«Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, достопримечательностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, смотрим познавательные фильмы, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. Но зачастую, проживая на своей малой родине, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_25_top.docx213.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Муниципальный этап  регионального конкурса методических разработок туристко-краеведческой направленности «Живём на Ямале»

     Номинация  «Сценарий воспитательного мероприятия»

Тема: «Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»

C:\Users\1692017\Downloads\303935-93e19-120200369-m750x740-ua69b2.jpg

Выполнила Ниязова О.М.

                                            Панаевск, 2024

Форма проведения –  путешествие

 Должность: воспитатель

 Образовательная организация:  детский сад  «Красная шапочка», Панаевск, 2024 г

Пояснительная записка

Содержание воспитательного мероприятия  для детей 6-7 лет, Продолжительность занятия  - 35 минут.

Цель:   Знакомство воспитанников  с историческими, культурными и природными сокровищами  полуострова Ямал через туристско-краеведческую  направленность;

Задачи. 

Образовательные: формировать и углублять знания детей  об особенностях историко-культурных   и природных достопримечательностях ЯНАО;     закрепить правила поведения в природе, воспитывать потребность их выполнять.

 Развивающие: развивать активные познавательные интересы, стремление к изучению достопримечательностей своей малой родины, развивать коммуникативные навыки;

Воспитывающая: воспитывать   чувства патриотизма и нравственности   дошкольников, чувства   любви, уважения   и   гордости   к   малой Родине.

Форма: групповая

 

Участники: ведущий,   экскурсовод - ребёнок

Оборудование:  мультимедийная установка - экран, компьютер; фото – видео материалы для ознакомления, звуковые эффекты; карта полуострова Ямал;

Методы: словесный, наглядный;

Условия реализации: групповое помещение, оснащённое презентационной и интерактивной системой; карточки к дидактическим  играм;   

Используемые технологии:  информационная,

Идея

Дошкольный  возраст – это важнейший период жизни ребенка, который имеет решающее значение в становлении основ его личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, достопримечательностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, смотрим познавательные фильмы, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. Но зачастую, проживая на своей малой родине, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. Это и подтолкнуло меня принять участие в конкурсе и разработать сценарий воспитательного мероприятия  «Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России».  Используя в работе с детьми краеведческий материал, я  воспитываю  у детей патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и послужат духовному развитию личности. Подобранный мною интересный, познавательный материал  о историко-культурных   и природных достопримечательностях ЯНАО  помогает мне научить  моих дошколят чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. У детей появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края, к его достопримечательностям. Считаю, что содержание данного сценария  посодействует в развитии туризма в  ЯНАО, даст возможность    для  проведения  виртуальных экскурсионных маршрутов, может быть доступным для широкого круга людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями. Разрабатывая сценарий воспитательного мероприятия,   сама узнала   много новой и очень интересной информации по теме  «Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России».  И, если я сама это знаю, то уверена, что знакомство с историко-культурными,     природными особенностями, достопримечательностями ЯНАО позволит малышам в дальнейшем стать созидателями своей малой Родины.

 План проведения  

1.Вводная часть:  

  • создание мотивации: приглашение ребят в путешествие,
  • дидактические  игра «Найди лишнее», «Знатоки экологических знаков»;

2.Основная часть: использование  различных    приемов,   позволяющие решать программные задачи воспитательного мероприятия:

  • создание проблемной ситуации: отрывок из стихотворения

  • рассказ, игры
  • слушание фонограмм;
  •  рассматривание фотографий на слайдах;
  • беседа по фотографиям;  
  • рассказ экскурсовода;
  • просмотр видео - фильма;

3.Заключительная  часть. Стихотворение

                                                   Ход

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня, как думаете, кто я?  (Воспитатель одет в форме   туриста, ответы детей)

Дети: Вы похожи на туриста.

Воспитатель: Да, верно, а как вы узнали?

Ответы детей

 Воспитатель: А кто такие туристы?

Ответы детей

  Воспитатель: Туристы -   это путешественники, которые отправляются в походы по красивым и интересным местам. Человеку всегда хотелось узнать, что его окружает. Какая она наша Земля? Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные? И тогда смелые и отважные люди отправляются в путешествия, порой очень трудные и опасные.  И я приглашаю вас отправиться в путешествие по просторам родного края, Ямала.

  Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо основательно подготовиться и взять с собой предметы, которые нам пригодятся в путешествии.  Предлагаю поиграть «Найди лишний»

 Описание игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением   предметов: котелок, кукла, фонарик, ваза, топор, кошка, лопата, фотоальбом, спички, компас, спальный мешок, шкаф, микроволновая печь, карта, палатка, холодильник, попугай, рюкзак, еда, пылесос, удочки, шторы, утюг. Дети выбирают и   называют лишнюю картинку и обосновывают свою точку зрения.

  Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сделали верно! Все необходимые вещи мы упаковываем   рюкзак, и в путь!  

Дети маршируют под речёвку

 Кто шагает с рюкзаками?
Кто со скукой не знаком?
Кто отстал - догоняй.
Кто устал, не унывай!
Кто идти захочет с нами,
 Не от-ста- вай!

  Воспитатель: В путешествии мы увидим красоту северной природы, и чтобы сохранить её, человек должен заботливо и бережно относиться к ней.

Игра «Знатоки экологических знаков»

Описание: Воспитатель раскладывает знаки на столе обратной стороной. Ребенок выбирает любой знак. Затем объясняет, что он означает.  

Воспитатель: Молодцы, ребята, я уверена, что вы будете соблюдать правила в нашем путешествии. И я хочу вам напомнить ещё о том, чтобы соблюдать правила безопасного поведения в природе, необходимо   быть внимательными, слушать   руководителя группы и выполнять все его требования.  

  Воспитатель: Давайте подойдём к карте, и найдём полуостров Ямал (дети подходят к карте на слайде, воспитатель показывает на карте полуостров).      

                   Снежный край – Ямальская земля,

                   Теплотою веет от тебя.

                   Ямал, Ямал – богатая земля,  

                   Ямал, Ямал – чудесные края

                                                         В.Ямру

Воспитатель: Ямал — полуостров на севере России.

Здесь живут ненцы, которые ведут традиционный образ жизни — пасут стада северных оленей, занимаются рыболовством и охотой. Большую часть полуострова занимает бескрайняя тундра (слайд 3,4).  Посмотреть на её красоту и своеобразие приезжают    путешественники, туристы, любители природы, отдыхающие. Они приезжают сюда, чтобы полюбоваться   северной природой, увидеть её   достопримечательности.

Воспитатель: Ребятки, смотрите, какая красивая полянка! А ягод сколько! Здесь и морошка, и брусника, и черника. Давайте   отдохнём и соберём ягоды.

Игра «Собери ягоды»

Описание: На импровизированной полянке ягода морошка, брусника, голубика. Дети по сигналу воспитателя собирают только морошку и голубику в ведёрки.

Воспитатель: Ребятки, смотрите, сколько ягод! Вы знаете, их название?

Дети: Да, это морошка, брусника, голубика

Воспитатель: Брусника у нас ещё не созрела, поэтому мы будем собирать голубику и морошку.   У этих ягод есть ненецкие названия: морошка – маранга,  брусника –емздей,   голубика- лынзермя.

Звучит музыка,  и дети  собирают в разные  котелки ягоды морошку и голубику

 

Воспитатель: Отдохнули? Тогда снова в путь?

 Звучит фонограмма шума моря, слайд Карское море. Здесь ребят встречает экскурсовод (ребёнок)

Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Мы на берегу Карского моря (показывает Карское море на карте).   Название моря происходит от названия реки Кара.  Карское море – одно из самых холодных морей России. Вода в нём холодная. Но в местах, где бывает мелко, у берегов моря, она бывает тёплой. Вода в Карском море не очень солёная, потому что в море впадают полноводные реки Обь и Енисей, также впадают реки Таз и Пур.  Тает снег и ледники. На берегах моря живут нерпы, моржи, морские зайцы. (Слайд 5) На льдах нередко можно увидеть охотящегося белого медведя. (Слайд 6). В море много рыбы.   Ежегодно рыболовные суда возвращаются отсюда с богатым уловом нельмы, муксуна, омуля и корюшки (слайд 7). Летом по Карскому морю организуются путешествия. (Слайд 8) 

Воспитатель (обращаясь к экскурсоводу): Скажите, пожалуйста, в Карском море обитают киты?

Экскурсовод: Здесь встречаются   синий кит, горбатый кит.  Белухи обитают в   Карском морях. Они часто посещают более мелкие прибрежные районы, но могут погружаться на несколько сотен метров в поисках пищи (слайд 9 )

Воспитатель (обращаясь к экскурсоводу): Спасибо, сколько нового и интересного мы узнали, правда, ребята?

Дети: Да, спасибо!

 Воспитатель: Наше путешествие продолжается (звук гудка парохода, фонограмма) Садимся на пароход и   отправимся на остров Белый ( слайд 10).   Мы узнаем загадки и тайны этого острова.  Остров является священным местом для коренных народов Севера – ненцев. Это одна их тайн острова Белый. Священные места  (слайд11)  играют важную роль в жизни коренных народов и помогают людям выживать в суровых условиях Крайнего Севера.  
В водах Карского моря, недалеко от острова Белый, происходили боевые события времен Великой Отечественной войны  (слайд 12). Здесь в 1944 году погибли люди.  Грузовой пароход под названием БД-5 вышел в море, чтобы перевезти людей, грузы. Но был обнаружен и атакован немецкой подводной лодкой. Погибло более 300 человек, а пароход был потоплен.  В 2015 году поисковики Карской экспедиции на острове Белом обнаружили   братскую могилу погибших пассажиров и членов экипажа и произвели перезахоронение (Фото)

Фонограмма звука летящего вертолёта

Воспитатель: Проделав долгий путь от острова Белый на вертолёте, мы приземлились в   Ямальском государственном    заказнике - это уголок дикой природы на севере России с прекрасными картинами природы. Он создан для сохранения животных и растений и находится на территории Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа  (слайд 13). Ямальский заповедник –здесь хранится многовековая история, открытая людям. Множество видов животных, таких как полярный волк, северный олень, росомаха, песец, соболь, заяц, горностай и грызуны, обитают в этом месте (слайд 13).  Но наиболее яркой находкой на территории Ямальского заказника стал мамонтенок Люба.   В настоящее время экспонат - тело мамонтёнка хранится в Салехардском музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского  (слайд 14). 
На территории заказника протекает   река Юрибей, и другие крупные реки, такие как Ясавэй-Яха, Мордыяха и Нядаяха. Все они впадают в Карское море.  Интересно, что Нядаяха  в переводе с ненецкого  означает «ягельная река», ягель - это олений мох,  а   река  «Морды яха»  берёт начало из озера Ямбуто.  Озеро Ямбуто  -  крупнейшее озеро  на Ямале.  Берега озера покрыты низкорослыми таёжными деревьями, болотистыми растениями, а также кустарниками. В озере в огромном количестве обитают щуки, стерляди, лещи, караси, осётры, окуни, сиги и прочие виды рыб. Озеро Ямбуто самой крупное озеро, а озеро Малто — самое глубокое озеро Ямала    (слайд15). 

Воспитатель:  А давайте,  мы  на миг превратимся в реки и озёра и поиграем.

Игра «Ручейки. Озёра»

Описание: Игроки стоят в 3-5 колоннах в разных частях зала или спортивной площадки - это ручейки. На сигнал «Ручейки, побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озёра. Игроки, быстрее всех построившиеся круги - озера, выигрывают.
 Воспитатель: Наша  малая родина – Ямал, чудесный край, это  и долгие полярные ночи, освещенные разноцветными узорами северного сияния,  и бескрайние просторы тундры, разделенные бесчисленными озерами, реками и болотами, и большие города, и маленькие северные посёлки. И мы с вами в одном из них. Это посёлок Новый Порт (воспитатель показывает на карте посёлок Новый Порт (слайд 16). Что же интересного здесь мы можем увидеть и  о чём узнать? Здесь, в небольшом северном посёлке Новый Порт, находится крупнейший в мире естественный холодильник для хранения рыбы – Новопортовский мерзлотник ( фото на слайде 16).  Его история очень интересна: создавался он очень давно,  в 1950-ые годы специально для хранения рыбы. Пещеры вырубались в вечной мерзлоте в течение десяти лет! Строительство велось вручную, кирками и лопатами, в условиях вечной мерзлоты. Всего насчитывается около 20 ледяных пещер.   По сей день Новопортовский мерзлотник используется по назначению: здесь хранятся ценные породы рыбы, как осетрина, муксуна и  нельмы.   Предлагаю поближе познакомиться с ним, посмотрев познавательный  видеофильм «Мерзлотник. Новый порт. Ямал».

Просмотр видео-фильма «Мерзлотник. Новый порт. Ямал».

Воспитатель:   Ребята,  теперь знаем, что на территории полуострова  Ямал  есть   удивительно -  красивые  памятные места и уникальные достопримечательности. И мы, живя в этом удивительном интересном  месте на нашей планете, испытываем чувство гордости  за  любимый сердцу каждого из нас  уголок, где мы  родились, где мы живём, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди. Это наш Ямал!  (слайд17)

Нашу с вами встречу хотелось бы закончить со стихами:

Родной Ямал - заветный край России,

                                 Земля легенд и сказок старины.

                                 В твои просторы, зори молодые

      Мы с детских лет, всем сердцем влюблены!

                                                                          М.Наумова

Фонограмма звук летящего вертолёта

Воспитатель:  А мы возвращаемся в Панаевск, в наш детский сад «Красная шапочка» и  обязательно расскажем нашим друзьям о том, как много интересного мы узнали о нашем  северном крае, нашей малой родине – Ямал!

 Используемые ресурсы:  

   

 

 

 

 

 

 

 

  

     . 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 л посмотрим на компас, он нам укажет точное направление нашего маршрута.   Нам поможет отправиться в путешествие   предмет. Отгадайте какой?

                         В кармане моем замечательный друг,

                         Он знает, где север, Он знает, где юг.

                         И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой,

                         Умещается в кармане, А ведет нас за собой. (Компас).

Дети: Это компас.

Воспитатель: Для того, чтобы определить с помощью компаса направление маршрута, надо   установить компас горизонтально и повернуть таким образом, чтобы конец намагниченной стрелки оказался напротив буквы С (или N - север), соответственно запад (З - W), юг (Ю - S) и восток (В - E). Смотрите, ребята, стрелка показывает на букву С—север.

 наш маршрут лежит  на полуостров Ямал. Слайд (карта полуострова Ямал).

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЦКМ "Ямал - мой любимый уголок России"

Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать....

Полуостров Сахалин.

Презентация "Полуостров Сахалин" для подготовительной группы....

Экологическая викторина. Тема: «Какой ты, полуостров ЯМАЛ?»

                                        Программные  задачи:    ...

Беседа «Уральские горы – сокровищница России»

В беседе воспитатель знакомит детей как образуются горы и выясняют, почему Уральские горы называют  сокровищницей России....

«Полуостров Ямал: прекрасная и холодная сокровищница России»

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, смотрим познавательные фильмы, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных живо...