«Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"
консультация

Ниязова Ольга Маскимовна

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,

ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Эта способность формируется у него постепенно. В какие же игры можно играть с ребёнком  на развитие фонематического слуха?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kp_zvuk_na_20_maya.docx486.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

C:\Users\InWin\Downloads\screen2.jpg

«Игры для развития фонематического слуха у дошкольников

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,

ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента

рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки

вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос)

– плач.  В 7-10 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу

первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно

опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году

жизни малыши могут заметить неправильное произношение у

сверстников и даже попытаться исправить их. А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом. Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введения их в речь при одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи. Но, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это, в свою очередь, сильно затрудняет, а иногда и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках при письме. Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять.  Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.

Помогут в этом следующие несложные задания:

  1. Предложите повторить за вами слоги: C:\Users\InWin\Downloads\slide11-l.jpg

 

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки,

различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав

заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов

са, ца, ча, называют слог  ша, ребенок хлопает в ладоши.

2.  Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но

разные по смыслу:

 Предложите ему выбрать нужную картинку среди других;

 Объяснить значение слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?».

C:\Users\InWin\Downloads\gas-kvas-com-p-luzha-dlya-detei-na-prozrachnom-fone-8.pngC:\Users\InWin\Downloads\Emoji_u1f3bf.svg.png

3.  Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и

слуховой памяти.

 Предложите ребенку повторять сходные слоги;

 Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень;

Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение

фонематического слуха. Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

1. Узнавание неречевых звуков;

2. Различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых

звуков, сочетаний слов и фраз;

3. Различение слов, близких по звуковому составу;

4. Различение слогов;

5. Различение звуков;

6. Анализ звукового состава слова.

   Какие игры и упражнения можно проводить с детьми на

первом этапе работы?

1.Предложите малышу послушать звуки за окном;

2.Используйте следующие игры:

Игра «Солнце или дождик?»C:\Users\InWin\Downloads\maxresdefault (3).jpg

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит

солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно! 

 Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и

маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но, даже

если малыши уже старше, и вы обнаружили снижение фонематического

слуха, вам также следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной

эффективности.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи

и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные

оттенки речи.

Игра «Далеко — близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит

внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» — «близко».

  Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) — далеко — (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким

голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-

а» высоким голосом).

Игра «Угадай, как надо делать».

  Можно  обыграть     стихи:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап (медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять – 

Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (руки над головой).

Используйте драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь

показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по

высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Малыш

угадывает медведей. Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?»

 3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к

звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим

выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и

слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь

звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу

над звуковой стороной слова.  

Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение:

«Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага».  Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнение словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

  • В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас)
  • Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?»

Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки,

послушай, кто как кричит и повтори». Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап – различение звуков

 Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда,

девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а;C:\Users\InWin\Downloads\85426506c43d77003f3da92a5da2562abc.jpg

птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Аналогичным образом проводится работа по различению согласных

звуков. C:\Users\InWin\Downloads\1676730870_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-plaksa-6.png

Игра «Прогулка на велосипедах». C:\Users\InWin\Downloads\1673546748_gas-kvas-com-p-velosiped-trekhkolesnii-detskii-risunok-3.jpg

— Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах.

Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…

(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».

— Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы

должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».

Подобным образом проводится игра «Жук и комар» (звуки С и Ж).

6 этап – анализ звукового состава слова.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как

элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это

выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из

слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится

к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение

последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в

процессе обучения, да и то только после того, как ребенок овладеет

навыками элементарного анализа звукового состава слова.

1.Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале

слова:

2.Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит

один, два, три гласных звука: Ребенок откладывает на столе столько

кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра «Пропустим мы во двор слов особенных набор».

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони

повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы поднять

вверх: «Во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком».

Малыши открывают ворота, если слышат заданный звук. Если в слове нет

указанного звука, то ворота захлопываются. По окончании, можно

предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

 Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать»

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце

слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.C:\Users\InWin\Downloads\gas-kvas-com-p-myachik-dlya-detei-na-prozrachnom-fone-22.jpg

 Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему

сыграть в следующие игры:

 «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое  ему стихотворение (например:  Стихи А. Барто «Игрушки»).  При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

  «Услышишь – хлопни» C:\Users\InWin\Downloads\1676510109_gas-kvas-com-p-aplodismenti-risunok-detskii-41.jpg

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. 

 «Внимательный слушатель»

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в

каждом их них (начало, середина или конец слова).

«Нужное слово»

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в

начале, середине, конце слова.

 «Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

«Сложи звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос. C:\Users\InWin\Downloads\1644980922_41-fikiwiki-com-p-kartinki-krasivie-detskie-bukvi-dlya-pecha-41.pngC:\Users\InWin\Downloads\a.png

«Скажи наоборот»

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в

обратном порядке.

Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их обучение в

школе. И Вам не пришлось устраивать некую школу на дому. Мы играли! А в

игре и сложное становится доступным. Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков! C:\Users\InWin\Downloads\U4sYunOBPfg.jpg

Использованная литература:

1. Куниченко О.А. «Развитие фонематического слуха».

2. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков

звукового анализа».

 C:\Users\InWin\Downloads\1676697079_grizly-club-p-logoped-i-deti-klipart-3.jpg

 Ниязова О.М., 2024 г , 20 маяСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры на развитие фонематического слуха дошкольников.

описание игр на развитие фонематического слуха дошкольников...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у дошкольников...

Мастер-класс для родителей "Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОНР....