Нормы развития детей от 0 до 3 лет. Задачи и содержание занятий на каждом возрастном этапе
презентация

Трофимова Светлана Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_razvitiya_detey_ot_0_do_3.pptx593.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Нормы развития детей от 0 до 3 лет Задачи и содержание занятий на каждом возрастном этапе Подготовила учитель-дефектолог Трофиова С.В.

Слайд 2

Чем определяется формирование и развитие человека? НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Слайд 4

. Что происходит в процессе созревания мозга, что является основой тех психических процессов, которые осваивает ребенок в первые годы своей жизни?

Слайд 5

Особенности развития Все свойства психики, нервной системы и тела ВСЕГДА генетически заданы и ВСЕГДА формируются только в обучении. Если нет запроса, никакой генетический потенциал НИКОГДА не будет реализован. Ни одна проблема психического развития НИКОГДА не существует изолированно. Видимые проблемы больше привлекают внимание специалистов (речь, СДВГ и т.д.), но страдают ВСЕ уровни и формы поведения ребенка Процесс созревания и развития ЦНС идет от подкорковых к корковым структурам (снизу вверх) – первый год жизни; и от правого полушария к левому (справа налево) – с 2,5 лет. Эта этапность должна жестко соблюдаться в процессе воспитания и обучения В мозге человека хранится весь накопленный предшествующими поколениями архив способов поведения. Даже при наличии сбоя в программе (внутриутробная или родовая травма и т.д.) память мозга обладает громадными ресурсами компенсации.

Слайд 6

1 месяц Восприятие Моторика Эмоциональное и социальное развитие Речевое развитие Зрительное Слуховое Крупная Мелкая Фиксирует взгляд на ярком предмете. Замирает на несколько секунд в ответ на пение или мелодичную музыку Ручки и ножки слегка согнуты. В вертикальном положении можно наблюдать имитацию ходьбы Активно действует хватательный рефлекс. Умеет раскрывать и сжимать кулачки В конце первого месяца начинает улыбаться. Кричит, плачет с разной интонацией, Фиксирует взгляд на неподвижном предмете, прослеживает движение яркого предмета Поворачивает глаза, а затем голову к источнику звука. Удерживает головку до 1-1,5 минут в вертикальном положении. Из положения на животе приподнимает голову. Наталкиваясь рукой на игрушку, хватает ее и крепко удерживает. Формируется комплекс оживления при общении с близкими людьми. Гуление становится более усложнённым и частым. Появляются первые, согласные звуки (гу, агу, бу). 2 месяца

Слайд 7

3 месяца Восприятие Моторика Эмоциональное и социальное развитие Предметная деятельность Речевое развитие Зрительное Слуховое Крупная Мелкая Около 5 минут может рассматривать игрушку или свои ручки, быстро следит за движением игрушки, которая двигается напротив его глаз. Начинает плохо реагировать на неприятные звуки: вздрагивает, замирает, морщится, а затем плачет. С удовольствием слушает пение песенок, спокойную музыку, ищет источник звука глазами и поворачивает голову Лежа на животе, удерживает голову до 1 минуты, приподнимает грудь, опираясь на локотки, крутит головой во все стороны, поворачивается со спины на бочок. Умеет выгибать спину «мостиком». Движения рук становятся целесообразными, хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Полностью сформирован «комплекс оживления», ребенок пробует общаться с взрослым «глаза в глаза». Осмысленно улыбается и хохочет, узнает родителей по лицу и по голосу. Появляется интерес к игрушкам и предметам. Тянет предметы в рот, исследует при помощи рук свое лицо, ручки, ножки, лица взрослых Усложняются комплексы звуков, издаваемые во время гуления. Голосовые реакции становятся богаче, ребенок издает звуки, которые могут быть похожи на щелкание, булькание, фырчание, птичье щебетание.

