«Рекомендации по планированию работы на тему «Ознакомление с родным городом»»
консультация

Ицкевич Оксана Александровна

      На сегодняшний день целью реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской отв  етственности за судьбу своей страны, укрепления чувства сопричастности каждого гражданина к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Большое внимание должно уделяться   воспитанию чувства гордости за исторические современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории, ее героическим страницам. Одной из основополагающих функций дошкольного  образования, указанных в частности в ФОП ДО, ФАОП ДО  -  обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Представленная модель организации деятельности детей позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, заложить основы формирования будущего гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Рекомендации по планированию работы

на тему «Ознакомление с родным городом»»

Модель организации образовательной деятельности

по ознакомлению старших дошкольников с родным городом

      На сегодняшний день целью реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу своей страны, укрепления чувства сопричастности каждого гражданина к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Большое внимание должно уделяться   воспитанию чувства гордости за исторические современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории, ее героическим страницам. Одной из основополагающих функций дошкольного  образования, указанных в частности в ФОП ДО, ФАОП ДО  -  обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Представленная модель организации деятельности детей позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, заложить основы формирования будущего гражданина.

     Модель организации образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родным городом построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и определяет содержание и организацию образовательного процесса, направленного на создание условий для позитивной социализации ребенка и его личностного развития и приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Цели, задачи и принципы модели организации образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родным городом.

Цель: нравственно - патриотическое воспитание детей

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников определены ФОП ДО, ФАОП ДО  (Приложение 1)        

В модели представлен интегрированный подход к организации образовательного процесса, который включает в себя совокупность образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие), обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих воспитанию патриотизма, развитию интереса к родному городу, событиям прошлого и настоящего.

Образовательные области

Задачи

Познавательное развитие

- дать представление о растительном и животном мире;

- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (края) (достопримечательностями, памятниками, первооткрывателями);

- формировать бережное отношение к природе родного края.

Художественно – эстетическое развитие

- знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам;

- учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности.

- познакомить с известными художниками, музыкантами родного города (края).

Социально-коммуникативное развитие

- воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного города (края).

- познакомить с почетными гражданами родного города (края).

Физическое развитие

- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы родного города (края).

Речевое развитие

- развивать культуру речи; диалогическую и монологическую речь;

- знакомить с писателями родного города (края), их творчеством;

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы).

Принципы и психолого – педагогические условия реализации модели по ознакомлению старших дошкольников с родным городом.

Основные принципы построения модели, соответствуют принципам Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования:

1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

Возможно использование ИКТ (интерактивной доски, мультимедиа-системы, технологий мимио), которое дает новые варианты представления материала, связанные с его визуализацией, "оживлением", возможностью совершать виртуальные путешествия по городу, способствует активному включению в совместную деятельность, позволяет сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, помогает представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Модель позволяет активно использовать данные ИКТ (Мимио - проекты, виртуальные экскурсиии, интерактивные игры, мультимедиа - системы). Отличительными чертами мимио – проектов (интерактивных игр) и виртуальных экскурсий являются эффект присутствия, яркие образы, более сильные впечатления, чем при просмотре фотографий или картинок.

Этапы введения модели организации образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с родным городом

Проектируемые этапы работы с моделью образовательной деятельности:

I этап. Подготовительный

Изучение особенностей готовности ДОУ и педагогического коллектива для использования модели

1) мотивационная готовность педагога;

2) подбор содержания с учетом региональных особенностей;

3) оснащенность среды.

II этап Практический

Создание материально - технических условий для использования модели

Организация работы по созданию методического комплекса

Мониторинговое сопровождение воспитательно-образовательного процесса работы по модели

III этап обобщающий

Проведение анализа полученных результатов.

Определение перспективных направлений развития

Тематические блоки модели

Система занятий по данной модели рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная к школе группа), предложенную модель можно использовать для организации совместной деятельности педагога с детьми.

Первый год обучения (старшая группа) -  1 раз в неделю;

Второй год обучения (подготовительная группа) – 1 раз в неделю.

Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на учебный год.

Образовательные задачи объединяют проектирование предметно-развивающей среды и разработку содержания совместной и самостоятельной деятельности и общения педагога с детьми и их родителями.

Модель состоит из 3 блоков, которые включают в себя тематические подблоки:

Блок 1 «Мир истории»

Блок 2 «Мир культуры»

Блок 3 «Мир природы»

Задачи:

Старшая группа

Старшая группа

Старшая группа

- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, событиям прошлого и настоящего.

- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

- Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям.

- Развивать способность чувствовать красоту архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.

- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

- Развивать способность чувствовать красоту природы.

- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

- Продолжать расширять представление детей о животном и растительном мире родного края, о исчезающих видах животных и растений.

Подготовительная

группа

Подготовительная

группа

Подготовительная

группа

- Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, событиям прошлого и настоящего.

- Формировать у детей представление о символике родного города (герб, флаг, гимн)

- Содействовать проявлению инициативности и желания принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

- Развивать чувство гордости, воспитывать бережное отношение к родному городу.

- Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

- Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям.

- Продолжать развивать способность чувствовать красоту архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.

- Продолжать развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

- Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

- Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

- Продолжать расширять представление детей о животном и растительном мире родного края, о исчезающих видах животных и растений.

Тематические подблоки:

- «Знаменитые горожане»

- «Память о прошлом. Традиции»

- «Символика города и ее значение»

- «История возникновения города»

- «Здания, соборы»

- «Памятники, скульптура»

- «Театры, музеи, библиотеки»

- «Парки, скверы»

- «Улицы нашего города»

- «Обитатели лесов»

- «Обитатели водоемов и земноводные»

- «Редкие и охраняемые животные»

- «Растения»

- «Редкие и охраняемые растения»

- «Птицы»

Формы работы, используемы при реализации модели.

Основные формы работы с детьми:

  • Занятия  и совместная деятельность;
  • Беседы с детьми:

Младшая группа: «Кто ты?», «Семья», «Где я живу?», «Дом городской и деревенский», «В гостях у бабушки в деревне», «Моя улица», «Экскурсия по микрорайону», « «Мы идём в гости».

Средняя группа: «Расскажи о себе», «Экскурсии по территории детского сада, по микрорайону», «Наш город», «Город и Новый год», «Праздник весны», «Лето на Волге».

Старшая группа: «Расскажи о своей семье», «Экскурсия по микрорайону», «Город, где я живу», «Царство растений», «Знаки вокруг нас» – геральдика, «Новогодний город», «Животные родного края», «Весна в городе», «Здравствуй лето» - экскурсия на водоём, на луг, народные игры.

Подготовительная группа: «История родного края» – знакомство с картами города и области; «Знаменитые люди города»; «Города России»; «Животный мир родного края» – птицы, рыбы, животные, Красная книга; «Растения родного края» – Красная книга, лекарственные растения, растения, как средства косметики; «Как отдыхали» – детские игры, православные праздники, создание макета экологической зоны (леса, луга, водохранилища).

  • Интерактивные игры, виртуальные экскурсии; квесты;
  • Дидактические, сюжетно - ролевые игры

Примеры: «Путешествие по городу», «Сложи картинку», «Узнай и назови герб», «Загадки на улицах города», «Доберись до дома», «Собери мозаику», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Где находятся достопримечательности нашего города», «Угадай по описанию», «Найди лишнюю картинку».

  • Оформление фотоальбомов (как пример  - по сезонам «Мой город летом», «Город осенью» и так далее), альбомов с иллюстрациями
  •  работа в уголке изодеятельности - Обводка изображений архитектурных памятников или их деталей по контуру, по трафарету, штриховка контурных изображений «Дорисуй по точкам», Обведи и заштрихуй», «Угадай предмет», «Дорисуй вторую половину». Выкладывание из деталей, геометрических фигур, счетных палочек схематических изображений архитектурных построек, городских планов, составление разрезанного на части изображения «Составь здание», «Собери картинку», «Сложи из геометрических фигур», «Выложи так же».
  • праздники, развлечения;
  • творческая мастерская;
  • тематические выставки; конкурсы, викторины;
  • целевые прогулки по городу; экскурсии с различной тематикой о городе;
  • проектная деятельность;

Возможные темы проектов:

«Самая красивая улица», «О чем рассказывают скульптуры», «День победы в нашем городе», «Профессии наших родителей», «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края», «Необычные украшения улиц города», «Символы города», «Мини - музей», «Сказки (мифы) нашего города», «Красная книга»  (животный и растительный мир)

Примерное методическое обеспечение и организация развивающей предметно-пространственной среды

Примерное методическое обеспечение.

Блок 1 «Мир истории»: демонстрационный материал «геральдика и государственные праздники», пазлы «Государственные символы», игра – викторина «Мы живем в …..», программно – методический комплекс «Фантазеры. Моя страна» (Природа, Архитектура), проекты - mimio по различным темам, истории, легенды и мифы, связанные с прошлым города, дидактические и настольно – печатные игры, наглядно - иллюстративный материал, художественная литература о родном крае.

Блок 2 «Мир культуры: иллюстративный материал, художественная литература, видео – экскурсии, мини – модели зданий и памятников, дидактические и настольно – печатные игры, программно – методический комплекс «Фантазеры. Моя страна» (Архитектура), проекты - mimio по различным темам.

Блок 3 «Мир природы»: дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Городские птицы», «Птицы наших лесов», «Речные рыбы» и т.д., настольно – печатные игры, художественная литература, программно – методический комплекс «Фантазеры. Моя страна» (Природа), проекты - mimio по различным темам, природный материал для рассматривания.

Развивающая среда построена с учетом следующих принципов насыщенности, трансформируемости пространства, полифункциональности материалов, вариативности, и безопасности. Образовательная деятельность может быть организована как в групповом, так и в специально оборудованном помещении.

Оборудование: ноутбук, аудио аппаратура, мультимедийный проектор, доска, интерактивная приставка mimio, столы - трансформеры (с функцией изменения положения и уровня по росту детей – по количеству детей), стулья/скамейки (по количеству детей).

Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ

Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог, которые могут участвовать в совместных мероприятиях, развлечениях.

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.                        

- Оформление информационного стенда: памятки, буклеты                        

- Совместный        просмотр        презентаций   и видеороликов   по   тематике   вместе   с родителями                

- Участие    в    совместных    праздниках, выступлениях, конкурсах                

- Создание мини – книг, макетов по темам        

- Целевые семейные прогулки;

- Совместная деятельность детей и родителей – творческое задание (создание книжки – малышки, мини – проекта «Моя улица, мой двор и т.д.),

- Тематическое беседы в клубе «Защитники природы» – бережное отношение к животному и растительному миру родного края (темы: Красная книга. Редкие и охраняемые животные и растения).

  • Совместное с родителями создание  фотоальбомов, газет или статей с историей  дома, в котором  живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный  из макетов  домов  детей,  совместные  прогулки по улицам,  с  последующим  составлением  фотогазеты – отчета о прогулке и т.д. 

Кроме  этого,  на  данном  этапе  нравственнопатриотического  воспитания  возможно проведение  семейных викторин и конкурсов  на  знание  истории родного  города,  его  достопримечательностей,   памятников,  а  также  происхождения названий улиц и площадей. 

  • Большим интересом для детей,  совместно с родителями,  может  быть  составленная   схема  микрорайона,  на которой каждый ребенок при помощи  взрослых  рисует  дорогу  из  дома  в детский сад.  На схеме  обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При 

этом дети запоминают адрес детского сада,  свой домашний адрес, уточняют правила безопасного  поведения на улице. 

Памятка педагогу

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,  потому что  маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его  возникновения,  достопримечательности.  

  • Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами;
  • Обращайтесь к детям с вопросами о процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
  • Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы»;
  • Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов;
  • Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.

Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь.

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Ознакомление с родным городом, как средство нравственно-патриотического воспитания».

Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном си...

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области.      Конспект...

Календарное планирование по теме недели. "Мой родной город"

Календарное планирование по теме "Мой родной город"...

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...