Проект: "Цветная неделька"
проект

Исмагилова Анастасия Юрьевна

Цель проекта: Создать условия для усвоения  детьми знаний основных цветов,  опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.

 Задачи проекта:

1. Образовательные. Учить различать и правильно называть основные цвета; формировать у детей зрительные способы обследования предметов; закреплять умение соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, кубик, кирпичик); продолжать развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет.

2. Развивающие. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память) ;развивать мелкую моторику.

     3. Воспитательные. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу; воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetnaya_nedelka.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Образовательный проект

«Цветная неделька»

для детей группы раннего возраста

Разработала: воспитатель

А.Ю.Исмагилова

 

2024

Вызвать интерес ребенка к предмету обучения —

это и есть лучший педагогический метод.

Масару Ибука

           Тема пректа: «Цветная неделька»

         Тип проекта:  По доминирующей в проекте деятельности: творческий; по содержанию: обучающий; по числу участников проекта: групповой ; по времени проведения: краткосрочный (с 09.01-19.01.2024г).

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, старший воспитатель, родители.

  1. Актуальность.

В настоящее время в дошкольном образовании происходят значительные изменения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет необходимость пересмотра содержания, мотивов, форм, методов, роли семьи и педагога в организации образовательного процесса.  

В связи с  обновлением методов и форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, необходимостью решения педагогических задач разных образовательных областей,  мы используем комплексно – тематическое планирование образовательного процесса. Одной из ведущих форм комлексно – тематического планирования выступает проект.

Изучение  технологии метода проектов в работе с детьми раннего возраста  позволило нам  создать  проект «Цветная неделька».

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что обогащение сенсорного опыта является  основой познавательного развития детей раннего возраста.

  1. Проблема.

На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии детей раннего возраста, организации работы  в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать проект «Цветная неделька», создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая включает соответствующие материалы,  гармоничность сочетания разнообразных форм,  размеров, фактур, цветовой гаммы  предметов, привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и  создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.

3. Цель проекта: Создать условия для усвоения  детьми знаний основных цветов,  опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.

     4. Задачи проекта:

1. Образовательные. Учить различать и правильно называть основные цвета; формировать у детей зрительные способы обследования предметов; закреплять умение соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, кубик, кирпичик); продолжать развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет.

2. Развивающие. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память) ;развивать мелкую моторику.

     3. Воспитательные. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу; воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.

5. Основные виды детской деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы.

6. Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

7.  Формы, методы и приемы работы:

Формы:

        Организованная образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром, рисование, аппликация, конструирование);

        Совместная деятельность с детьми (беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, оформление альбома);

        Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, самостоятельные игры);

        Взаимодействие с семьей (рекомендации, выставка поделок).

Методы и приемы:

        Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий: картин, фотографий, иллюстраций, предметов).

Приемы: показ способов действий, показ образца;

        Словесные (беседа, рассказ, чтение).

Приемы: вопросы, объяснение, пояснение, педагогическая оценка;

        Практические (дидактические игры, рисование, аппликация, конструирование, развитие речи).

8. Риски проекта и пути по их преодолению:

Участники

Риски

Пути преодоления

Руководитель

проекта

Небольшое количество участников из числа родителей; недостаточное количество пособий, материала для интерьера и  оформления РППС  группы.

Своевременная презентация проекта для родителей в группе; установка контактов с родителями; привлечение родителей и совместное обсуждение оформления группы.

Родители воспитанников

Слабая мотивация; трудности в участии проекта вследствие общей занятости.

Заинтересовать родителей для участия в реализации   проекта; свободный выбор времени для оформления интерьера группы.

Дети

Слабая мотивация; сложность содержания материала проекта.

Подача материала в игровой форме; ситуация успеха (поощрение).

9. Ожидаемые результаты

1. Дети ориентируются в основных цветах, используют их названия в речи. Развиваются предпосылки коммуникативной компетенции: готовность к взаимодействию со взрослыми, сверстниками. Развиваются основные психические процессы (память, воображение, восприятие, общая осведомлённость об окружающем мире).Развивается познавательная активность: задаёт вопросы: «Какого цвета?» и т. д.