Слайд 8

Программа развития малыша в возрасте 1-3 месяцев Развитие слуховых реакций Говорите медленно, певучей интонацией. Демонстрируйте разные звуки (погремушка, мелодия, дудочка). Источник звука должен менять положение в пространстве Зрительные реакции Игрушку размером 10-15 см держите на расстоянии 25 см от глаз ребенка. Учите сосредотачиваться на ней и прослеживать медленное движение по горизонтали. Делайте упражнение в позе на спинке и на животе с опорой под грудью ребенка. Тактильные и кинестетические ощущения Касайтесь ручек и ножек ребенка предметами, разными по фактуре (гладкие, шершавые, ребристые) и температуре. Ощупывайте его ручками свое лицо. Меняйте положение тела малыша, приучайте поворачиваться на бочок. Качайте, выкладывайте на мяч, наклонную поверхность. Выкладывайте его на разные по фактуре поверхности. Учите подтягивать ножки к ручкам. Играйте в воде. Игрушку начинайте предлагать непосредственно над рукой, увеличивайте расстояние от руки до игрушки. Регулярно делайте массаж рук и ног, выводите большой пальчик из кулачка. Побуждайте снимать с ручки яркий носочек, резинку с колокольчиками. Учите перекладывать игрушку из руки в руку. Совершайте различные движения руками ребенка. Развитие речи Постоянно разговаривайте с малышом, повторяйте звуки ребенка, добавляя при этом новые. Делайте легкий массаж вокруг губ, по лбу, по подбородку. Меняйте голосовые интонации и выражение лица.

Слайд 9

4-5 месяцев Восприятие Моторика Эмоциональное и социальное развитие Предметная деятельность Речевое развитие Зрительное Слуховое Крупная Мелкая Следит за игрушкой около трех минут. Прослеживает ее движения во всех направлениях, наблюдает за падающей игрушкой. Узнает близких людей, узнает себя в зеркале. Активно поворачивается в сторону звучащего предмета, быстро находит в пространстве источник звука. Подолгу может слушать музыку и речь взрослого, различает голоса близких людей. Может сидеть на руках у взрослого, спинку еще не держит ровно. В положение на животе опирается на ладони, пытается выпрямить руки и приподнять корпус, свободно переворачивается со спины на живот и обратно. Ровно, устойчиво стоит, когда его поддерживают под мышки. Научился играть руками. Хорошо удерживает игрушки, придерживает бутылочку во время кормления. Различает мимику и тон обращенной речи. По-разному реагирует на «своих» и «чужих». Чувствует щекотку, хохочет в ответ. Ест с ложечки густую пищу, может пить из ложки и из чашки. Захватывает погремушки и играет с ними (вызывает звуки, стучит, бросает). Перекладывает игрушку из руки в руку, берет ее из рук взрослого. Готов играть в «ладушки». Длительно, певуче, громко гулит. Гуление начинает преобразовываться в лепет (повторение слогов, типа ма-ма-ма, бу-бу-бу). Хочет участвовать в общении, обращает на себя внимание, пытается «разговаривать» вместе с взрослыми

Слайд 10

Программа развития на 4-5 месяцев Развитие общей двигательной активности Развивайте умение ребенка двигать рукой, в положении на животе при опоре на одну руку. Играйте ручками и ножками ребенка. Учите ребенка поворачивать голову вслед за светом, игрушкой. Как можно чаще меняйте позы малыша во время бодрствования, группируйте ребенка в позе, напоминающей ползание. Делайте упражнения на сохранение равновесия Развитие движений рук Вкладывайте в ручки ребенка различные по качеству и форме предметы, учите ребенка хватать, исследовать и отпускать их. Формируйте не только правильный захват, но и умение черпать рукой, лепить рукой, действовать рукой по-разному. Продолжайте формировать у ребенка содружественные движения рук и дифференцированный захват (ладонный, щипковый, пинцетный). Учите доставать предметы разной величины из банки, пакета, махать платочком, хлопать в ладошки, стучать, совершать разные движения одним предметом и одинаковые движения разными предметами, удерживать одновременно два предмета двумя руками, отдавать игрушку взрослому со словами «дай маме, спасибо». Упражнения для развития слуховых реакций Учите ребенка прислушиваться к голосу взрослого, меняйте тембр и интонацию голоса. Добивайтесь того, чтобы ребенок находил источник звука в пространстве. Приучайте ребенка засыпать под мелодию одной и той же колыбельной. Выполняйте с ребенком различные движения в соответствии с характером мелодии, откликаться на имя. Развитие эмоциональных и речевых реакций ребенка Побуждайте ребенка к ответным речевым реакциям, повторяйте за ним то, что он только что произнес. Сделайте это похожим на разговор. Меняйте выражение лица и используйте различные мимические гримасы в процессе общения. Учите ребенка подражать мимике взрослого: хмуриться, высовывать язык, тянуть губы трубочкой.

