

Ребенок в возрасте 7-9 месяцев упорно тянется к тем игрушкам, которые не может достать.

В 8,5-9 месяцев ребенок пытается ставить кубик на кубик, а также вкладывает предметы в отверстие.

В 9-10 месяцев самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками (открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др.).

В 9-10 месяцев ребенок играет в «прятки».

В возрасте 11-11,5 месяцев пытается нанизать колечки на стержень пирамидки. Ребенок уже играет с несколькими игрушками, поднимает и ставит их друг около друга.



Предварительный просмотр:

Нормы развития от 1 до 2 лет.

Почему необходимо знать нормы развития детей?

Родители надеются, что их ребенок проживет легкую, счастливую, успешную жизнь. Поэтому они стараются развивать ребенка чуть ли не с пеленок. Однако результат не всегда соответствует их ожиданиям и вложенным затратам.

Родители в большинстве своем не имеют четкого представления о потенциальных возможностях и способностях ребенка. Они не знают о тех усилиях, которые надо прилагать в том или ином возрастном периоде, чтобы не навредить, а наоборот, способствовать гармоничному развитию ребенка. И часто, несмотря на старания родителей, поражает их воспитательная безграмотность, из-за которой все их усилия не приводят к ожидаемым результатам.

Часто получается так, что в каких-то областях развития (психического, моторного, речевого, интеллектуального и т.д.) ребенок достигает самых высоких показателей, а в других областях едва достигает нижней границы нормы.

Между тем, ребенок должен развиваться равномерно, последовательно и гармонично. Упущение в той или иной области развития рано или поздно отразится на школьной успеваемости, поведении или даже на здоровье ребенка.

Неправильное воспитание, не учитывание норм развития малыша может стать причиной задержки психического развития. Также бывает и так, что ребенок изначально имеет какие-либо отклонения в развитии. Но родители, в силу своего незнания, этого не замечают. А время уходит, ребенок растет, и его трудности сами по себе не исчезают, а растут вместе с ним. И, чем старше ребенок, тем сложнее эти трудности исправить.

Знание норм развития ребенка на каждом возрастном этапе поможет не только выявить задержки, либо отклонения в развитии ребенка, но и способствует своевременному, гармоничному развитию личности.

Почему важна диагностика детей раннего возраста?

В раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет высокой “пластичности”, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка, поэтому ранняя диагностика имеет такую большую важность.

Зрительное восприятие 1-2 г.

С 1г. 2 мес. узнает и показывает себя и знакомых на фотографии.

В возрасте 1г.2мес.-1г.4мес. подражает увиденным действиям взрослого.

В 1г.3мес.-1г.5мес. узнает около 5 простых картинок.

1г.8мес.-1г.10 мес. ребенок дифференцирует форму и величину объемной игрушки.

В 1г.8мес.-1г.11мес. дифференцирует количество предметов.

С 1г.9мес.-1г.11мес. подбирает парные игрушки и картинки.

В 1г.10мес.-1г.11мес. ребенок узнает свои вещи, одежду.

1г.11мес.-2г.1мес. подбирает предмет к его рисунку.

Слуховое восприятие 1-2 г.

1г.-1г.1мес. поворачивает голову в сторону, откуда доносится звук, поворачивает голову, услышав шепот, прислушивается к шагам.

В 1г.-1г.1мес. перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном.

В 1г.5мес.-1г.6мес. знает несколько коротких стихотворений, вставляет слова в знакомые стихи.

В 1г.5мес.-1г.7мес. любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «как коровка мычит?» - «му-му»).

С 1г.6мес.-1г.7мес. реагирует на просьбу «Иди ко мне!»

В 1г.6мес.-1г.7мес. смотрит в сторону называемого человека

С 1г.6мес.-1г.7мес. понимает смысл просьбы «Открой рот!».

В 1г.8мес.-1г.10мес. называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук.

Крупная моторика 1-2 г.

В 1г.-1г.1мес. стоя на ногах, может опуститься в сидячее положение.

Ребенок в 1г.-1г.1мес. ходит долго, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

В 1г.-1г.1мес. ложится на живот из положения сидя.

В 1г.-1г.3мес. поднимается с пола без посторонней помощи.

В 1г.-1г.4мес. свободно делает 3 шага. В 1г.-1г.4мес. твердо сидит на стуле, может самостоятельно на него сесть.

В 1г.2мес-1г.6мес. карабкается на диван и с дивана.

В 1г.3мес-1г.4мес. оставляет ползание.

В 1г.3мес-2г.6мес. бьет мяч ногой.

В 1г.6мес-1г.8мес. толкает коляску.

В 1г.9мес-1г.10мес. во время игры садится на корточки.

С 1г.11мес.-2г. поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила.

В 1г.11мес-2г.6мес. прыгает вперед, не падая.

Крупная моторика 1-2 г.

В 1г.-1г.1мес. стоя на ногах, может опуститься в сидячее положение.

Ребенок в 1г.-1г.1мес. ходит долго, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

В 1г.-1г.1мес. ложится на живот из положения сидя.

В 1г.-1г.3мес. поднимается с пола без посторонней помощи.

В 1г.-1г.4мес. свободно делает 3 шага.

В 1г.-1г.4мес. твердо сидит на стуле, может самостоятельно на него сесть.

В 1г.2мес-1г.6мес. карабкается на диван и с дивана.

В 1г.3мес-1г.4мес. оставляет ползание. В 1г.3мес-2г.6мес. бьет мяч ногой.

В 1г.6мес-1г.8мес. толкает коляску.

В 1г.9мес-1г.10мес. во время игры садится на корточки.

С 1г.11мес.-2г. поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила.

В 1г.11мес-2г.6мес. прыгает вперед, не падая.

Интеллектуальное развитие 1-2 г.

В 1г.-1г.1мес. выполняет простые команды (указания, просьбы, задания).

1г.2мес.-1г.4мес. совершает действия с предметами (расческа, ложка и т.д.) в соответствии с их функциональным назначением.

1г.3мес.-1г.8мес. переворачивает бутылку, чтобы достать предмет.

1г.4мес.-1г.5мес. тянет в рот только съедобное, отличает съедобное от несъедобного

1г.6мес.-1г.7мес. узнает простые картинки в книге

1г.6мес.-1г.9мес. появляются вопросы: «А это?», «Какая?».

