Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

пысина светлана александровна

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .

Проблема воспитания у порастающего поколения- любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие- падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.

С введением в действие закона РФ об образовании, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство  детей дошкольного возраста  с национальным и региональным культурным наследием, изучения истории страны, края.

                     « Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу.  И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…»                      Д.С. Лихаёв                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  по самообразованию.

Использование проектной деятельности в патриотическом  воспитании детей дошкольного возраста.

Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку. Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и изобретения – отодвинули на второй план духовные ценности .

Проблема воспитания у порастающего поколения- любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие- падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения таких качеств, как любовь и уважение к родителям, сочувствие к больным и обездоленным. На смену им приходит всплеск насилия и жестокости.

С введением в действие закона РФ об образовании, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство  детей дошкольного возраста  с национальным и региональным культурным наследием, изучения истории страны, края.

                     « Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу.  И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни…»                      Д.С. Лихаёв                                                    

               

И можно точно сказать, что дошкольникам , особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это- начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина.

Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им  знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

Одним из таких методов является метод проектной деятельности, который позволяет применить принципы диалогизма, креативности, соразвития ,открытости. Основная задача педагогов – пробудить любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому саду, городу, чувство гордости за страну. Сотрудники  нашего детского сада с большим воодушевлением взялись за решение данных задач. Для начала  творческой группой  была разработана система и последовательность работы, разработаны блоки: семья детский сад  родной город страна  культура и традиции.

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Дружная семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. Наш  детский сад находится в зоне « повышенного риска». Основной  контингент – дети из малообеспеченных и неблагополучных семей ( отсутствие одного из родителя). В таких семьях нередко возникают конфликты  - родители не хотят понимать детей, дети не могут поладить с родителями. В результате возникаю т конфликты, отчужденность, в некоторых семьях наоборот – излишняя опека со стороны взрослых. Поэтому  и возникла необходимость – сблизить членов семьи, постараться  свести конфликтные ситуации к минимуму.

В ходе реализации проекта было создано детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желания, права.

Проект «Дружная семья» актуален во всех  возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная работа строится на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместному времени провождению. Результат работы над проектом –  оформление фотовыставки « Вместе дружная семья». Родители  с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение . Они гордились тем, что выставку оформили их родители.

 В старшей, подготовительной группе  перед детьми становились уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи. В результате работы над проектом было создано генеалогическое дерево , дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи.  Работа по  реализации проекта дала положительные результаты. Родители , старшее поколение стали активнее принимать участие  в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми.

          Любовь к Родине связана с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умением   видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Цель проекта «Экологическая тропа» - воспитание любви к родной природе, умение видеть и защищать ее красоту.

В ходе работы над проектом, дети собирали сведения о растениях, произрастающих на территории детского сада. Дети  по крупицам исследовали каждый объект ( о том какую пользу, а может и вред оказывает данный объект) и о необходимости сберечь его для будущих поколений. Продукт работы – красочно оформленный гербарий.

Любой край, область, даже небольшая деревушка – неповторимы и уникальны по своей культуре, красоте, истории. И здесь важно показать ребенку , что и наш город  славен своей  историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут, нет знаний о том, чем знаменит их город, а в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу. Для решения этих проблем был разработан проект « С чего начинается Родина», который велся по следующим направлениям – история возникновения города, люди прославившие город, памятники и достопримечательности города.

Знакомство с историей  возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея, через чтение специальной литературы исторического характера, через организацию исследовательской деятельности.

В нашем городе имеются  неповторимые памятники архитектуры – Дом музей Льва Кассиля, Покровская церковь, построенная в 1825 году, Дом Ухина (худ-ная галерея),памятник героям, погибшем в ВОВ и героям Чернобыля .  Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связан с приобщением к творчеству всемирно известных людей.

В нашем городе провел своё детство  и юность  Лев Кассиль - знаменитый  советский писатель , Альфред  Шнитке – известный на весь мир композитор, который родился и долгое время жил в городе Покровске – Энгельсе. Прослушивание музыки, которую композитор посвятил родному городу, оставило неизгладимый след в душах детей. В нашем городе жили и творили такие известные художники, как А.И.Кравченко, Я.Я. Вебер А.А. Мыльников. Андрей  Андреевич Мыльников передал в дар городу  дом деда -памятник архитектуры,  в настоящее время ставший художественной галереей, в которой собраны знаменитые картины самого художника, а также работы будущих знаменитостей города. Дети с большим интересом посетили художественную галерею и познакомились с  работами художников. Результатом данного посещения стала выставка детских работ « Мой город». Итоговым мероприятием стало занятие «Я здесь живу, здесь родина моя», а также конкурс «Знатоки города».

       Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта  возник устойчивый интерес к совместному творчеству.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать  у дошкольников внутреннюю активность , способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает  большие перспективы перед педагогом.  Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности. В планах творческой группы разработка новых проектов -«Детский сад-мой дом второй»,»Я живу в России»,»Культура народов Поволжья»

Список литературы

1.Закон РФ» Об образовании»

2.»Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации «М.2005г.

3..Веракса Н.Е..Веракса А.Н.»Проектная деятельность дошкольников »Мозаика-Синтез М.2008

4Е.С.Евокимова «Технология проектирования в ДОУ».,М. 2006г.

5.Г.А.Ковалёва» Воспитание маленького гражданина» М.2004г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование проектной деятельности в социализации детей- сирот старшего дошкольного возраста"

Для повышения результатов социализации детей – сирот старшего дошкольного возраста целесообразно использовать в образовательном процессе - проектную деятельность, так как она даёт развитие познаватель...

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

«Комплексно-тематический план по проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста произвольной возрастной группы с родным краем»

Проектная деятельность в подготовительной группе по теме : "Ознакомление дошкольников с родным краем"...

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»

Статья на тему «Метод проектной деятельности в обучении детей дошкольного возраста к математике»...

Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....