Технологическая карта НОД "Ямал - мой любимый уголок России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Заидова Асият Сулеймановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл asya.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

«Формирование целостной картины мира»

Возраст детей, группа

5-6 лет

Тип НОД

Занятие усвоение новых знаний и умений.

Тема НОД

«Мой любимый уголок России»

Цель

Формировать представления детей о Родине, развивать интерес к познанию своего родного края.

Задачи

Образовательные: 

- Дать детям определенный уровень знаний о Ямале, познакомить с картой России и ЯНАО, с государственной символикой.

Воспитательные:

- Воспитывать патриотические и эстетические чувства средствами музыкальной выразительности, любовь и интерес к Родине.

Развивающие:

- Развивать любознательность, воображение, мышление, обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми, способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.

Материал

Интерактивная доска, ноутбук, интерактивный редактор «Сова», карта России, карта Ямала, флаг России и Ямала, герб России и Ямала, разрезные картинки.

Предполагаемый результат

Дать детям определенный уровень знаний о большой и малой Родине.

Дата проведения

Ф.И.О. воспитателя

Заидова Асият Сулеймановна

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую  ситуацию

Дети заходят в зал под ненецкую народную музыку и встают полукругом.

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Вы готовы всё узнать?

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, а в какое, вы должны догадаться сами.  Послушайте загадку:

        Люблю ели и березки,

        И скамейку под окном.

        Заскучаю – вытру слезки,

        Вспоминая о родном.

        Никуда я не уеду,

        Буду здесь работать, жить,

        Сердцу место дорогое буду я всегда любить! (Родина) Воспитатель: правильно, молодцы. Мы с вами отправимся в путешествие по нашей Родине.У каждого листочка, у каждого ручья есть главное на свете – есть Родина своя.

Словесный

Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.

Приветствуют друг друга.

Отвечают на вопросы.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Эмоциональная заинтересованность

Ответы детей

Этапные задачи.

Мотивировать детей на включение в деятельность. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности.

II. Актуализация знаний.

В памяти каждого человека, в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное – Родина. Маленькая или большая, она подобно огню, обогревает его. Мы живем на крайнем севере, на Ямале. Ямал частичка нашей великой Родины.

- Ребята, а как называется наша великая Родина?

Дети: Россия

Воспитатель: правильно, Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

1 ребенок:

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь и Волга и Урал.

Все места для нас святые

Где бы ты в России не бывал.

2 ребенок:

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все нам говорит о самом важном

Только здесь родимая земля!

Воспитатель:  дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляла русских художников и поэтов на создание прекрасных произведений.

Воспитатель: с чего начинается Родина?

1 ребенок: с улыбки и слез матерей.

2 ребенок: с тропинки ребятами пройденной от дома до школьных дверей.

Воспитатель: с чего начинается Родина?

3 ребенок: с картинки в твоем букваре.

4 ребенок: с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.

Воспитатель: с чего начинается Родина?

5 ребенок: с той песни, что пела нам мать.

6 ребенок: и нашу любимую Родину у нас никому не отнять.

Воспитатель: какая большая и необъятная наша Родина. Крепко любят ее люди, читают стихи, поют песни, слагают пословицы. А вы, ребята, какие пословицы знаете о Родине? (дети читают пословицы) 

- Одна у человека родная мать, одна и Родина;

- Жить – Родине служить;

- Если дружба велика, будет Родина сильна;

- Родина – мать, умей за нее постоять;

- На родной стороне и камешек знаком;

- Человек без Родины, что птица без гнезда;

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша;

- Человек без Родины, что птица без гнезда;

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Словесный

Дети внимательно слушают воспитателя

Проявляют любознательность и познавательный интерес, речевую активность – задают вопросы, делятся личным опытом и знаниями о родном крае.

Проявление активности

Ответы детей.

Этапные задачи

Усвоение определённого объёма знаний и представлений; овладение способами (приёмами) деятельности.

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли увидеть нашу Родину Россию. (ответы детей).  А как мы ее можем увидеть, ведь она такая большая и необъятная? (ответы детей, дети затрудняются). Где мы можем узнать информацию? (спросить у взрослого, поискать информацию в интернете, заглянуть в книгу) .

Воспитатель обращает внимание детей на карту.

- Карта – это изображение нашей страны в уменьшенном виде. (предлагает подойти поближе и показывает границы России). Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России (показывает указкой). Кто хочет показать границу России? (ребенок показывает).

Раскинулась наша страна от севера до юга,

Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.

- Да, ребята, мы живем с вами в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, в это время на севере лежит снег. Но еще, ребята, у каждого человека есть и своя малая Родина. Наша малая Родина – Ямал (показать границы), чудесный благодатный край.

Словесный

Затрудняются ответить

Рассуждают

                     

Регулятивные Создание эмоциональной заинтересованности.

Отвечают на вопросы

Ответы детей

Этапные задачи

Формулировка ответов на поставленные вопросы.

IV. Открытие нового знания

Вы на карту посмотрите и Ямал на ней найдите, потому что здесь наш дом, мы на севере живем. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере полярная тундра. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами. Наш округ занимает севенрую часть Тюменской области. Входит в состав России. Столица нашего Ямало – Ненецкого автономного округа г. Салехард, обозначу это место флажком. (приклеивает флажок). Страна наша большая, а округ небольшой. Так что больше, страна или округ? (ответы детей)

Слайд - презентация ЯНАО

Ямал – это и долгие полярные ночи, освещенные разноцветными неповторимыми узорами северного сияния, это и бескрайние просторы тундры, разделенные бесчисленными озерами, реками и болотами, это и огромные залежи газа. Край, в котором живут замечательные люди: оленеводы и охотники, рыбаки и садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя… И  каждый из них стремится сделать наш край еще лучше, богаче, красивее, потому что любит свою малую Родину и восхищается ею.

Ямал – край Земли, так звучит в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова. Первые люди появились в глубокой древности (слайд). Они пришли сюда с юга. Это были Угры – предки хантов и манси, которые пришли для покорения земель и Великой реки Обь.

Природа нашего края очень сурова, но в то же время и добра. Зима длится очень долго, лето короткое, но красивое. Природа щедро наградила наш край запасами полезных ископаемых. Нефть и газ – величайшее национальное богатство. Ямал богат лесами, в которых водится множество животных и птиц, богат реками и озерами, в которых водится множество пород рыб. Каждую осень лес превращается в радугу цветов, созревают дикоросы (ягоды, грибы, шишки). Богат и разнообразен растительный мир округа.

Словесный

Восприятие полученной информации

Рассматривают презентацию.

Проявляют любознательность и познавательный интерес, речевую активность – задают вопросы, делятся личным опытом и знаниями о родном крае.

Эмоциональная заинтересованность

Ответы детей.

Этапные задачи

 

V. Включение нового знания в систему знаний.

Предлагаю вашему вниманию игру «Знатоки Ямала».

- В нашем районе встречаются: олени, лисы, волки, медведи, белки, ежи. Произрастает: черника, голубика, морошка, брусника, клюква. Из деревьев встречаются: ели, сосны, березы.

Воспитатель:

Пойдем со мной в наш тихий лес –

Там есть черника и морошка

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко!

Ребенок 1:

В тундре нашей есть брусника

Есть грибы, олени есть,

Голубика и черника…

Да всего не перечесть!

Ребенок 2:

Нефтью край богат у нас и природным газом

Я хочу, чтоб край мой милый стал еще прекрасней!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поговорим о символике нашей Родины. Какие символы вы знаете?

Дети: герб, гимн, флаг.

Воспитатель: Посмотрите на флаги, наличие трех цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение нашего автономного округа в состав России.

Красный цвет – цвет мужества, силы

Белый цвет – цвет чистоты

Голубой цвет – цвет неба, газа – основного вида природного богатства Ямала.

Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя. В сине – голубом фоне геральдического щита изображен идущий белый северный олень, сопровождаемый полярной звездой.

Посмотрите на герб России. Что вы на нем видите? (ответы детей)

- Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл. А что вы видите на груди у орла?

Дети: щит

- На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках держит копье, который убивает змея. Двуглавый орел символ единства. Короны – союз республик, входящих в состав России. Жезл и шар означает сильную власть, всадник – готовность народа защищать свою страну от врага.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру « Собери герб». Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. 1 группа собирает герб России, 2 группа собирает герб Ямала.

Игровой

Участвуют в игре.

Получение нового игрового опыта, эмоциональная и физическая разрядка

Дети выражают собственные суждения, отвечают на вопросы воспитателя

Социоконструкция

(групповая работа по заданию)

Самоконтроль.

Самоконтроль

Ответы детей

Этапные задачи

Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.

VI. Итог (осмысление) занятия

Воспитатель: Какие вы молодцы: внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

- Как называется наша великая Родина?

- Как называется наша малая Родина?

- Что изображено на гербе России?

- Что изображено на гербе ЯНАО?

- Что означает Ямал? (край земли)

- Как называют людей, которые живут на севере? (северянами)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Мы будем продолжать знакомиться с национальными песнями, сказками, больше узнаем о национальной культуре народов Севера, о жизни и быте северных народов, городах, входящих в состав ЯНАО, о природе родного края.

Люблю тебя, седой Ямал!

Ты – край снегов,

Ты – край полярного сиянья,

России нашей достоянье.

Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.

Живи, Ямал, и процветай

И будь, Ямал, еще прекрасней!

Ребенок:

Ямал ты мой любимый,

Ямал ты мой родной,

Ямал, для государства

Ты очень дорогой.

Ребенок:

Любим Ямал народом

За свой суровый нрав.

И я люблю Ямал свой!

И думаю, что прав!

РЕФЛЕКСИЯ.

Игра «Передай сердечко и скажи словечко» (предлагает детям поделиться впечатлениями от путешествия, мыслями о родном крае)

Дети вместе с воспитателем выходят из зала под ненецкую народную музыку.

Словесный.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Дети выражают собственные мысли.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Ответы детей

Этапные задачи

Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки.

Комментарий

Используемая литература:

- ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФРЕГАТ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2013;

-Наглядно-дидактическое пособие «Государственные символы Российской Федерации»;

-Информационно-деловое оснащение ДОУ «Наша Родина-Россия», ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;

-Раскраска для детей старшего дошкольного возраста «Надымская земля – колыбель творчества», МУ «Управление дошкольным образованием Администрации муниципального образования Надымский район», 2012г.;

-Комплект пособий для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Моя Родина-Россия!», Издательство «Школьная Пресса» 2010г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме «Любимая игрушка-косолапый мишка»

Технологическая карта по теме «Любимая игрушка-косолапый мишка» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» рисование средняя группа)Абдулова Джюме Сиражутдиновна, Воспитатель1 кв.кат. МДОУ «Детский сад...

ФЦКМ "Ямал - мой любимый уголок России"

Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать....

НОД "Мой любимый уголок России"

Формирование целостной картины мира...

Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."

Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."...

Технологическая карта по рисованию "Любимый сказочный герой"

Технологическая карта "Любимый сказочный герой"...

Технологическая карта занятия "Мой любимый детский сад"

Технологическая карта занятия по ФЦКМ в средней группе "Мой любимый детский сад"...