1г.7мес.-1г.8мес. может выполнить поручение из 1 действия.

1г.7мес.-1г.8мес. легко повторяет увиденные жесты.

1г.10мес.-2г. убирает предметы на свои места.

1г.11мес.-2г. различает «один» и «много».

 1г.11мес.-2г.1мес. различает «большой» и «маленький».

1г.11мес.-2г.1мес. называет правильно от двух до пяти простых предметов, выложенных перед ним.

1г.11мес.-2г.1мес. правильно указывает на 5 картинок из нескольких, нарисованных в книжке после показа и называния взрослым (выполняет просьбу: «покажи собачку» и т.д.)

 1г.11мес.-2г.1мес. правильно называет 3-4 картинки из 20 (отвечает на вопрос: «что это?»)

Память 1-2 г.

 В 1г.6мес.-1г.8мес. может запомнить и повторить примерно 3 действия подряд.

 В 1г.11мес.-2г.1мес. может запомнить и повторить примерно 4 действия подряд.

Самообслуживание 1-2 г. 

В 1г.-1г.2мес. самостоятельно ест, берет пищу пальцами и помещает в рот, откусывает печенье.

С 1г.-1г.4мес. сам держит стакан, чашку при питье.

1г.-1г.8мес. контролирует физиологические отправления и сообщает беспокойством или голосом.

1г.2мес.-1г.6мес. самостоятельно подносит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается).

1г.2мес.-1г.6мес. обращает внимание на грязные руки. 1г.2мес.-2г. дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами).

1г.2мес.-1г.8мес. пьет из чашки, не проливая.

1г.3мес.-1г.4мес. снимает простые предметы одежды (варежки, шапку), снимает ботинки.

1г.6мес.-1г.7мес. ест самостоятельно густую пищу ложкой.

1г.6мес.-2г. позволяет, чтобы ему почистили зубы.

1г.6мес.-2г. регулирует свой туалет в дневное время.

1г.7мес.-1г.8мес. просится в туалет, используя слова.

1г.8мес.-2г. самостоятельно моет руки.

1г.10мес.-1г.11мес. поворачивает ручку двери.

1г.10мес.-1г.11мес. надевает носки, туфли, штанишки.

1г.10мес.-1г.11мес. ест и пьет самостоятельно.

Импрессивная речь 1-2 г.

В 1г.-1г.2мес. выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне».

В 1г.-1г.4мес. выполняет много команд по просьбе 1г.-1г.3мес. выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (на слова «покатай машину» - берет и катает машину).

1г.3мес.-1г.4мес. из 2-3-х знакомых предметов (или картинок) смотрит на тот, который назвали.

1г.3мес.-1г.5мес. выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, «причесывает», «качает» или «кормит» куклу и т. д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят.

1г.5мес.-1г.7мес. понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий)

1г.6мес.-1г.8мес. показывает все части тела.

1г.7мес.-1г.9мес. понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослых.

1г.8мес.-2г.3мес. понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их.

1г.9мес.-2г.4мес. понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух).

1г.10мес.-2г. понимает 100 слов и более. 1г.11мес.-2г. выполняет 3-4 простых инструкции.

1г.11мес.-2г. может выслушать короткую сказку. 1г.11мес.-2г.7 мес. понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет.

Экспрессивная речь 1-2 г.

Период с 1 года до 2-х лет - это первый этап развития речи - формирование предпосылок речи и начало речевого развития.

В 1г.-1г.3мес. говорит около 5-6 слов (мама, да-да).

С 1г.-1г.4мес. пытается воспроизвести серию речевых звуков с определенной интонацией и ритмом

1г.-1г.1мес. словарь: 3-4 слова (кроме мама, папа).

1г1мес.-1г.3мес. повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п.

 1г.2мес.-1г.3мес. соотносит слоги с определенным предметом.

 1г.2мес.-1г.7мес. говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: «киса».

1г.3мес.-1г.6мес. увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет.

1г.3мес.-1г.6мес. в словаре 5-10 слов, включая имена.

1г.4мес.-1г.9мес. выражает желания с помощью речи (появление глаголов).

1г.5мес.-1г.6мес. говорит около 15 слов (в основном названия). 1г.6мес.-1г.8мес. называет себя по имени.

1г.6мес.-1г.8мес. использует местоимения (я, ты, мое и т.п.).

1г.6мес.-1г.9мес. в словаре 30-40 слов, включая имена. 1г.6мес.-2г. возникновение фразовой речи (у девочек)

1г.7мес.-2г.2мес. говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: «папа машина».

1г.9мес.-1г.11мес. словарный запас -50 слов.

1г.11мес.-2г.1мес. возникновение фразовой речи (у мальчиков).

1г.11мес.-2г.3мес. в словаре - 300-400 слов.

 1г.11мес.-2г.8мес. говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: «папа машина ехать». Игра и конструирование

1-2 г. В 1г.-1г.2мес. снимает кольца с пирамидки.

1г.-1г.3мес. играет в мячик с родителями.

1г.1мес.-1г.5мес. надевает два кольца на пирамидку.

1г.2мес.-1г.3мес. ставит кубик на кубик.

1г.4мес.-1г.6мес. играет самостоятельно, если рядом взрослый.

1г.4мес.-1г.6мес. предпочитает определенную игрушку.

1г.6мес.-1г.8мес. собирает пирамидку без учета размера колец.

1г.6мес.-2г. охотно играет с ровесниками в догонялки.

1г.9мес.-2г. строит простые сооружения из кубиков.

1г.11мес.-2г. «отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит и баюкает).

1г.11мес.-2г.1мес. правильно размещает на доске Сегена (доска с отверстиями для геометрических фигур) все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат).



Предварительный просмотр:

Нормы развития от 2 до 3 лет.

Почему необходимо знать нормы развития детей?

Родители надеются, что их ребенок проживет легкую, счастливую, успешную жизнь. Поэтому они стараются развивать ребенка чуть ли не с пеленок. Однако результат не всегда соответствует их ожиданиям и вложенным затратам.

Родители в большинстве своем не имеют четкого представления о потенциальных возможностях и способностях ребенка. Они не знают о тех усилиях, которые надо прилагать в том или ином возрастном периоде, чтобы не навредить, а наоборот, способствовать гармоничному развитию ребенка. И часто, несмотря на старания родителей, поражает их воспитательная безграмотность, из-за которой все их усилия не приводят к ожидаемым результатам.

