Использование ИКТ в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Матвеева Елена Вячеславовна

В настоящее время всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с дошкольного возраста: доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою малую Родин,гордость за свою страну, уважительное отношение к истории России.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий ,наряду с другими средствами,призвано способствовать обогащению представлений об окружающем мире, расширению опыта и знаний, ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родногшо города, а успешно дополняют.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_patrioticheskom_vospitanii.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в патриотическом воспитании

детей дошкольного возраста

 « Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших,

народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен

народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать

лучший опыт воспитания и просвещения…»

В.В. Путин

В настоящее время всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с дошкольного возраста: доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою малую Родин,гордость за свою страну, уважительное отношение к истории России.

Ребёнок -дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека.

Вот почему так важно, чтобы семья, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой родного края, поддерживали его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывали патриотизм и любовь к своей Родине.

В работе с детьми  для повышения эффективности совместной организованной деятельности использую ИКТ.                                                                                                                            

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий ,наряду с другими средствами,призвано способствовать обогащению представлений об окружающем мире, расширению опыта и знаний, ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родногшо города, а успешно дополняют.

Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках  окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией;развивать умение,позволяющее обмениваться информацией с помощью современных технологических средств.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Цель патриотического воспитания в нашем ДОУ - способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).

Для решения задач патриотического воспитания применяются различные формы и методы. Один из них - использование информационно – компьютерных технологий (ИКТ). Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют. В работе с детьми  для повышения эффективности совместной организованной деятельности использую ИКТ.                                                                                                                            

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий ,наряду с другими средствами,призвано способствовать обогащению представлений об окружающем мире, расширению опыта и знаний, ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родногшо города, а успешно дополняют.

Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках  окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией;развивать умение,позволяющее обмениваться информацией с помощью современных технологических средств.

Информационные технологии предоставляют возможность:

• рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;

• сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ребенка;

• вовлечь в процесс активного воспитания разные категории детей;

• использовать свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

• интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Одной из наиболее удачных форм подачи познавательного материала можно назвать применение электронных компьютерных презентаций. Это удобный и эффективный способ предоставления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и удержать внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний, что позволяет нам проводить работу в данном направлении продуктивнее. Применять можно на различных этапах занятия – при изучении нового материала, на закрепление пройденного. Цифровые ресурсы мобильны. Удачно подобранный материал для презентации (слайды, музыка, звук и пр.) дети воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность.

Для эффективной работы мы предлагаем использовать видеофильмы, презентации, созданные самостоятельно. Так, познакомив детей с понятием «малая» Родина, после проведенного занятия по данной теме (беседа о городе, его жителях, улицах, достопримечательностях, памятных местах), детям предлагается показать видеофильм, слайд -шоу. Дети узнают на фото свои любимые места в городе, свою улицу, детский сад и представление о «малой» Родине для детей перестает быть чем-то абстрактным.

Понятия «Родина», «Отечество» сложны для восприятия детьми. Таким образом презентации, фильмы способствуют формированию чувства сопричастности маленьких жителей небольшого города к жизни огромной страны – России.

Система работы нашего дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников мы также можем представить через организацию интегрированных занятий, развлечений, театрализованных представлений, творческих встреч, праздников, викторин, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей, творчество и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек. Планирование проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ.

Чувство любви к родному городу – одно из слагаемых патриотизма. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной:

Виртуальные прогулки; целевые прогулки: в детский парк, в осенний лес, краеведческий музей; экскурсии: к обелиску погибших, беседы; викторины: «Знаток родного города»; наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Интерактивные дидактические игры-это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве.

ИКТ дидактических и гр способствуют всестороннему развитию личности ребенка. У ребенка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация; произвольная память и внимание, умение построить план действий, принять и выполнить задание; логическое мышление.

В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, Воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному поиску и исследованиям.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Но не всегда они возможны. Например, экскурсии в больницу, в подразделение МЧС, полицию и пр.

Вот здесь мы используем «виртуальные экскурсии». Они дают возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

Возникновению эмоционального отклика, воспитанию патриотических чувств способствуют календарные праздники, такие как: «День народного единства», », «День Защитников Отечества», «День Победы», «День защиты детей», «День города», этому удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

На занятиях с использованием мультимедийного оборудования дети более активны, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас.

Использование новых технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует профессиональному мастерству педагогов. Задача их — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. А для того, чтобы решать образовательные задачи более рационально, с использованием компьютерных технологий, работники дошкольных учреждений осваивают компьютерные программы, Интернет.

Внедрение в детском саду информационно-компьютерных технологий создает благоприятные условия для развития познавательной активности детей.

Критериями эффективности работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников с применением ИКТ считаем следующее:

-положительную динамику личностного роста детей – развитие у детей чувства собственного достоинства, ощущения сопричастности к жизни семьи, детского сада, города, страны;

-повышение их информационной осведомленности – дети больше узнают об окружающей действительности, об истории города и страны, о природеживотномсире, птицах.;

- возрастание интереса детей, их родителей к истории и культуре родного края – в ходе работы возникают вопросы, желание больше узнать о крае, в котором проживаешь.

Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д.

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .Про...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...