Мастер-класс для родителей "Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Викторовна

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_fonem_sluh.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Игры для развития  фонематического слуха у дошкольников»

ЦЕЛЬ:

  • создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.

Задачи:

  • расширить представление о необходимости сотрудничества педагогов и родителей.
  • обобщить знания о взаимосвязи фонематического слуха и правильным звукопроизношением, и как следствиеуспешным обучением в школе
  • познакомить участников мастер-класса  с некоторыми  приемами, играми для  развитии фонематического слуха; упражнять в применении игр в домашних условиях.
  • Ход мастер-класса

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я  рада приветствовать Вас на мастер-классе «Игры для развития  фонематического слуха у дошкольников».  Я уже говорила вам о том, что основой правильного звукопроизношения является артикуляционная гимнастика, но если у ребенка не развит фонематический слух, то даже если он произносит все звуки правильно, он будет путать похожие звуки : С-Ш, Р-Л, З-Ж и др. и когда ребенок говорит, может сложиться впечатление, что звуки он не произносит. Различение звуков речи, т.е.фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. При его несформированности  ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал и порой очень приблизительно. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении чтению и письму, поэтому очень важно в дошкольном возрасте развивать у ребенка умение различать звуки. Для этого существуют специальные игры и упражнения: сегодня я познакомлю вас с некоторыми  приемами , играми и упражнениями для формирования фонематического слуха. Вы сможете на практике поупражняться  в проведении игр . Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?» Правильно, игра.

Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики, для формирования словаря , а так же фонематического слуха .И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дид. упражнения, которые помогу вам дома проводить занятия с детьми.

На первом этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Для этого можно использовать следующие игры:

«Где позвонили»

Для игры нужен колокольчик. Ребенок закрывает глаза. Воспитатель или другой ребенок встает в стороне от него и тихо звенит. Ребенок должен повернуться в ту сторону, откуда слышен звук и показать рукой направление, либо ответить (слева, справа, спереди, снизу и т.п.)

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените), а ребенок угадывает , что звучало и подбирает соответствующую игрушку или картинку.

«Отработка ритмических структур»

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: два удара – пауза – три удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет упражнение с закрытыми глазами. Можно выполнить упражнение двумя руками, ногами, придумывать свои ритмические рисунки и контролировать их выполнение.

«Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

«Магазин»

 Для игры вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть определённый звук, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

- Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и  устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Послушай и назови нужное слово».

Взрослый  читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

Шутки-минутки

Взрослый читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

«Назови звук в слове».

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

«Продолжи цепочку».

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, самолёт, суп – дети должны услышать одинаковый звук (с), который есть в этих словах и продолжить дальше цепочку слов. Аналогично звук в конце, в середине слова

«Отвечай – не торопясь».

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

«Исправь Незнайкины ошибки».

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

Все эти игры вы можете использовать дома, они не требуют большой подготовки и атрибутов, только ваше желание и немного свободного времени.

.

.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей с ФФНР «Фонематический слух - как основа правильной речи»

Мастер-класс представляет собой подборку игр, логопед объясняет проведение каждой игры и проигрывает их вместе с родителями....

Мастер- класс для детей и родителей "Развитие фонематического слуха у детей"

упражнения и задания для совместного выполнения с ребёнком дома...

Мастер-класс для педагогов на тему: «РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧИ»

Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной и красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить детей не только отчетливо произносить слова, звуки, но и различать, д...

Мастер-класс для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"

Цель: познакомить аудиторию с теоретическими понятиями и практическими приемами развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (4-6 лет)....

Мастер-класс для родителей «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»

Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях...

Мастер-класс для родителей «Игры для развития фонематического слуха»

Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук — то, что мы слышим и произносим. Буква — то, ...

Мастер-класс «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Игры и упражнения способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...