Часто получается так, что в каких-то областях развития (психического, моторного, речевого, интеллектуального и т.д.) ребенок достигает самых высоких показателей, а в других областях едва достигает нижней границы нормы.

Между тем, ребенок должен развиваться равномерно, последовательно и гармонично. Упущение в той или иной области развития рано или поздно отразится на школьной успеваемости, поведении или даже на здоровье ребенка.

Неправильное воспитание, не учитывание норм развития малыша может стать причиной задержки психического развития. Также бывает и так, что ребенок изначально имеет какие-либо отклонения в развитии. Но родители, в силу своего незнания, этого не замечают. А время уходит, ребенок растет, и его трудности сами по себе не исчезают, а растут вместе с ним. И, чем старше ребенок, тем сложнее эти трудности исправить.

Знание норм развития ребенка на каждом возрастном этапе поможет не только выявить задержки, либо отклонения в развитии ребенка, но и способствует своевременному, гармоничному развитию личности.

Почему важна диагностика детей раннего возраста?

В раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет высокой “пластичности”, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка, поэтому ранняя диагностика имеет такую большую важность.

Речь в 2 года - 2 года 6 месяцев.

Активный словарь увеличивается на 100 слов ежемесячно от 2 лет до 3 лет.

Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Легко повторяет фразы, короткие стихи.

Словарь продолжает быстро расти.

Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются.

Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?».

Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов.

Понимает короткий рассказ о недавнем прошлом (куда ходили, что делали, кого видели и т.п.).

Слушает с интересом свои первые сказки. Знает название частей лица (губы, уши, глаза и т.п.) и частей тела (руки, спина и т.п.).

Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади).

Понимает слово «легкий», «большой».

Звуки «ам» превращаются в звуки «ням-ням».

Знает местоимение «мое», «ты», «я».

Выражает желание словом.

Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, силу голоса, темп речи, но только при условии, что взрослые уделяют внимание развитию этих навыков.

Начинает употреблять прилагательные, предлоги, наречия.

Говорит короткими предложениями из 3-4 слов.

Комментирует свои действия. Например: "Миша моет ручки" (ест, играет, одевается, кушает и т.п.).

Высказывает свои потребности. Например: «Миша хочет мячик» и т.п.

Задает вопросы.

Говорит: «До свидания, пока, спасибо, здравствуйте» в индивидуальном произношении. Говорит о себе в «Я»-форме.

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается.

Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком.

Речь взрослого становится для ребенка средством познания.

Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными.

По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок).

Выполняет просьбы, состоящие из двух действий.

Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

Понимает значения предлогов на, под.

Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

Легко повторяет фразы.

Употребляет слова «он», «она», «оно».

Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо».

Произносит правильно все звуки, кроме «р», «л» и шипящих.

Использует вопрос: «Почему?» (ответ не всегда нужен)

Активный словарь к 3г. 3 мес. -1500 слов

Интеллект

Имеет первые представления о предметах и явлениях.

Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице.

Например: «Миша хочет гулять» или «Дай Маше шарик» и т.п.

Узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии.

Самостоятельно собирает двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка) вкладывает в большую.

Мальчик проявляет большой интерес к членам семьи мужского пола.

С удовольствием наблюдает за работой отца, деда, занимающихся починкой техники, столярными работами и т.п.

Девочка проявляет интерес к шитью, вязанию и т.п.

Вступает в диалог по поводу иллюстраций, рассматривая их в книге.

Имеет представление о том, кто кем работает.

Проявляет интерес к книге; просит повторить любимые произведения.

С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (вначале из двух, потом из четырех).

Самостоятельно работает с разрезными картинками: собирает целостное изображение из двух идентичных половинок (матрешка, мяч и т.п.).

Сортирует предметы (груша-яблоко, юла - кубики, и т. д.)

2 г. -2 г. 4 мес.

Начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка. Начинает задавать вопросы. Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к столу, возьми мишку, принеси его мне).

2 г. 6 мес. -2 г. 8 мес.:

Вкладывает две матрешки одна в другую . Подбирает цвета по образцу (синий к синему). Начинает группировать предметы на картинках (животные, одежда, мебель, посуда, люди).

2 г. 6 мес. -3 г.:

Различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, как яйцо).

Начало изобразительной деятельности

2 г. 11 мес. -3 г.

Может выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 5 минут Находит 3-4 отличия между предметами Выполняет задания по предложенному образцу

Память

Запоминает имена близких (баба Катя, мама Лена) и друзей. Вслед за взрослым читает наизусть любимые потешки.

2 г. 6 мес. -3 г.: Называет свои имя и фамилию Хорошо отвечает на вопросы: «Что ты ел на завтрак?», «С кем ты живешь дома?», «Во что любишь играть?» Знает несколько стихотворений.

Крупная моторика

 Хорошо бегает без падений.

Самостоятельно приседает и встает. Встает с маленького стульчика без помощи рук.

Катает мяч в паре со взрослым или сверстником: бросает мяч вдаль одной рукой; подбрасывает мяч вверх двумя руками; бросает мяч вниз.

Самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машинки и т.п.).

Поднимается по лестнице, держась за перила.

Несет большой предмет (до 30 см в диаметре).

Бросает мяч в цель на расстояние 60-70 см. Пробегает 5 метров, не упав.

Выполняет упражнения с атрибутами (флажками, мячами, кольцами и т.п.) для всех групп мышц, повторяя за взрослым или следуя его инструкциям.

Один идет вверх и вниз по лестнице.

 2 г. 4 мес. - 3 г.

Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали

2 г. 6 мес. - 2 г. 9 мес.:

Прыгает на двух ногах, отрывая обе ноги от пола

Спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)

2 г. 6 мес.-3 г. Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70-100 см.

2 г. 10 мес. - 2 г. 11 мес. Уверенно прыгает на двух ногах.

Мелкая моторика 

По показу имитирует вертикальную линию.

Чертит на бумаге.

Поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, вставляет ключ в замочную скважину. Нанизывает на шнур шарик-бусину.

Формируется предпочтение руки.

 2 г. 5 мес. - 3 г. По показу правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста.

2 г. 6 мес. - 2 г. 8 мес. Правильно держит карандаш.

2 г. 6 мес. - 3 г. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.

 2 г. 6 мес. - 3 г. 3 мес. Имитирует пишущие движения.

2 г. 11 мес. - 3 г. 2 мес. Режет ножницами.

Зрительное восприятие

Показывает части тела на кукле.

Находит переставленный на новое место предмет.

Наблюдает за строительством башенки.

Распределяет правильно предметы (кубик к кубикам, кольцо к кольцам).

Узнает знакомые предметы по ТВ.

2 г. 5 мес. - 2 г. 7 мес. Понимает смысл простых картинок с действием.

2 г. 6 мес. - 2 г. 7 мес. Узнает соседей и гостей.

2 г. 6 мес. - 2 г. 8 мес. Сортирует ложки и вилки.

2 г. 6 мес. - 2 г. 9 мес. Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета.

2 г. 6 мес. - 3 г. Называет 4 основных цвета.

2 г. 10 мес. - 3 г. Узнает 4 геометрические фигуры.

Слуховое восприятие

Повторяет за взрослым предложение из 2-3 слов.

Пытается петь.

Начинает различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое 1 оформление слова.

Конструирование

Может самостоятельно построить башню из 6-7 кубиков.

Надевает колечки на палочку.

2 г. 10 мес. -3 г.: Строит самостоятельно башню из 9 кубиков. Самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер.

Эмоции, коммуникация, поведение

Мотает головой в знак несогласия.

Может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками.

Ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними.

Во многих игровых ситуациях обнаруживает не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям.

Начинает проявлять некоторую сдержанность, умение «немного подождать», т.е. некоторую способность к элементарной самоорганизации и самостоятельности.

Среди сверстников появляется «любимый» друг, которому ребенок симпатизирует больше, чем другим.

Здоровается и прощается, употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста).

Проявляет внимание, сочувствие к другим детям (делится игрушками, угощением, уступает). Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать.

Понимает шутки.

Самообслуживание

Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье).

Не переворачивает ложку при кормлении.

Сосет жидкость через соломинку.

При приеме пищи садится за стол.

Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка - для супа; маленькая - для компота, чая.

Контролирует свои физиологические потребности: просится на горшок в дневное время.

Проявляет стремление к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях.

Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую кофточку, сапожки и т.п.), радуется, если его наряды замечают посторонние.

Застегивает и расстегивает молнию с помощью.

Надевает носки, штаны, обувь.

Знает место одежды, посуды, игрушек.

2 г. - 3 г. 6 мес. Сообщает о своих нуждах (туалет)

2 г. 4 мес. -2 г. 8 мес.: Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно), пьет. Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

2 г. 6 мес. - 3 г. 5 мес. В течение дня, как правило, сух и чист.

2 г. 9 мес. - 3 г. Ест сам, немного проливая. Как правило, остается сухим ночью.

Игра

С радостью принимает предложение взрослого поиграть вместе.

Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.).

Начинает подражать родителю того же пола.

Возит за собой за веревочку игрушки на колесиках.

Начинает играть в ролевые игры.

Умеет играть с песком. Самостоятельно делает куличики, используя разные формы и совочек.

Разыгрывает с образными игрушками развернутые сюжеты: кормление куклы, 1 сборы на прогулку и т.д.

В присутствии других детей играет сам по себе (параллельная игра).

2 г. 5 мес. -2 г. 7 мес.: Собирает пирамидку по порядку В игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.)

2 г. 6 мес. -3 г.: С увлечением участвует в ролевых играх, может брать на себя определенную роль (мамы, доктора) Целенаправленно двигает предмет (машинку и т.д.) Помогает убирать игрушки Может носить бьющиеся вещи и играть с ними.



Предварительный просмотр:

Нормы развития от 3 до 4 лет.

Почему необходимо знать нормы развития детей?

Родители надеются, что их ребенок проживет легкую, счастливую, успешную жизнь. Поэтому они стараются развивать ребенка чуть ли не с пеленок. Однако результат не всегда соответствует их ожиданиям и вложенным затратам.

Родители в большинстве своем не имеют четкого представления о потенциальных возможностях и способностях ребенка. Они не знают о тех усилиях, которые надо прилагать в том или ином возрастном периоде, чтобы не навредить, а наоборот, способствовать гармоничному развитию ребенка. И часто, несмотря на старания родителей, поражает их воспитательная безграмотность, из-за которой все их усилия не приводят к ожидаемым результатам.

Часто получается так, что в каких-то областях развития (психического, моторного, речевого, интеллектуального и т.д.) ребенок достигает самых высоких показателей, а в других областях едва достигает нижней границы нормы.

Между тем, ребенок должен развиваться равномерно, последовательно и гармонично. Упущение в той или иной области развития рано или поздно отразится на школьной успеваемости, поведении или даже на здоровье ребенка.

Неправильное воспитание, не учитывание норм развития малыша может стать причиной задержки психического развития. Также бывает и так, что ребенок изначально имеет какие-либо отклонения в развитии. Но родители, в силу своего незнания, этого не замечают. А время уходит, ребенок растет, и его трудности сами по себе не исчезают, а растут вместе с ним. И, чем старше ребенок, тем сложнее эти трудности исправить.

Знание норм развития ребенка на каждом возрастном этапе поможет не только выявить задержки, либо отклонения в развитии ребенка, но и способствует своевременному, гармоничному развитию личности.

Почему важна диагностика детей раннего возраста?

В раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет высокой “пластичности”, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка, поэтому ранняя диагностика имеет такую большую важность.

Речь в 3-4 года: 

Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов.

К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

Осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде.

Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода.

Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку».

Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»).

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает.

Понимает несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками.

Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики(сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

Интеллект

Знает разницу между понятиями «один» и «много», находит в окружающей обстановке много предметов и один.

По одной характерной детали узнает целое: по ушам - зайца, по бивням – слона.

Называет имя мамы, если видит ее.

Доступна операция на исключение понятия (четвертый лишний) при условии оречевления картинок одинаковым наименованием («цветок-цветок-цветок- грибок»).

Может при помощи взрослого вложить 4 матрешки одна в другую.

3 г.-3 г. 5 мес.: Знает свое имя и свою фамилию, свой возраст (показывает с помощью пальчиков). Классификация на 2 группы (по цвету, форме). Порядковый счет до 5 только с опорой на реальные предметы (пальчики, палочки). Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Находит парные предметы на картинках (шапка и шарф, ваза и цветок, чашка и блюдце). Называет имена людей из ближайшего окружения. Различает времена года.

3 г. 2 мес. - 3 г. 11 мес. Знает и называет 6 основных цветов.

3 г. 9 мес. - 3 г. 11 мес. Знает количественные понятия: много, один, мало, самостоятельно считает до пяти.

 3 г. 11 мес. -4 г. 2 мес.: Ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер). Часто задает вопросы: «что? зачем? 1 когда? почему?». Активно рассматривает сюжетные 1 картинки, при наводящих вопросах называет сюжет. Внимательно слушает сказки, смотрит телевизионные передачи. Знает времена года. Различает пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед.

Память

Запоминает три-четыре картинки и находит их среди нескольких (12-15) других.

Может запомнить три слова из пяти.

Повторяет простую фразу из 6-7 слов. Знает несколько четверостиший.

Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого.

Вспоминает, что делал утром, днем, вечером. Задает до 400-500 вопросов в день.

Крупная моторика

Прыгает на двух ногах, спрыгивает с лестницы обеими ногами.

Перепрыгивает с разбега через черту.

Может некоторое время стоять на одной ноге.

Пробегает 15 м, не упав.

Спускается по лестнице, не держась за перила, переставляя ноги поочередно.

3 г. 6 мес. -3 г. 8 мес.: Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту. Поднимается по лестнице, не держась за перила, переставляя ноги поочередно. Проносит три метра стакан с водой. Ударяет два раза по воздушному шарику.

3 г. 11 мес. -4 г. 3 мес.: Ходит и бегает со свободными движениями рук, работа рук и ног координирована. Умеет сдерживать движения по сигналу. Умеет бросать мяч двумя руками.

Мелкая моторика

Переливает воду из сосуда в сосуд.

Складывает лист бумаги, сгибая его посередине.

Надевает бусинки на проволоку.

Может выполнить из пальцев «козу» и «колечко» обеими руками.

Копирует круг, квадрат.

Расстегивает пуговицы.

Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.

Рисует человека («головонога») без туловища.

Знает название шести основных цветов.

3 г. 6 мес. -3 г. 11 мес.: Держит карандаш пальцами (не всегда правильно). Разворачивает конфету, открывает спичечный коробок. Самостоятельно собирает 5 матрешек в одну. Любит играть со строительным материалом.

Зрительное восприятие

Узнает перечеркнутые изображения (с некоторым затруднением), наложенные изображения (2-3 изображения из нескольких).

Узнает знакомые места.

Знает свою одежду.

3 г. 5 мес. - 3 г. 6 мес.: Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы. Ориентируется на улице. Узнает 6 геометрических фигур. Различает 5 картинок из нескольких.

3 г. 6 мес. - 3 г. 11 мес. Различает основные цвета с некоторыми ошибками.

Слуховое восприятие

Может отстукивать простые ритмы по образцу.

Различает на слух два удара.

Показывает 6 названных частей тела.

Выполняет просьбу из двух действий («возьми со стола мяч и принеси его маме»).

Показывает «больше» и «меньше», предметы круглые и с углами, «право/лево» (возможно, 1 пока неправильно)

Указывает по просьбе на предмет красного цвета.

Внимательно слушает рассказ.

Конструирование 

Строит по показу мост из кубиков.

Собирает пирамидку с учетом размера колец.

Строит сложные сюжетные конструкции.

Эмоции, коммуникация

Знает свой пол.

Воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит.

Испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию.

Самообслуживание

Наливает в чашку воду (неаккуратно).

Расстегивает пуговицы.

Полностью одевается под руководством.

3 г. 5 мес. - 3 г. 6 мес. Сам одевается, умывается, вытирает руки и лицо

3 г. 6 мес. - 3 г. 8 мес. Помогает в мелкой работе по дому

3 г. 9 мес. - 3 г. 11 мес. Умеет застегивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки

3 г. 10 мес. - 3 г. 11 мес. Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку

Игра

Играет в общие игры в детском саду. Играет представления для других. Устойчивый интерес к играм (появляются любимые игры). Может больше 10 минут заниматься конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их.

Что должен уметь малыш к детскому садику

Чем больше малыш умеет, тем ему будет проще и интереснее в садике.

Поощряйте желание малыша быть самостоятельным, если ребенок стремится к самостоятельности — это замечательно.

Конечно, в силу возраста кроха еще может чего-то не уметь, но если есть желание, то ребенок быстро научится.

А для этого его нужно все время поощрять и хвалить: чтобы ему действительно хотелось осваивать новые навыки. Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад:

 Ходить на горшок

Конечно, не приученного к горшку малыша примут в дошкольное учреждение — это не является поводом Начинать можно примерно с полутора лет: именно в этом для отказа. Но все же воспитатели настоятельно рекомендуют начинать процесс приучения заранее. Дома, рядом с родителями это будет менее травматично. Начинать можно примерно с полутора лет: именно в этом возрасте малыш начинает понимать, что хочет в туалет. К трем годам ребенок уже должен полностью отказаться от одноразовых трусиков, и проситься в туалет.

 Самостоятельно засыпать.

 Стараться есть самостоятельно.

Прекрасно, если малыш будет уметь держать ложку и подносить ее ко рту, пить из чашки. Понятно, что кроху голодным не оставят. Но снова вспомним: ваш ребенок в группе не единственный.

 Заранее перейти на детсадовский режим дня.

Нужно, чтобы малыш привык рано вставать, спать в обеденное время. Если ребенок привык спать до 10 часов утра, и вдруг его начинают будить в 7 часов и при этом заставляют умываться, одеваться и куда-то идти, то плохое настроение просто обеспечено. Такие дети плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг. Поэтому разумнее заранее узнать режим дня детского сада и заблаговременно подстроиться под него.

 Уметь попросить о помощи.

Это — самый важный пункт. Часто бывает, что малыш начинает плакать: в итоге, например, оказывается, что он хочет пить, но не знает, как попросить.

 Реагировать на слова взрослого. «Можно», «нельзя», «стой»!

 Желательно, чтобы ребенок не только понимал, что воспитатель обращается к нему, но и реагировал на его слова. Воспитатель отвечает за детей и их безопасность, поэтому он не может позволить, например, вашему ребенку бегать по всей территории сада, пока группа гуляет на площадке.

Помните! Развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, обратитесь к нейропсихологу для проведения диагностики



Предварительный просмотр:

Нормы развития от 4 до 5 лет.

Почему необходимо знать нормы развития детей?

Наиболее интенсивно головной мозг и его функции развиваются у детей в дошкольном возрасте (3-6 лет).

Именно тогда формируется фундамент физического и психического здоровья ребенка, и от этого во многом будет зависеть его будущее.

Каждый год в этом периоде связан с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

Проверка ребенка на соответствие возрастным нормам поможет определить, какие функции у ребенка сформированы, а какие не успели развиться вовремя.

Поэтому очень важно как можно раньше выявить имеющийся дефект и с помощью коррекционных методик устранить его. Для этого дошкольникам необходимо пройти нейропсихологическую диагностику.

В возрасте 4-5 лет ваш малыш превращается в маленькую личность: появляются увлечения, проявляются черты характера. Обратите внимание, что в возрасте 4-5- ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Речь в 4-5 лет:

Словарный запас достигает 2000 слов.

В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».

Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова.

Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно - сильнее, больно - больнее, громко - громчее».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов.

Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол - столы, зеркало – зеркалы, …зеркала».

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Интеллект, внимание

В 4 года: Легко заполняет доску Сегена.

Задает вопрос «почему?».

Считает до 3.

 Правильно называет свой возраст (без помощи пальчиков).

Знает свой домашний адрес, группу детского сада, которую посещает.

Способен понять то, чего не видел сам и о чем еще не знает, если ему толково рассказать об этом.

Сочиняет по картинке подробный рассказ, расцветив его приключениями.

Осмысленно заканчивает предложение, начатое взрослыми.

Обобщает: стул, стол, шкаф, диван - мебель, а кастрюля, тарелка, чашка – посуда.

Называет и понимает наименование реальных предметов на картинках. В 4 г. 6 мес. -5 л.: Проявляет интерес ко всему окружающему.

Задает много вопросов: определительные, причинные («почему?», «зачем?», «для чего?»); вопросы-гипотезы («Девочка плачет, потому что потерялась?», «А верблюд кушает хлеб?»).

Проявляет любопытство, любознательность.

В сказке различает волшебное и реальное, плохих и хороших героев, добро и зло.

Усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра), логико-грамматические конструкции: «сзади, над, под, в, на» т.п.

Способен обратить внимание на новые предметы и их свойства, замечает изменения в окружающей среде.

Может быть сосредоточен на интересной деятельности 10-12 минут.

Умеет выйти за пределы воспринимаемого, оперировать представлениями, образами знакомых предметов.

Начинает усваивать обобщенные знания.

Понимает смешное, юмор, переносный смысл.

Начинает вычленять фантастическое, вымышленное.

Считает до пяти.

Правильно показывает и называет стороны тела собеседника.

Умеет сравнивать количества.

Формирует обобщающие понятия: «животные, мебель, овощи, фрукты, транспорт» и т.п.

Устанавливает причинно-следственные связи в рассказе.

Память

Память непроизвольная.

Легко запоминает самый разнообразный материал.

Может запомнить и найти три картинки из нескольких.

4 г. 6 мес. -5 л.: Начинает формироваться сознательное запоминание и вспоминание. Начинает применять приемы самоконтроля при запоминании. Сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, сказки, стихотворения.

Крупная моторика

Умеет делать кувырок вперед.

Ходит на носках, пятках.

Ходит приставными шагами вперед и в сторону.

Перепрыгивает через небольшие препятствия (5 см).

Влезает на гимнастическую стенку.

Свободно спускается по лестнице с переменой ног.

Удерживает равновесие на каждой ноге по две секунды.

Бросает мяч не менее чем на 2,5 м.

Доступны пробы на оральный праксис: может надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку .

Кидает мяч в руки.

В 4 г. 10 мес: Самостоятельно бегает по кругу.

При ходьбе держит голову прямо. Ходит по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20 см). Прыгает с высоты без боязни.

Мелкая моторика.

Копирует квадрат (нечетко, с загнутыми углами), круг и треугольник, ромб со значительными искажениями формы, крест.

Режет ножницами бумагу.

Лепит шар и змейку.

Откручивает болт, поворачивает ключ в замке.

4 г. 9 мес. Использует карандаш или мел для рисования.

4 г. 10 мес. Свободно рисует линии в горизонтальном и вертикальном 1 направлениях.

Зрительное восприятие

Понимает смысл последовательных картинок.

Составляет разрезанную картинку из двух элементов.

Различает «мальчик» и «девочка», понятия «машины» и «животные».

4 г. 6 мес. - 5 л.:

Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом.

Различает цвета спектра и их оттенки, использует их в процессе рисования и конструирования; называет цвета предметов и объектов природы.

Усваивает сигнальное значение цвета (красный помидор - спелый, желтые листья -наступила осень, зеленый цвет светофора -путь открыт).

Свободно ориентируется в геометрических формах, различает, называет, использует их в конструировании.

Слуховое восприятие

Показывает все, что летает.

Понимает «усталый», «голодный», «утром/вечером».

Кладет предмет на что-либо, под что-либо.

Исполняет просьбу: «Дай мне два...».

4 г. 6 мес. - 5 л.

При восприятии музыки способен различать произведения по 1 жанру, настроению, ритму.

Конструирование

Складывает картинки из кубиков.

Строит здание из блоков

Копирует простые постройки из кубиков с образца.

4 г. 10 мес. Соотносит с местом геометрические сложные фигуры (например, из набора Монтессори).

Эмоции, коммуникация, поведение

Развитие ответственности: пытается выйти за указанные рамки.

Уделяет внимание своей внешности.

Рассказывает неправдоподобные истории.

Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы.

Способен заметить и понять переживания другого человека (радость, грусть, тревогу, печаль).

Сформировано умение подчинять свои желания требованиям взрослых, порядкам детского коллектива.

Наблюдаются зачатки ответственности за порученное дело, стремление быть полезным.

Овладевает правилами взаимоотношений.

Самообслуживание

Отличает переднюю часть одежды от задней.