2. Родители станут проявлять больший интерес к жизни ребёнка в детском саду. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

10. Основное содержание и этапы реализации проекта

Совместная деятельность взрослого с детьми

  1. этап – Подготовительный (09.01-12.01.2024)

Определение темы проекта; формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта; составление плана основного этапа проекта.

  1. этап – Основной (практический) (15.01-19.01.2024)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия (красный, желтый, зеленый, синий).

Для реализации проекта каждый день был объявлен ДНЁМ ОПРЕДЕЛЁННОГО ЦВЕТА: понедельник – КРАСНЫЙ, вторник - ЖЁЛТЫЙ, среда - СИНИЙ, четверг - ЗЕЛЁНЫЙ, пятница - РАЗНОЦВЕТНЫЙ. В рамках проекта родителям было предложено (конечно же, по - возможности, и желанию) одевать детей в соответствующие данному дню цвета (это мог быть как полностью комплект, так и просто какой-то элемент) и давать с собой игрушку или любой предмет определённого цвета, принести раскраски.

Консультация для родителей: «Как научить ребенка различать цвета»

Совместная продуктивная, игровая деятельность с детьми, дидактические игры, подвижные игры, просмотр мультфилмов, беседы.

  1. день– красный (22.01.2024)

Утренняя гимнастика с кубиками красного цвета.

Дидактические игры: «Что бывает красного цвета»,  «Волшебный мешочек», «Найди и назови всё красное», «Цветные прищепки».

Пальчиковая гимнастика: «Цветок»

Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик», «Прокати шарик через ворота». Эксперимент:  «Окрашивание воды в красный цвет».

ЧХЛ «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Фрукты и овощи». 

Лепка: "Божья коровка»

Просмотр мультфильма: «Красный грузовичок», «Умная луковка. Учим цвета»

2 день- жёлтый(23.01.2024)

Утренняя гимнастика с платочками желтого цвета.

Дидактические игры: «Что бывает желтого цвета», «Веселые крышечки», «Найди желтый цвет на одежде друга», «Цветные прищепки».

Подвижные игры: «Найди домик», «Автомобиль».

Пальчиковая гимнастика: «Цветок»

Эксперимент:  «Окрашивание воды в жёлтый цвет»,  рисование цветной водой по снегу,«Тонет не тонет».

Работа с раскрасками.

ЧХЛ «Стихи о жёлтом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Путешествие по сказке репка».

3 день – синий  (24.01.2024)

Утренняя гимнастика с мячами синего цвета.

Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Каждый предмет на своё место», «Мозаика», «Тактильный мешочек».

Пальчиковая гимнастика:. «Цветок», «Радуга для малышей»

Эксперименты:  «Окрашивание воды в синий цвет».

Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота».

ЧХЛ «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Путешествие водяной капельки».

Раскрашивание: "Синий шарик».

4 день – зелёный (25.01.2024)

Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета.

Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Найди фигуры зелёного цвета».

Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Радуга для малышей»

Эксперимент  «Окрашивание воды в зелёный  цвет».

Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через  ворота».

ЧХЛ «Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е.С.).

НОД: «Комнатные растения».

5 день – разноцветный (26.01.2024)

Утренняя гимнастика с разноцветными лентами.

 Дидактические игры: «Волшебный мешочек»,  «Разноцветные фигуры», «Весёлые фигуры»,  «Разложи по цвету».

Подвижные игры «Разноцветные шары», «Найди свой домик».

Пальчиковая гимнастика:. «Цветок», «Радуга для малышей»

Совместная деятельность: «Цветные картинки» (объёмная аппликация, из заранее сделанных бумажных шариков).

НОД: «Транспорт».

3 этап – заключительный (26.01.2024)

Цель: подвести итоги работы в процессе презентации проекта.

Продукт: Оформление фотовыставки «Разноцветная планета». Презентация «Реализация проекта «Цветная неделька» для родителей группы, воспитателей групп раннего возраста.

Итоговая организованная образовательная деятельность: «Путешествие на разноцветную полянку»

Рефлексия. Анализ проделанной работы

Для реализации проекта в группе  были созданы все необходимые  условия. Дети  интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Удалось установить доверительно – деловые контракты с родителями, вовлечь их в образовательный процесс. С помощью  родителей  значительно пополнили   РППС в группе. Риски проекта не оправдались.

Перспектива проекта:

  • Продолжать пополнение РППС дидактическим материалом, в соответствии с возрастом детей.  
  • Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.
  • Опубликовать  опыт реализации проекта «Цветная неделька»  на сайте ДОУ.

Список литературы

1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977 – 143 с.

2. Как работать с ребёнком раннего возраста?: учебно – методическое пособие к образовательной программе повышения квалификации и модуля / авт. – сост. Е.П. Штогрина, Л.Ю. Махова – Архангельск: изд–во АО ИОО, 2016.

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

4. Кочкина Н.А., Куликова Н.В., Потапкина Л.В. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2011.

5. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет.сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

6. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.

7. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.

8. Савельева Н.М. Гениальные малыши. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2014. – 64с. – (Служба ранней помощи в ДОУ)

9. Свирская З.Л. Методика планирования совместной деятельности взрослых с детьми: план – дело – анализ. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.

10. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии.  Метод проектов в ДОУ. – СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013, - 96 с.

11. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 304 с.

Приложение  № 1

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Утренняя гимнастика  с кубиками (красного цвета)

Вводная часть: Ходьба и бег стайкой за воспитателем, с поворотом кругом по сигналу.

Основная часть (с флажками):

1. «Покажи кубик». И. п. – ноги слегка расставлены, кубик внизу. В – кубик вперед, сказать «вот», вернуться в и. п. Повторить 4 раза. Повторить 4 раза.

2. «Покачай кубик». И. п. – ноги на ширине плеч, кубик внизу. В. – кубик вперед, наклониться, помахать кубиком в стороны, выпрямиться. Повторить 4 раза.

 3. «Подпрыгивание». И. п. – ноги слегка расставлены, руки вниз. Пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.

 Заключительная часть: Ходьба с восстановлением дыхания.

Утренняя гимнастика с платочками (жёлтого цвета)

Вводная часть: Ходьба и бег стайкой за воспитателем.

Основная часть:

1. «Платочек вперед».

 И.П.: ноги слегка расставить, платочек опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед, опуская, сказать «вниз». То же, из И.П. платочек перед грудью. Повторить 5 раз.

2. «Спрячемся».

И.П.: ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом — спрятались, опустить платочек, выпрямиться. Повторить 5 раз.

3. «Сядем, встанем».

И.П.: Ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек (за ним, перед ним, около) сказать «сели», встать. Повторить 4 раза.

4. «Ножки к платочку».

И.П.: лежа на спине, платочек на животе. Согнуть ноги, прижать колени к животу, выпрямить ноги. Повторить 4 раза.

5.  «Попляшем с платочком»

И.П.: стоя, платочек в одной руке. Под бубен подпрыгивание и притопывание, помахивая платочком. 19 сек. Повторить 2 раза.

Заключительная часть: Ходьба с восстановлением дыхания.

Утренняя гимнастика с мячами (синего цвета)

Вводная часть:  ходьба друг за другом,  ходьба на носках, рук вверху, бег,  ходьба, берут мячи, построение в круг.

Основная часть:

1. И. п.: стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу. 1- подняться на носки, мяч вверх, посмотреть на него; 2- и. п. (4-6раз)

2. И. п.: сидя, ноги прямые вместе, мяч в руках. 1- наклон вперед, коснуться мячом кончиков ног; 2- и. п. (4-6раз)

3. И. п.: стоя, ноги вместе, мяч в руках перед, грудью. 1-8 прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)

Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному, кладут мячи.

Утренняя гимнастика с кубиками (зелёного цвета)

Вводная часть: Ходьба и бег с кубиками в руках.

Основная часть:

 1. И. п. – стоя, ноги вместе, кубик в каждой руке. В. – поднять руки вверх, ударить кубик о кубик и опустить руки вниз. Повторить 4 раза.

 2. И. п. – лежа на животе, руки прямые вдоль туловища на полу. В. – поднять руки от пола, развести их в стороны (верхняя часть туловища приподнята) и вернуться в и. п. Повторить 4 раза.

 3. И. п. – сидя, ноги вместе, руки с кубиками на коленях. В. – повернуться в одну сторону, коснуться кубиками пола, вернуться в и. п. То же выполнить в другую сторону. Повторить 4 раза.

 4. И. п. – стоя, произвольно, кубики на полу. В. – прыжки вокруг кубиков.

 Заключительная часть: Ходьба друг за другом, положить кубики на место.

Утренняя гимнастика с разноцветными кубиками

Вводная часть: ходьба друг за другом, ходьба на носках, руки в стороны, ходьба на пятках, руки за спиной, легкий бег, ходьба, берут кубики.

Основная часть:

1. «Кубики вверх» И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с кубиками опущены. 1- руки через стороны вверх; 2- и. п. (4-6раз)

2. «Ветерок» И. п.: стоя на коленях, руки с кубиками вверх. 1- наклон вправо; 2 и. п. ; 3- наклон влево; 4- и. п. (4-6раз)

3. «Попрыгунчики» И. п.: стоя, ноги вместе, руки с кубиками вверху.  1-8 прыжки на двух ногах на месте. Чередовать с ходьбой. (2-3раза)

Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному, кладут кубики. Спокойная ходьба.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра «Найди свой домик» (2 – 3 года).

Задачи: Учить сочетать ходьбу с другими видами движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действие с другими детьми. Закреплять знание цвета, формы, величины. Поддерживать самостоятельность, инициативу детей.

Материал: Круги, квадраты или треугольники разной величины и цвета.

Содержание игры: Дети размещаются в своих домиках, которые имеют разную величину, цвет и форму. Ребята запоминают свои домики и по сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно по своему усмотрению разные движения (ходят, собирают цветы, бегают, влезают на пеньки, бросают шишки в цель, перешагивают через ручейки). На слова воспитателя: «Дождь!» – дети бегут в свои домики. Взрослый вместе с детьми проверяет, все ли заняли свои домики, помогает малышам найти свой домик, если они их не запомнили.

Подвижная игра «Автомобили» (2 – 3 года).

Задачи: Учить двигаться, сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, поддерживать интерес к движениям. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять знания сенсорных эталонов. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и с сверстниками.

Материал: Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, кубы или другие предметы, круг, квадрат, треугольник  из картона (гараж).

Содержание игры: Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой. Это гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого: «Автомобили, в гараж!» – ребята меняют направление и едут в гараж.

Варианты игры:1. Автомобили могут ехать по мосту (дощечке, лежащей на полу), по извилистой дороге, объезжая предметы, по мягкой дорожке (болото) и т. п.2. У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольника, квадрата. В этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.

Подвижная игра «Зайка беленький»

Задачи: Обогащать двигательный опыт. Учить действовать по слову взрослого. Закреплять знания о цвете, форме. Развивать внимание. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Вызывать положительные эмоции.

Материал: Нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), круг, квадрат, треугольник из картона, разного цвета (норки).

Содержание игры: Дети изображают зайчиков и занимают свои норки. Зайчики, запомнив свои норки – домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики делают движения в соответствии со словами.

Слова воспитателя:

Действия детей:

1. «Зайка беленький сидит,

 Он ушами шевелит –                                          

Вот так, вот так,                

Он ушами шевелит.

2. Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть –

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть.

3. Зайке холодно стоять –

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок.

Надо зайке поскакать.

4. Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал»

Присаживаются на корточки в свободном построении и, приложив руки к ушам, шевелят ими.

На слова «хлоп-хлоп» хлопают в ладоши.

На слова «скок-скок» прыгают на месте.

Бегут в свои норки (по хлопку взрослого).

        Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли норки.

Подвижно – дидактическая игра «Прокати шарик через ворота»

Цель: Совершенствовать умение детей прокатывать мяч (шар) в определённом направлении одной и двумя руками. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений и ловкость. Создавать положительный настрой от двигательной активности в игре.

Материал: Цветные ворота и шарики 4 – х основных цветов.

Содержание игры: поставить ворота 4 цветов рядом друг с другом. Детям предлагается взять шарики любого цвета на выбор и прокатить его в ворота такого же цвета что и шарик. Или взяв шарик проползти в ворота и положить шарик в корзину соответствующую цвету шарика.

Экспериментальная деятельность  «Окрашивание воды»

Цель: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной.

Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, кисточки для размешивания.

Содержание: Взрослый и дети рассматривают в воде 2 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Экспериментальная деятельность  «Разноцветные рисунки»

Цель: развивать у детей творческую активность,  формировать технические навыки в рисовании бутылкой с цветной водой, закреплять умения рисовать различные формы; развивать чувство цвета.

Материал: Бутылка с цветной водой, в крышке проделана дырочка.

Содержание:  1. Дети выбирают бутылки с цветной водой, при необходимости помочь ребенку удержать бутылку с краской. Дети, нажимая, на бутылку двумя руками рисуют разные линии, фигуры, рисунки. 2. Сначала рисуем на снегу длинную извилистую линию,  предложить  детям пройтись по ней, как будто это узкий мост. Нарисовать дорожку из двух параллельных линий и ходить по ней, стараясь не сворачивать с пути,  пробежаться по этой дорожке, попрыгать по ней.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «Что бывает красного, желтого, синего, зеленого, белого и черного цвета?»

Цель: Закреплять знание названий цветов; развивать умение детей отбирать предметы красного (желтого, синего, зеленого, белого и черного)цвета среди предметов разных форм и цветов.

Материалы: предметы разных цветов.

Содержание игры: Помочь кукле Кате подобрать предметы. Игровые правила. Подбирать предметы под цвет бантика куклы. Ход игры: Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.)В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному бантику такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш, красная кружка и т.д.

Дидактическая игра «Кто скорее принесёт»

 Цель: Учить находить предметы по его наиболее характерным признакам (цвету, размеру). Закреплять умения различать цвета, называть их, быстро находить нужный предмет среди других развивать наблюдательность, находчивость, воспитывать выдержку.

Материалы: предметы разных цветов.

Содержание игры: по команде воспитателя дети ищут предметы определенного цвета или формы и приносят воспитателю. Затем каждый ребенок отвечает на вопросы воспитателя: «Какого цвета предмет (игрушка)?», «Как он называется (игрушка)?»  и др.

Дидактическая игра «Разноцветные шестиугольники»

Цель: развитие воображения, изучение основных цветов.

Материал: Цветные шестиугольники

Содержание игры: 1. «Найди пару» - необходимо подобрать пару для шестиугольника. 2. «Домино» - игра по типу домино - подбираем по цвету.3. «Конструктор» - составить разные узоры.

Дидактическая игра «Выложи картинку» (с блоками Дьенеша)

Цель: развитие логического мышления

Материал: блоки Дьенеша,  рисунок, образцы.

Содержание игры: Ребенок выбирает понравившийся  ему рисунок и составляет узор.

Дидактическая игра «Веселые крышечки»

Цель: закрепление основных цветов, развитие  мышления, мелкой моторики рук.

Материал: крышки жёлтого, синего, зеленого, красного и белого цветов (разных размеров), шаблоны с картинками.

Содержание игры: Выложить рисунок на шаблон с помощью пластиковых крышечек, правильно подбирая по цвету, брать предметы надо по одному из коробочки.

Дидактическая игра «Волшебные мешочки»

Цель:  Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами, учить соотносить предметы по цвету.

Материал: Мешочек с предметами 6 основных цветов, шаблоны  с цветными ячейками.

Содержание игры: Разложить предметы на шаблон  в соответствии с цветовой ячейкой, по возможности назвать предмет и его цвет. Знакомство со счетом 1, 2, 3 – соотносить количество предметов, количеству отмеченных ячеек.

        

Дидактическая игра «Веселые фигуры»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, величине, цвете. Развивать творческие способности.

Материалы:  Геометрические фигурки изготовлены из картона, самоклеящейся цветной пленки, тесьмы.

Содержание игры:  Варианты игры могут быть разнообразными в зависимости от поставленной  задачи: назови фигуры одним словом, угадай на ощупь, назови предметы похожие на эти фигуры, угадай, что спрятали.

Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Цели: формировать умение различать и правильно называть 4 – е основные цвета; учить совмещать шарик с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: Шарики 4 основных цветов по количеству ячеек в коробке, коробка с ячейками, закрашенными основными цветами.

Содержание игры: Дети раскладывают шарики в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет шариков и цвет домиков.

Дидактическая игра «Тактильный мешочек»

Цель: Развитие памяти, мелкой моторики и тактильных ощущений.

Материал: Мешочек, тактильные материалы, приклеенные на дощечки.

Содержание игры: Необходимо изучить с детьми все дощечки с материалом, обследовать, найти  одинаковые. Затем положить в мешочек несколько пар дощечек и дети стараются вытащить одинаковые.«Угадай  на ощупь»,  ребенку предлагается на ощупь определить и назвать предмет.

Приложение 2

Консультация для родителей

Как научить ребенка различать цвета.

        С какого возраста ребенок может различать и называть цвет.

      Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые. Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить. А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков - относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества. Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.    

Правила обучения цветам ребенка.

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.

Привязывайте цвета к предметам;

Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)

Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.

Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)

 

                            Учим различать и называть цвета.

                                           С 1 года до 2-х лет.

   С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».

Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

                                             С 3-х лет и далее.

    К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.

   Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует          «глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

  Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете - зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам.

• Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;

• Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;

• Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;

• Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи и т.п.)

• Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая и т.п.

                 Простые игры для запоминания цветов.

    В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.

1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).

2. «А у тебя – а у меня» - у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.

3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».

4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.

5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).

6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.

7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы( все предметы желтого отдаем ей).

8. Читать стихи о радуге.

9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.

10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.

11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.

12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик. 

Приложение 3

 

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности «Путешествие на разноцветную полянку»

Цель: Создать условия для обогащение сенсорного опыта детей, по предложению взрослого отбирать предметы, определять цвета.

Задачи:

1. Закреплять умение различать и называть основные цвета: желтый, красный, зеленый, синий. 

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Активизировать речь детей, побуждать их к проговариванию отдельных слов и фраз.

4. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение.

5.Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Методические приемы: пальчиковая гимнастика, показ с объяснениями, музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование: магнитофон с аудиозаписью «Пение птиц», стульчики, билетики и коробочки разного цвета, солнышко, елочки разной величины, корзинка, плоскостные круги и цветы разного цвета, полянка из ткани.

Предварительная работа: рассматривание предметов основных цветов спектра (жёлтый кубик, красный шарик, зелёная пирамидка, синий кирпичик).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Вводная часть

В группу входит грустный зайчик.

Воспитатель: Зайка, что случилось?

Зайка: У меня будет день рождение, но я не знаю, кого мне пригласить?

Воспитатель: А хотел бы ты пригласить медвежат? (да)

Воспитатель:  А какие друзья ещё могут быть у зайки?

Дети: Лисята, белочки, ёжики.

Зайка: Я хотел бы украсить полянку.

Воспитатель: Ребята, поможем? (Да)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поедем на поезде, чтобы погулять на Разноцветной полянке, но сначала давайте поиграем с нашими пальчиками:

Проводится пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5 мы идем в лесок гулять,

Этот пальчик по дорожке,

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик по малинку,

Ну, а пятый заблудился

Очень поздно возвратился.

Основная часть.

Воспитатель: Пальчики у нас потренировались, а теперь давайте мы с вами поедем на Разноцветную поляну. Перед тем как нам отправимся в путешествие на поезде, нужны билетики.

Воспитатель: Посмотрите, какие билетики! Они разных цветов! (Раздает билетики детям, дети  называют их цвета).

Воспитатель: Ребятки, давайте сложим билетики в коробочки по цветам:

Дети раскладывают в коробочки разных цветов.

Воспитатель: Варя, у тебя билетик, какого цвета? Красного?

Ответ ребенка: Красный.

Воспитатель: Правильно-красного. В какую коробочку ты его положишь?.

Ребенок: В красную.

Воспитатель: Ваня, у тебя какого цвета билетик? Зеленого?

Воспитатель опрашивает, таким образом, всех воспитанников.

Воспитатель: А сейчас давайте поедем на поезде. Я буду вашим паровозом, а вы детки моими вагончиками. Все вагончики прицепились? Все успели? Поехали?

Подвижная игра «Поезд»

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде этом

Ребята сидят.

"Чу-чу-чу, чу-чу-чу" Пыхтит паровоз.

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Воспитатель и дети останавливаются возле Разноцветной полянки.

Воспитатель: Вот мы с вами и на Разноцветной полянке. Посмотрите, как красиво кругом! Вот на полянке растут ёлочки. Какого они цвета?

Ответы детей: Зелёные. (Дети, которые не умеют говорить, показываю или кивают головой).

Воспитатель: Какие ёлочки по размеру? (большие и маленькие). Давайте сначала найдем большие елочки. Дети находят большие ёлочки и показывают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно это большие ёлочки.

Воспитатель: А теперь найдите маленькие ёлочки. Дети находят маленькие ёлочки и показывают воспитателю.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно это маленькие ёлочки.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите какое грустное солнышко! А почему? Нет цветов на полянке.

Воспитатель: Давайте украсим полянку разноцветными цветами, чтобы солнышко нам улыбнулось, а птички запели свои песенки.

Воспитатель: Ребята смотрите, что у меня есть корзинка. Давайте заглянем в нее. Смотрите сколько в корзине цветов разных, разных: синих, желтых, зеленых, красных. Ребята давайте посадим цветочки на полянке. Берите, ребята цветочки и сажайте их на полянке. Заранее воспитатель на поляне раскладывает плоскостные круги разных цветов, синего, красного, зеленого, желтого.

Воспитатель раздаёт детям по цветочку.

Воспитатель: Какого цвета, Маша, у тебя цветочек?

Ответ ребёнка: Красный

Воспитатель: Посади его на красный кружечек. Молодец!

Воспитатель опрашивает детей по очереди.

Воспитатель: Как красиво стало на сказочной поляне! Посмотрите, и солнышко нам заулыбалось.

Незаметно поворачивает солнце улыбающейся стороной.

Воспитатель: Вот сколько теперь цветов на нашей сказочной полянке.

Заключительная часть

Воспитатель: Зайка, как весело и с хорошим настроением мы поработали!

Приходи к нам ещё в гости.

Воспитатель: Нам пора возвращаться обратно. Мы поедем на поезде. Я буду вашим паровозиком, а вы вагончиками. Занимайте свои места и в путь.

Подвижная игра «Поезд»

 

Приложение 5

Мастер-класс для родителей

«Домашняя игротека. Знакомим детей с цветом»

Цель: просвещать родителей в осуществлении целенаправленной работы по развитию восприятия цвета у детей раннего возраста в домашних условиях.

Задачи:

1.                 Познакомить родителей с поэтапным формированием у детей умения различать основные цвета спектра.

2.                 Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие восприятие цвета, которые можно организовать в домашних условиях.

3.                 Показать родителям, как из различных материалов изготовить игры своими руками, направленные на развитие восприятия цвета у детей в домашних условиях.

4.                 Создать условия для укрепления сотрудничества детского сада и семьи.

Оборудование: бабочки из бумаги основных цветов спектра (красный, желтый, зеленый, синий); крупны конструктор Лего,  фломастеры, палочки от мороженого, пластмассовые крышки от бутылок, прищепки, картон основных цветов,  различные шаблоны.

 

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент

При входе в группу родители выбирают бабочку, понравившегося цвета.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей группе. Тема нашей встречи сегодня – «Домашняя игротека. Знакомим детей с цветом». Мы хотим вас познакомить с поэтапным формированием у детей умения различать основные цвета спектра  и показать, как из различных нетрадиционных материалов можно придумать игры на развитие цветовосприятия у ребенка.

Воспитатель: Но прежде, чем мы перейдем к теоретической части нашей встречи, немного поиграем и убедимся, что вы, родители, различаете основные цвета спектра.

 Организуется игра "Найди пару" (используются бабочки, которые родители выбрали в начале мастер-класса). Родители объединяются в пары, таким образом, получается 4 группы. Каждая группа получается задание - построить башню из конструктора Лего того цвета, какого цвета их бабочки.

Совместно с родителями воспитатели оценивают правильность и быстроту выполнения задания.

2. Основная часть

Воспитатель: Конечно, все наши родители справились с заданием. Так как в этом возрасте человек способен различать и назвать точно все цвета спектра и даже многие оттенки. Но как же происходит становление этого умения в раннем возрасте?