Слайд 11

6 месяцев Восприятие Моторика Эмоциональное и социальное развитие Предметная деятельность Речевое развитие Зрительное Слуховое Крупная Мелкая Зрение становится острым. Развивается объемное видение предметов. Малышу интересны мелкие предметы. Слуховая чувствительность достигает уровня взрослых. Ребенок прислушивается к шепоту и тихим звукам. Подпевает музыке, танцует в такт музыке. Может сам сидеть, удерживая спинку. При помощи взрослого встает на ножки, притопывает, пританцовывает на коленях у взрослого. Начинает вставать на четвереньки. Поднимается в кроватке, передвигается по кроватке или манежу, переставляя руки Выделяет указательный пальчик для показа, для ковыряния, формирует «пинцетный» захват. Выражает искреннюю любовь к близким людям, переживает их отсутствие, радуется встрече. Ест с ложки, пьет из чашки, начинает пользоваться салфеткой для вытирания рта. Начинает действовать предметом, используя его как удлинение своей руки. Может держать по игрушке в каждой руке и действовать ими. Произносит отдельные лепетные слоги (в багаже ребенка около 30-40 звуков). Мычит, бормочет, пускает пузыри. Развивается понимание речи окружающих. По слову находит близких людей и хорошо знакомые предметы в пространстве комнаты.

Слайд 12

7-8 месяцев Восприятие Моторика Эмоциональное и социальное развитие Предметная деятельность Речевое развитие Зрительное Слуховое Крупная Мелкая Полностью владеет зрительным восприятием Полностью владеет слуховым восприятием Легко и быстро ползает на четвереньках, самостоятельно долго сидит. Держась за опору, может встать на колени. Ровно стоит при поддержке за обе ручки. Пользуется захватом кулаком, пинцетным, формирует щипковый захват. Может собирать любые мелкие предметы. Появляется указательный жест Старается быть в центре внимания. Отрицательно реагирует на незнакомых людей (кризис 8 мес.) Уверенно пьет из чашки, но не может ее удержать, пользуется ложкой, собирает с тарелки кусочки. Развивается целенаправленность действия. Ребенок все изучает и исследует. Играет в «ладушки», «коза-коза», «дай-возьми», «сорока-ворона». Подолгу играет (стучит, мнет, гремит, бросает) Активно и много лепечет, в речи появляются первые короткие слова и звукоподражания (мяу, ав-ав). Знает свое имя. Понимает речевые команды с жестовым подкреплением. На вопрос «Где?» находит известный предмет в пространстве комнаты.

Слайд 13

9-10 месяцев Восприятие Моторика Эмоциональное и социальное развитие Предметная деятельность Речевое развитие Умеет различать величину, форму и цвет предметов. Поднимается на ноги у опоры и ходит, опираясь на мебель. Залезает на стулья. Держась за опору, может ходить приставными шажками. Собирает мелкие и крупные предметы, подстраивает захват руки под форму и размер предмета. По просьбе выполняет координацион-ные пробы типа «покажи глазки» на кукле и взрослом Ребенок способен испытывать широкую гамму эмоций от гнева и страха до удивления и радости. Привлекает взрослых к взаимодействию и совместной деятельности. Играет в прятки. Спокойно высаживается на горшок. Использует предметы в соответствии с их назначением. Бросает игрушки, тянет, размахивает, ищет, отрывает, ковыряет. Ассоциирует образ с предметом (на картинках). Понимает значения «большой», «маленький», «такой же». Речь становится более сложной. В произносимых звуках меняется ударение, голос модулирует, среди лепета присутствуют вопросы, восклицания. Малыш соединяет вместе слоги в длинные «предложения». Он понимает и исполняет простые просьбы: «помаши ручкой», «дай мяч». Откликается, когда зовут по имени. В речи появляются первые указательные слова. Понимает слова-запреты (нет, нельзя).

Слайд 14

11-12 месяцев – первый кризис Восприятие Моторика Эмоциональное и социальное развитие Предметная деятельность Речевое развитие Закрепляются ранее приобретенные умения и навыки. Самостоятельно стоит на расставленных ногах. Переступает при поддержке за одну ручку. Может начать ходить. Садится без опоры. Наклоняется и разгибается. Часто и осознанно подражает движениям взрослых Может пользоваться любым видом захвата, выделяет большой, указательный и средний пальчики руки для деятельности. Может крутить, ковырять, нажимать, доставать, пересыпать, отрывать. Формируется полноценная привязанность к значимым людям. Гладит и целует их. Контактирует с детьми. Может дать свою игрушку или взять чужую. Сделав что-то, ждет похвалы от родителей. Знает запрет, но может ежедневно пытаться его нарушить, «проверяя границы». Может пользоваться горшком. Ест ложкой, осваивает вилку, самостоятельно пьет из чашки. Формируется произвольное внимание. Пробует рисовать (черкать на бумаге карандашом или ручкой). Может нанизывать бусины на шнурок, кольца на пирамидку без учета величины, правильно располагать крупные простые вкладыши. Произносит около 10 простых слов, понимает обращенную речь в форме коротких предложений на простом уровне. Понимает категории предметов и явлений (животные, мебель, еда и т.д.). При недостатке слов активно прибегает к помощи жестов. Слушает чтение детских книг, показывает пальчиком на известных персонажей.

Слайд 15

13-15 месяцев Крупная моторика Мелкая моторика Эмоциональное и социальное развитие Мышление и деятельность Развитие речи Быстро ползает. Самостоятельно ходит. Ходит по ступенькам. Бегает. Наклоняется вперед, приседает и встает. Обходит высокие препятствия. Крутится вокруг себя. Рисует линии в разном направлении, заполняя все пространство листа, достаточно эффективно берет и перемещает мелкие предметы, может собрать мелкие крошки, крупинки, пуговицы. Замечает забавные вещи и смеется над ними. Смотрит на родителей в сложных ситуациях, ища поддержки. Пользуется вилкой и ложкой. Использует горшок. Вытирает руки и лицо при умывании. Помогает родителям одевать его – протягивает ручки и ножки, сам снимает шапку и носки. Подражает бытовым действиям (вытирает тряпочкой, пробует тащить пылесос и т.д.). Играет самостоятельно (перемещает предметы, ставит их один на другой, катает машинку, таскает за собой игрушку на веревочке, катает мяч, пересыпает песок, перекладывает камушки, переливает воду, строит башню из кубиков, складывает игрушки в коробку. Может вставлять предметы в прорези методом проб (игры типа «Почтовый ящик»). Начинает обобщать предметы по существенным признакам. Подражает речи родителей. Правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»). Показывает на себе 3-5 частей тела. Выполняет простые просьбы. Слушает песенки и старается петь.

Слайд 16

16-18 месяцев Крупная моторика Мелкая моторика Эмоциональное и социальное развитие Мышление и деятельность Развитие речи Ходит с хорошей координацией. Умеет пятиться, наклоняется в стороны, перешагивает через препятствия, пытается подпрыгивать, ходит по кругу, выполняет танцевальные движения, меняя их в зависимости от темпа звучащей музыки, повторяет за взрослым движения руками Лепит» снежки, куличики, сжимая снег или влажный песок в ладони. Пальцем «тыкает» куклам в глаза, рот. Рисует на бумаге штрихи и зигзаги. Переворачивает страницы книг, имитируя чтение. Разворачивает фантик. Может отвернуть пробку у бутылки. Открывает ящики, закрывает коробки Стремится к самостоятельным действиям. Выражает в игре социально значимые эмоции. Отстаивает свою собственность во взаимодействии со сверстниками. Выражает недовольство при нарушении установленного порядка. Быстро ест ложкой, может собрать остатки еды с края тарелки, хорошо пьет из чашки. Моет руки и пользуется полотенцем, натирает себя губкой, дотягивает колготки с колен на бедра, помогает взрослым убирать стол после еды, вытирает губкой разлитую жидкость. Просится на горшок (иногда с опозданием). Запоминает, где лежат некоторые предметы. Собирает трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах; знает три-четыре цвета; ориентируется в трех разных величинах одной формы; начинает использовать предметы- заместители; выполняет два-три игровых действия с игрушками, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.; проявляет смекалку, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то; начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов; различает «много» и «один». В игре часты символические действия. Возрастает потребность в речевом общении, разговаривает с игрушками, картинками, домашними животными. В активном словаре от 20 до 50 слов. Отмечаются осознанные попытки построить двухсловную фразу типа «Мама, дай». Ребенок пользуется в общении предложениями без их соответствующего грамматического оформления: «Аня нет мика» – У Ани нет мишки. Называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.

Слайд 17

19-24 месяца Крупная моторика Мелкая моторика Эмоциональное и социальное развитие Мышление и деятельность Развитие речи Хорошо бегает, меняя направление, прыгает на месте на двух ногах, бросает мяч и воздушный шарик, ходит по скамейке и по бордюру, стучит ногами по полу в положение сидя, перекатывается по полу, достает высоко расположенные предметы. Может переносить крупногабаритные легкие вещи. Умеет водить хоровод, висеть на турнике или руках взрослого, лазать по шведской стенке. Отщипывает маленькие кусочки пластилина, разворачивает завернутые в бумагу свертки, расправляет скомканную бумажку, поворачивает ручку двери и крана в разные стороны, нажимает на кнопки, открывает створки мебели, справляясь с защелками. Рисует вертикальные, горизонтальные линии, потом круговые каракули. Может перелистывать книгу по одной странице. Ест аккуратно, без помощи взрослого. Намыливает ладони, досуха вытирает их. Захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды. Знает место своих вещей. Складывает игрушки в ящик. Помогает взрослым в быту. Наблюдает за играми других детей, привлекает к себе их внимание. Недоволен, когда мама отвлекается на других людей, ревнует, капризничает. Стремится к эмоциональному контакту со сверстниками. У малыша появляются первые друзья. Использует воображение в процессе игры. Строит башню из 6-7 кубиков, осознанно подбирает парные картинки или игрушки к указанной. Различает 4 объемные формы. Соотносит знакомый объемный предмет с отверстием в ящике. Собирает пирамидку с учетом величины элементов, складывает разрезную картинку из двух частей. Различает 3-4 основные цвета. Воспроизводит несложные постройки после показа., понимает несложный сюжет на картинке, рисует «человека-головонога», раскладывает предметы на группы. Играет в ролевые игры с куклами Речь становится средством общения. Знает от 100 до 200 слов, активно пользуется ими. Говорит фразами из 2-3 слов, может задавать вопросы. Усваивает повелительные формы глаголов, множественное число существительных, начинает использовать прилагательные, некоторые местоимения (ты, мне). Отвечает на простые вопросы. Активно подражает звукам окружающей речи и живой природы. Интересуется сказками и готов слушать их много раз. Понимает и правильно выполняет двухсложную инструкцию. Словесные инструкции становятся решающими