Ухаживает за собой в туалете, умывается, вытирает руки и лицо, чистит зубы.

4 г. 10 мес. Поддерживает установленный порядок (убирает за собой игрушки, посуду после еды).

4 г. 10 мес. Самостоятельно одевается, застегивает мелкие пуговицы, завязывает шнурки. Игра Сопровождает игру речью (озвучивает куклу). Включается в игру с другими детьми. В сюжете игры появляются разные типы отношений (управление, подчинение, равноправие). «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни.

Помните! Развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, обратитесь к нейропсихологу для диагностики.



Предварительный просмотр:

Нормы развития от 5 до 6 лет.

Почему необходимо знать нормы развития детей?

Наиболее интенсивно головной мозг и его функции развиваются у детей в дошкольном возрасте (3-6 лет).

Именно тогда формируется фундамент физического и психического здоровья ребенка, и от этого во многом будет зависеть его будущее.

Каждый год в этом периоде связан с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

Проверка ребенка на соответствие возрастным нормам поможет определить, какие функции у ребенка сформированы, а какие не успели развиться вовремя. Поэтому очень важно как можно раньше выявить имеющийся дефект и с помощью коррекционных методик устранить его. Для этого дошкольникам необходимо пройти нейропсихологическую диагностику. Старший дошкольный период так называется возраст от 5 до 6 лет. В этом возрасте необходимо начинать готовить ребенка к школе. Помогайте развивать навыки и познавать мир. И помните, что нормы — это все-таки условность. Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе.

Речь в 5-6 лет:

В этом возрасте происходит качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

 Значительно обогатился словарный запас.

Активный словарный запас 3000 слов. Дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.

Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы».

Возможны ошибки при построении сложных предложений.

Звукопроизношение полностью нормализовалось.

Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Интеллект

Овладевает понятиями: «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые». Обычно знает время года (но не месяц).

Правильно выполняет задание на исключение предметов (тест «4-й лишний»), объяснить затрудняется.

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт.

Порядковый счет до 10 возможен в прямом и обратном порядке.

Имеет представление об обратимых и необратимых процессах.

В 5-6 лет:

Правильно перечисляет пальцы на каждой руке.

Проявляет познавательный интерес, интерес к книгам, письму, чтению.

Применяет критическое мышление.

Применяет навыки работы с источниками информации.

Преобладание обдуманных действий над необдуманными.

Доступны все виды обучения (иностранный язык, музыка по нотам, занятия в шахматном кружке и др.)

В 5 л. 10 мес.:

Знает названия цветовых оттенков (серый, фиолетовый, розовый, голубой).

Составляет сериационный ряд из предметов разной величины, ориентируясь только на размер предмета.

Формируется понятие деления предметов на разные части.

Сформированы родовые и видовые представления («Каких ты знаешь птиц? Как назвать одним словом шубу, шапку, брюки?»).

Пересказывает текст рассказа, сказки.

Память:

 Знает свой адрес, свои фамилию, имя, отчество.

Строит мост из кубиков по воспоминаниям, а не копируя его.

Объем запоминания в слухоречевой и в зрительной памяти составляет 6-7 элементов из 10.

Крупная моторика

Может идти по прямой линии, устанавливая ступни «пятка к носку».

Способен в течение 10 сек. балансировать на одной ноге.

Подпрыгивает, поворачиваясь кругом.

Прыгает в длину на 60 см.

Перепрыгивает через предметы высотой 5-10 см.

Бросает мяч снизу и из-за головы, попадает мячом в цель с расстояния 2-2,5 м.

В 5 л. 10 мес.:

Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину.

Ходит боком по скамейке.

Подпрыгивает на месте, чередуя ноги.

Мелкая моторика

Способен удерживать карандаш 3 пальцами.

Рисует человека с головой, глазами, носом, ртом, ушами, волосами, туловищем, руками и ногами от туловища, с пальцами на руках и пририсовывает к ногам стопы.

Правильно копирует 4 фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб.

 5 л. 5 мес.

 Пишет простые слова печатными буквами

5 л. 10 мес.

Свободно рисует карандашами и красками.

Вырезает ножницами различные формы.

Конструирование

Умеет пользоваться конструктором, собирая машину по прилагаемой схеме

Эмоции, коммуникация, поведение

Спрашивает значения слов.

Соревнуется, спорит, доказывая свою правоту, ищет причины неудач, командует, организует и подчиняется.

Стремится понять, что такое справедливость, верность, неправда.

Задумывается над тем, что такое жизнь и смерть.

Стремится управлять собой и своими поступками.

Демонстрирует уважение к взрослым, проявляет готовность сочувствовать.

Понимает необходимость договариваться со сверстниками.

Применяет способность к установлению устойчивых контактов с детьми и взрослыми.

Формируются настойчивость и умение преодолевать трудности.

Возникает чувство долга по отношению к другим людям.

В 5 лет 10 мес.:

Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству.

Согласует свои действия с другими детьми.

Выполняет правила поведения не только по привычке, но и сознательно.

При выполнении правил поведения следит за другими детьми.

Самообслуживание

В 5 лет одевается и раздевается без помощи.

В 5 лет 10 мес. самостоятельно умывается, пользуется столовыми приборами, поддерживает порядок и чистоту в своей комнате.

Игра

В 5 лет играет в соревновательные игры.

Хорошо знает правила игры.

5 л. 7 мес.

Играет в простые настольные игры.

5 лет 10 мес:

Есть любимые игры, роли. Предпочитает групповые игры



Предварительный просмотр:

Нормы развития от 6 до 7 лет.

Почему необходимо знать нормы развития детей?

Наиболее интенсивно головной мозг и его функции развиваются у детей в дошкольном возрасте (3-6 лет). Именно тогда формируется фундамент физического и психического здоровья ребенка, и от этого во многом будет зависеть его будущее.

Каждый год в этом периоде связан с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В 7 лет ребенок идет в школу. Это важный и ответственный период в жизни ребенка.

А как понять, готов ли ребенок к школе? Существует ряд критериев готовности ребенка к обучению.

Прежде всего - это соответствие нормам развития.

Проверка ребенка на соответствие возрастным нормам поможет определить, какие функции у ребенка сформированы, а какие не успели развиться вовремя.

Поэтому очень важно как можно раньше выявить имеющийся дефект и с помощью коррекционных методик устранить его.

Для этого дошкольникам необходимо пройти нейропсихологическую диагностику.

Речь в 6-7 лет:

В этот период начинается третий этап развития речи - развитие письменной речи.

Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака». Произношение всех звуков правильное.

Умеет изменять громкость голоса, интонации.

Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.

Словарный запас увеличивается до 4000 слов.

К 7 лет активный словарь состоит от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10000.

Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.

Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия.

Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»

Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Интеллект

Исключение предметов (тест «4-й лишний») с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов.

Правильно перечисляет пальцы на каждой руке и на обеих вместе.

Складывает и вычитает до пяти, считает до 30.

Определяет время дня, различает время до полудня и после полудня.

Знает где правая, где левая сторона.

Уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека, магазин).

Ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени.

Ориентируется в семейных отношениях и среди взрослых.

В 6-7 лет:

Проявляет живой интерес в новым сферам окружающего мира, к умственной деятельности.

Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями.

Основной тип поведения - неутомимый исследователь.

Возникает желание учиться, стремление овладеть учебными навыками.

Легко переносит знания и умения в новые условия.

Ориентируется во времени, знает дни недели, месяцы, времена года, их последовательность.

Развивается чувство времени (чувствует 1 минуту, 5 минут).

Начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть часа, половина).

Может быть сосредоточен в течение 15-20 минут (при смене видов деятельности до 30-35 минут).

Может подчинить внимание учебной задаче.

Запоминает и декламирует простые стихи.

Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец).

Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство.

Решает простые задачи со сложением и вычитанием.

Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы.

Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы.

Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст.

Память

В 6 лет преобладает непроизвольное внимание.

Ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно.

Объем памяти уже достаточно большой.

Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».

Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.

Крупная моторика

Ребенок хорошо развит физически.

Его движения скоординированы, он умело владеет своим телом.

Стоит на одной ноге.

Проходит 3-4 м с закрытыми глазами.

Прыгает с места в длину на 80 см.

Прыгает с разбега не менее, чем на 1 м, в высоту на 20 см.

 Ударяет мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд. Кидает мяч вдаль на 5-9 м.

Делает «ласточку» без поддержки взрослого.

Проходит по гимнастической скамейке.

К 7 годам:

Ходит на лыжах и коньках. Катается на самокате и двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика

Рисует человека с шеей руками, одеждой.

Копирует ромб.

В 6 лет 8 мес.:

Использует карандаш для письма.

Умеет работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью.

Умеет вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу.

Умеет пользоваться пилой и молотком.

Зрительное восприятие 6-7 лет

Тонкая дифференцировка сенсорных эталонов (усвоение цветовых тонов, выделение промежуточных тонов); вариативность геометрических форм (различающихся по пропорциям, величине углов и т.п.).

Различает пейзаж, портрет, жанровую живопись, натюрморт.

Способен истолковать содержание картины (с близким к жизни ребенка сюжетом).

Ориентируется в пространстве листа (знает левый верхний угол, правый верхний угол и т.д.).

Слуховое восприятие 6-7 лет

Проявляет избирательное отношение к музыке, понимает эмоциональную насыщенность, настроение произведений.

Эмоции, коммуникация, поведение

Ориентируется среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает).

Ориентируется в нормах поведения.

Способен понять переживания другого человека, передает в рисунке настроение, характер, способен стать на позицию другого.

К 7 годам способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого. Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам.

Самообслуживание

В 6 лет зашнуровывает ботинки.

Может выполнять длительные индивидуальные поручения: убирает групповые комнаты, ухаживает за растениями и т.п.

В 7 лет может ложится спать без посторонней помощи.

Игра

Основа в игре -правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий.

В процессе игры обобщает, анализирует свою деятельность.

К 7 годам ребенок является уже довольно сформировавшейся личностью со своими интересами и представлениями о мире.

Основные направления подготовки детей к школе

Школа — важный период в жизни ребенка, и чем лучше он будет к ней готов, тем легче ему будет учиться.

Основные направления подготовки детей к школе:

🔸обучение определенным навыкам, таким как чтение, счет и письмо;

🔸развитие общей способности учиться (например, подготовка руки к письму, 🔸развитие мышления, памяти, внимания);

🔸психологическая подготовка (формирование учебной — мотивации, формирование позитивного образа школы и себя как школьника).

Сейчас дети должны уметь читать и писать еще до начала обучения в школе.

Но важно правильно настроить ребенка, а также развить все смежные с учебой области, такие как речь, восприятие, произвольное внимание и умение концентрироваться на задании.

Что нужно ребенку, чтобы быть успешным в учебе:

 произвольное внимание,

умение понимать причинно-следственные связи,

умение выражать свои мысли и задавать вопросы,

умение запоминать,

умение обобщать и следовать инструкции,

достаточно развитая мелкая моторика.

И конечно желание учиться.

Произвольное внимание — это умение концентрироваться на том, что прямо сейчас внимания не привлекает, умение продолжать делать то, что стало сложно или надоело.

Как развивать:

произвольное внимание начинает формироваться не раньше определенного возраста, это значит, что в 3-4 года бесполезно требовать этого от ребенка.

Тем не менее, чтобы со временем ребенок научился концентрироваться на том, что прямо сейчас ему не очень интересно, важно соблюдать несколько правил при воспитании.

Во-первых, очень важно научить ребенка не бросать начатое дело, а стараться его завершить, пусть таким завершением будет просто уборка, важно, чтобы ребенок не бросал свое занятие, как только оно наскучило ему, но уделял ему еще немного времени после.

Во-вторых, важно давать ребенку время на самостоятельные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы развития детей 6-7 лет

Информация поможет  родителям  будущих первокласников оценить детей к школе....

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 лет

Рекомендации для учителя дефектолога...

Консультация для родителей. «Основные нормы развития детей 2 лет».

Консультация для родителей.«Основные нормы развития детей 2 лет»....

Буклет для родителей "Нормы развития детей 4-5 лет"

Примерный ориентир для родитей, о умениях и навыках которые должны достигнуть дети к 4-5 годам жизни....

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать пер...

ДОКЛАД «Нормы развития детей»

Каждый ребенок неповторим в своем развитии. Его развитие, конечно, во многом определяется состоянием здоровья, но в большей степени его развитие определяется его ближайшим окружением - это дом, семья,...