Воспитатель: Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у него положительные эмоции, побуждают к действию с предметами. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

1. Сравнение предметов по цвету (без называния):

• Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

• Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка а сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

2. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

Воспитатель: Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.;

- рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.;

- рассматривая картинки в книжках;

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией;

- предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

Начинайте обучение с 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет – хорошо, а если нет – научится позже.

Воспитатель: А что любят дети больше всего делать? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

И сегодня, уважаемые родители, мы хотим предложить вам простые игры, которые вы можете организовать дома. А самое главное, что такие игры не требует особой подготовки, а материалом для игр послужат различные традиционные и нетрадиционные материалы.

3. Практическая часть

Воспитатель: Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки, тарелочки, баночки, их мы и предлагаем использовать в играх по развитию цветовосприятия.

Воспитатель: Мы предлагаем вам из предложенных материалов придумать игры на развитие цветовосприятия у ребенка раннего возраста. Это фломастеры, палочки от мороженого, крышки от бутылок, прищепки, картон основных цветов,  различные шаблоны.

Создается проблемная ситуация для родителей. Каждая группа родителей получает свои материалы. Дается время для обдумывания игр. Организуется обсуждение. Если родители затрудняются, воспитатели помогают. Таким образом, родителей знакомят со следующими играми, заданиями:

                   Фломастеры - перепутать колпачки, задание ребенку - закрыть фломастеры правильно.

                   Фломастеры и палочки от мороженого: возьмите 10-15 палочек для мороженого и 4 фломастера базовых цветов. Концы каждой палочки раскрасьте разными цветами. Например: желтый на одном конце, красный — на другом, у следующей — синий на одном, а зеленый — на втором. Затем перемешайте палочки и попросите ребенка создать длинный вагончик из палочек, соединив их между собой концами одинакового цвета.

                   Картон основных цветов, крышки от бутылок, различные шаблоны - игра "Почини предмет". В картинках вырезаются отверстия, подходящие по размеру крышок. Задание ребенку - почини предмет, используя крышки соответствующего цвета. Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Зонтик порвался. Что же делать? Чтобы дождь не замочил, надо зонтик заштопать, поставить круглые заплатки!» Или "У синей машинки нет колес. Как же она поедет? Давай, мы ее починим и подберем такого же цвета колеса."

                   Картон основных цветов, прищепки, различные шаблоны - игра с прищепками: добавь картинке недостающие детали, используя прищепки соответствующего цвета (елочке иголочки, солнышку лучики и т.д.)

Родителям предлагается изготовить эти игры и поиграть в них.

4. Подведение итогов.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашим малышом. Пусть он находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринуждённее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

Воспитатель: А чем больше вы будете использовать нетрадиционные, бытовые, подручные материалы, имеющиеся в каждом доме, тем интереснее будет ребенку играть, а тем самым учиться и развиваться. Побуждайте ребёнка к игре, насколько возможно, играйте в развивающие и весёлые игры. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребёнком!

Помните: занятия имеют наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.

Играйте с ребенком, дарите ему свою любовь и внимание, не упустите момент – ведь дети растут быстро!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Цветная неделька"

Сенсорное воспитание "Цветная неделька"...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста» ПРОЕКТ: « ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЬКА!»

ознакомление детей с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий), закрепление знаний и умение находить заданные цвета вокруг себя...

Проект "Цветная неделька"

    Работая с детьми младшей группы, я обратила внимание, что дети испытывают трудности в определении цвета. Для закрепления названий основных цветов было решено провести «разно...

Проект «Цветная неделька»

Танцевали мы и пели,Так устали, просто чудо!Разноцветную неделюМы устроим вам повсюду.Что же это за неделя?Вы не знаете? Расскажем!Это дело — не безделье.Все цвета мы вам покажем.Паспорт пр...

Проект "Цветная неделька"

Педагогический проект по познавательному развитию детей 2 группы раннего возраста «Радуга» «Цветная неделька»....

Проект "Цветная неделька"

Проект "Цветная неделька"...

Проект Цветные недельки

На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии сенсорики детей раннего возраста, организации работы в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать пр...