Слайд 18

25-30 месяцев Крупная моторика Мелкая моторика Эмоциональное и социальное развитие Мышление и деятельность Развитие речи Хорошо бегает, балансирует на одной ноге 3-5 секунд, спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляясь на обе ноги. Поднимается и спускается по лестнице, перешагивает небольшие препятствия. Хорошо бросает мяч, пинает мяч ногой, ловит мяч с близкого расстояния. Ходит на цыпочках. Катается на 3-х колесном велосипеде. Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы. Удерживает карандаш и кисть тремя пальцами, может нарисовать кривую и закругленную линию. Нанизывает бусинки, складывает, перебирает пуговицы. Складывает бумагу вчетверо (после показа). Эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций. Злится при ограничении свободы. Распознает эмоциональные состояния близких людей, реагирует на них. Использует для выражения своих чувств определенные жесты. Знает свой пол. Может снять расстегнутую одежду. Контролирует свои физиологические потребности. Подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой стол. Строит башню из 6-8 кубиков, мост из 3 кубиков. Раскладывает предметы по величине в две разные коробочки. Складывает разрезную картинку из 4-х частей. Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку. Хорошо вкладывает друг в друга цилиндры и чашки. Использует один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке). Различает «один-много», начинает формироваться понятие о числе. Не менее двух минут может рассматривать книжку. Может делать примитивные сравнения, умозаключения и обобщения. Словарный запас 500-1000 слов. В разговоре использует все части речи, кроме причастий и деепричастий. Говорит распространенными предложениями, обозначает словами свои действия. Называет свои имя, фамилию. Правильно использует в речи местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Понимает значение предлогов в привычной ситуации. Понимает слова «хорошо, плохо». Начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять ее. Рассказывает несколько стишков. Постоянно задает вопросы, повторяет все услышанное. Речь становится средством познания

Слайд 19

31-36 месяцев – второй кризис Крупная моторика Мелкая моторика Эмоциональное и социальное развитие Мышление и деятельность Развитие речи Заканчивается второй этап формирования психики – сенсорный. Движения приобретают психомоторный характер, т.е. становятся осознанными. Продолжается развитие общих движений в направлении улучшения их качества. Ребенок рисует карандашом, держа его, как взрослый. Срисовывая, начинает копировать сложные формы, раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки. Ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков и бутылочек, пускает «волчок», откручивает крышечки. Пользуется ножницами. Переживание кризиса трех лет (может происходить и чуть раньше). Увеличивается предел работоспособности нервной системы. Может сохранять устойчивое внимание в процессе интересующей деятельности до получаса. Понимает свои ошибки в деятельности. Формируется избирательное отношение к детям. Проявляет отзывчивость. Управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева». При правильном воспитании умеет приветствовать людей, соблюдает очередность в разговоре, правила поведения. Складывает свою одежду на стульчике, убирает за собой игрушки. Чистит зубы. Мышление носит наглядно-действенный характер. Формируется сюжетная игра. Возрастает роль воображения и фантазирования в игре. Появляются новые виды деятельности: изобразительная, конструктивная. Имеет представление о числе, сравнивает предметы, опираясь на представления о длине, размере, количестве («длиннее-короче», «меньше-больше», «толще-тоньше»). В игре использует разные геометрические формы, при этом правильно называет их. Происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря, активный словарь включает до 1500 слов. Использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Возникают первые модели словообразования. Речь начинает становиться регулятором поведения. Малыш задает много вопросов, может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки. По вопросам может передать содержание ранее слышанных сказок или рассказов.

Слайд 20

«Кризис трех лет» Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.

Слайд 21

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы развития детей 6-7 лет

Информация поможет  родителям  будущих первокласников оценить детей к школе....

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 лет

Рекомендации для учителя дефектолога...

Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».

Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...

Результаты педагогической диагностики освоения образовательной программы на каждом возрастном этапе.

Представлен сравнительный анализ и справки по усвоению образовательной программы воспитанниками (2016-2019год)...

Возрастные нормы развития детей 2-3-х лет

Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни Вам, заботливым родителям, помочь сделать пер...

Консультация «Основы безопасности детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях- одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техно-, природо- и социогенных опасностей...

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ...