Мастер-класс для родителей «Игры для развития фонематического слуха»
материал (средняя группа)

o.selivanova68

 Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук — то, что мы слышим и произносим. Буква — то, что пишем и читаем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Игры для развития фонематического слуха»

 Наша речь состоит из предложений. Предложение — это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. Звук — то, что мы слышим и произносим. Буква — то, что пишем и читаем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.  Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой, и музыкальный.  Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте.  Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность. Это и есть фонематический слух.                                                                                                                                              Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе?

   Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

•Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и. т. д. (вместо дом- "том", лук - "люк", шуба - "суба, рыба - "лыба".)

• Пропуск звуков,слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"

• Перестановка звуков,слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик").

•Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")

Чтобы этого не случилось, я предлагаю сегодня поиграть в игры занимательно – развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.

Игры для развития слухового внимания и фонематического слуха

Цель игровых упражнений — научить ребёнка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Работу по развитию у детей способности различать звуки нужно начинать с узнавания и различения неречевых звуков (звуков окружающей среды) и развития слухового внимания.

Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? (Деревья, что гудит? (машина) и т. д. Затем предложите внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней комнаты и т. д.

Игра «Отгадай, что звучит»                                                                                                                               Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, стригут ножницы, льётся вода, шуршат спички в коробке, перекатывающийся в стеклянной банке шарик; сминаемая газета; разрываемая толстая бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет (за ширмой). А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.                      

Игра «Слышим звон и знаем, где он»

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

На втором этапе детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра «Три медведя»

Рассказывать вместе с ребёнком сказку, выделяя низким, грубым голосом слова медведя, менее грубым голосом слова медведицы, высоким голосом слова медвежонка.

Игра «Кто кричит?»

Предложите ребёнку изобразить домашних животных и их детенышей. Как кричит корова (произносить звукоподрожание «му-у» низким голосом, а как телёнок (высоким голосом «му-у», коза и козленок, свинья и поросенок и т. п.

Игра "Правильно-неправильно"

Покажите ребёнку листок бумаги и скажите: «Я буду называть слово бумага то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Как только я ошибусь, ты хлопай в ладоши»: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумака – бумака».Следующее слово: вагон. Уточните, что это такое,а затем поиграйте: вагон – вакон - фагон – вагон – факон – вагом.

Игра "Доскажи словечко"

Взрослый читает стихотворение, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -                                                                                                                                                        Зверек-невеличка,                                                                                                                                                             Мех теплый, как грелка.                                                                                                                                       Зовут его. (белка).

Ты не бойся - это гусь,                                                                                                                                                    Я сама его. (боюсь)

В дом войти боится вол                                                                                                                                                      - Подо мной прогнется. (пол)

Игра «Как звучат слова?»

Взрослый называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже или непохоже?

Мышка - мишка (похоже); рак - мак (похоже); лошадь - корова (непохоже); шапки - лапки (похоже); стол - шкаф (непохоже); дом - ком (похоже); миска - киска (похоже).

Игра «Подскажи словечко»

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет.»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

Игра "Одинаковые или разные"

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый повторяет то же слог либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Происходит это примерно так:

Взрослый шёпотом «па», ребенок – «па», взрослый громко – «па», ребёнок – одинаковые,

Взрослый шёпотом «ба», ребенок – «ба», взрослый громко – «па», ребёнок – разные,

Взрослый шёпотом «ка», ребенок – «ка», взрослый громко – «га», ребёнок – разные, и т. д.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко. (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).

Де-де-те - сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).

Игры со звуковыми символами

Соотнесите символ с действиями людей или животных (ребёнок плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

Произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку).

Игра «Поймай звук»

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (например, а).

Игра «Внимательный малыш»

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. Аналогично проводится игра со словами, где первый звук гласный.

Игра «Кто первый»

Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

     Затем следует учить детей навыкам элементарного звукового анализа: определять наличие заданного звука в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Сколько звуков?»

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один ,два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра «Шифровка»

Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.    

 Игра «Буквы, по порядку становитесь»

Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа,затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

После гласных приступают к анализу согласных звуков.При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к): кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп и т. д.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук,например: «тан.», «пау.», «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

Игра «Назови первый звук в слове»

Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук, платье, а затем перед гласным (сом, кот, пар).

Игра «Кто больше?»

Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук, будем называть их по очереди: одно слово ты, другое – я.

Игра «А ну-ка, догадайся!»

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Игра «Слово на ладошке»

Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.

Игра «Придумай слово»

Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы, кружок, ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка, мышка.

С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

Игра «Крайние звуки»

Назвать первый и последний звуки в словах: аист, ослик, угол.

Игра «Хлопни - топни»

Задание для ребёнка: если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.

Слова: шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.

Игра «Исправь ошибку»

Прослушай предложение, найди ошибку ,скажи правильно:

Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.

Игра «Найди и назови нужное слово»

Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С - Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.                      

З - На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

Игра «Четвертый лишний»

Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.

Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3»).

Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж»).

Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет звука «С»

Игра «Прошагай слово»

Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.

Игра «Какое слово длиннее?»

Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит ,какое слово длиннее: дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик или крот, велосипед или велик.

Данные упражнения помогут ребёнку преодолеть недостатки развития фонематического слуха, подготовят к обучению грамоте, помогут избежать нарушений звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Игры на развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"

"Игры на развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"...

Буклет для родителей "Игры на развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"

Большое значение в формировании правильной речи ребенка имеет фонематический слух. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения,   ус...

Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха"

Данная статья - вторая, практическая часть ранее опубликованной консультации "Что такое фонематический слух и как его формировать". В материале предлагаются конкретные примеры игр всех 6 описанных ран...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие фонематического слуха «Звуковые шнурочки»

Дидактическая игра "Звуковые шнурочки" для развития фонематичекого слуха, обогащения словарного запаса, запоминания графического изображение буквы, автоматизируя произношение звука....

Мастер-класс для родителей "Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"

Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОНР....