НОД "Мой любимый уголок России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Заидова Асият Сулеймановна

Формирование целостной картины мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Заидова Асият Сулеймановна,

Воспитатель.

МДОУ «Детский сад «Морозко»п. Приозерный

«Ямал-мой любимый уголок России»

Программное содержание:

- Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать;

- Дать детям определенный уровень знаний о Ямале;

- Знакомить детей с картой Ямала, столицей округа;

- Знакомить с государственной символикой (герб, флаг)

- Расширять знания детей об основных профессиях в округе, о коренных народах Севера.

- Развивать любознательность;

- Воспитывать любовь и интерес к малой Родине.

Образовательные области:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа:

Обогащение словаря: северный ледовитый океан, административный центр, полярный круг, геральдический щит.

Активизация словаря: оленеводство, рыболовство, флаг, герб, ненцы, ханты.

Необходимое оборудование и материал:

Слайды – иллюстрации о Ямале, карта России, карта Ямала, флаг России и Ямала, герб России и Ямала, интерактивная игра, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

- Беседа «Моя Родина – Россия», беседы о коренных народах Севера, беседы о животных и растительном мире;

- Просмотр мультфильма «Умка», чтение ненецкой сказки «Кукушка»;

- Рассматривание иллюстраций городов, входящих в состав ЯНАО;

- Ненецкие народные игры «Хейро», «Полярная сова и евражки», «Охота на куропаток»

Мой любимый уголок России

Введение в ситуацию 

Дети заходят в зал под ненецкую народную музыку и встают полукругом.

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Вы готовы всё узнать?

                Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, а в какое, вы должны догадаться сами.  Послушайте загадку:

        Люблю ели и березки,

        И скамейку под окном.

        Заскучаю – вытру слезки,

        Вспоминая о родном.

        Никуда я не уеду,

        Буду здесь работать, жить,

        Сердцу место дорогое буду я всегда любить! (Родина)

        Воспитатель: правильно, молодцы. Мы с вами отправимся в путешествие по нашей Родине.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

В памяти каждого человека, в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное – Родина. Маленькая или большая, она подобно огню, обогревает его. Мы живем на крайнем севере, на Ямале. Ямал частичка нашей великой Родины.

- Ребята, а как называется наша великая Родина?

Дети: Россия

Воспитатель: правильно, Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

1 ребенок:

Родина моя – бескрайняя Россия,

И Сибирь и Волга и Урал.

Все места для нас святые

Где бы ты в России не бывал.

2 ребенок:

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все нам говорит о самом важном

Только здесь родимая земля!

Воспитатель:  дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляла русских художников и поэтов на создание прекрасных произведений.

Воспитатель: с чего начинается Родина?

1 ребенок: с улыбки и слез матерей.

2 ребенок: с тропинки ребятами пройденной от дома до школьных дверей.

Воспитатель: с чего начинается Родина?

3 ребенок: с картинки в твоем букваре.

4 ребенок: с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.

Воспитатель: с чего начинается Родина?

5 ребенок: с той песни, что пела нам мать.

6 ребенок: и нашу любимую Родину у нас никому не отнять.

Воспитатель: какая большая и необъятная наша Родина. Крепко любят ее люди, читают стихи, поют песни, слагают пословицы. А вы, ребята, какие пословицы знаете о Родине? (дети читают пословицы) 

- Одна у человека родная мать, одна и Родина;

- Жить – Родине служить;

- Если дружба велика, будет Родина сильна;

- Родина – мать, умей за нее постоять;

- На родной стороне и камешек знаком;

- Человек без Родины, что птица без гнезда;

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша;

- Человек без Родины, что птица без гнезда;

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

ЗАТРУДНЕНИЕ В СИТУАЦИИ

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли увидеть нашу Родину Россию. (ответы детей)      А как мы ее можем увидеть, ведь она такая большая и необъятная? (ответы детей, дети затрудняются). Где мы можем узнать информацию? (спросить у взрослого, поискать информацию в интернете, заглянуть в книгу) .

Воспитатель обращает внимание детей на карту.

- Карта – это изображение нашей страны в уменьшенном виде. (предлагает подойти поближе и показывает границы России). Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России (показывает указкой). Кто хочет показать границу России? (ребенок показывает).

Раскинулась наша страна от севера до юга,

Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.

- Да, ребята, мы живем с вами в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, в это время на севере лежит снег. Но еще, ребята, у каждого человека есть и своя малая Родина. Наша малая Родина – Ямал (показать границы), чудесный благодатный край. Вы на карту посмотрите и Ямал на ней найдите, потому что здесь наш дом, мы на севере живем. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере полярная тундра. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студеными ветрами. Наш округ занимает севенрую часть Тюменской области. Входит в состав России. Столица нашего Ямало – Ненецкого автономного округа г. Салехард, обозначу это место флажком. (приклеивает флажок). Страна наша большая, а округ небольшой. Так что больше, страна или округ? (ответы детей)

Слайд - презентация ЯНАО

Ямал – это и долгие полярные ночи, освещенные разноцветными неповторимыми узорами северного сияния, это и бескрайние просторы тундры, разделенные бесчисленными озерами, реками и болотами, это и огромные залежи газа. Край, в котором живут замечательные люди: оленеводы и охотники, рыбаки и садоводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя… И  каждый из них стремится сделать наш край еще лучше, богаче, красивее, потому что любит свою малую Родину и восхищается ею.

Ямал – край Земли, так звучит в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова. Первые люди появились в глубокой древности (слайд). Они пришли сюда с юга. Это были Угры – предки хантов и манси, которые пришли для покорения земель и Великой реки Обь.

Природа нашего края очень сурова, но в то же время и добра. Зима длится очень долго, лето короткое, но красивое. Природа щедро наградила наш край запасами полезных ископаемых. Нефть и газ – величайшее национальное богатство. Ямал богат лесами, в которых водится множество животных и птиц, богат реками и озерами, в которых водится множество пород рыб. Каждую осень лес превращается в радугу цветов, созревают дикоросы (ягоды, грибы, шишки). Богат и разнообразен растительный мир округа.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Предлагаю вашему вниманию игру «Знатоки Ямала».

- В нашем районе встречаются: олени, лисы, волки, медведи, белки, ежи. Произрастает: черника, голубика, морошка, брусника, клюква. Из деревьев встречаются: ели, сосны, березы.

Воспитатель:

Пойдем со мной в наш тихий лес –

Там есть черника и морошка

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко!

Ребенок 1:

В тундре нашей есть брусника

Есть грибы, олени есть,

Голубика и черника…

Да всего не перечесть!

Ребенок 2:

Нефтью край богат у нас и природным газом

Я хочу, чтоб край мой милый стал еще прекрасней!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поговорим о символике нашей Родины. Какие символы вы знаете?

Дети: герб, гимн, флаг.

Воспитатель: Посмотрите на флаги, наличие трех цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение нашего автономного округа в состав России.

Красный цвет – цвет мужества, силы

Белый цвет – цвет чистоты

Голубой цвет – цвет неба, газа – основного вида природного богатства Ямала.

Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя. В сине – голубом фоне геральдического щита изображен идущий белый северный олень, сопровождаемый полярной звездой.

Посмотрите на герб России. Что вы на нем видите? (ответы детей)

- Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл. А что вы видите на груди у орла?

Дети: щит

- На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках держит копье, который убивает змея. Двуглавый орел символ единства. Короны – союз республик, входящих в состав России. Жезл и шар означает сильную власть, всадник – готовность народа защищать свою страну от врага.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру « Собери герб». Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. 1 группа собирает герб России, 2 группа собирает герб Ямала.

Воспитатель: Какие вы молодцы: внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

- Как называется наша великая Родина?

- Как называется наша малая Родина?

- Что изображено на гербе России?

- Что изображено на гербе ЯНАО?

- Что означает Ямал? (край земли)

- Как называют людей, которые живут на севере? (северянами)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Мы будем продолжать знакомиться с национальными песнями, сказками, больше узнаем о национальной культуре народов Севера, о жизни и быте северных народов, городах, входящих в состав ЯНАО, о природе родного края.

Люблю тебя, седой Ямал!

Ты – край снегов,

Ты – край полярного сиянья,

России нашей достоянье.

Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.

Живи, Ямал, и процветай

И будь, Ямал, еще прекрасней!

Ребенок:

Ямал ты мой любимый,

Ямал ты мой родной,

Ямал, для государства

Ты очень дорогой.

Ребенок:

Любим Ямал народом

За свой суровый нрав.

И я люблю Ямал свой!

И думаю, что прав!

Игра «Передай сердечко и скажи словечко» (предлагает детям поделиться впечатлениями от путешествия, мыслями о родном крае)

Дети вместе с воспитателем выходят из зала под ненецкую народную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубань - Любимый уголок земли.

Презентация для занятия по патриотическому воспитанию детей старшей группы. Знакомство с природой Кубани. Символика Краснодарского края....

Конспект занятия по аппликации "Любимый уголок природы"

Занятие по аппликацции. К детям прилетает пчелка и просит детей с помощью аппликации выполнтиь для нее любимый уголок природы....

ФЦКМ "Ямал - мой любимый уголок России"

Закрепить понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, в которой он живет, славу и богатство которой должен беречь и преумножать....

Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."

Папка-передвижка " Аша- любимый уголок России..."...