Как рассказать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне?
консультация (старшая группа)

Дмитриева Светлана Михайловна

Данный материал могут использовать родители, для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как рассказать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне?

Пусть мир украсит доброта

И расцветут улыбкой лица,

                                   А слово «страшное» война

      Пусть никогда не повториться!

        Пусть солнце светит над землей,

                                  Любовь шагает по планете.

         И в каждой пусть семье большой

    С любимой мамой будут дети!

                        (М. В. Сидорова)

Данный материал могут использовать родители, для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной войны.

     История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа»

9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты. Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома: 

- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;

- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);

- словесно

– дидактические игры;

 - заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;

- участие в выставках совместного семейного творчества;

- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).

 Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.

Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?

Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои

которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в

сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ

столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема –

память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к

событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому , его

надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых

солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей.

Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный

маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором

идет речь.

Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне,

необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:

-дать небольшие сведения из истории;

-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали

родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой

жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;

- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем

пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее

представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы

об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все

тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных

произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.

Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую

можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем

совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :

- С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной

войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной

войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме

советских людей, вставших на защиту столицы ;

- Е. Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой

воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;

- А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;

- С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для

малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о

воинской доблести

- Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького

героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в

произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы

Мишкиного понимания.

- В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец

рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.

- А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».

- В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем

матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на

фронт старшего брата.

- К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном

колечке, которое подарил ей боец.

-И. Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает

человека.

- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой

девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной

войны.

- Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о

мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И

повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка... погибший в

неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый

труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.

-Л.Кассиль "Твои защитники";

- С.Михалков "День Победы".

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми

дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не

только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те

ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью

нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то

впоследствии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ воспитателя детям подготовительной группы о герое Великой Отечественной Войны

Цель:Познакомить детей с героем Великой Отечественной войны генерал-майором Михаилом Петровичем Лебедем.Воспитывать уважение к памяти героев, освобождавших Белгород, объяснить, как люди помнят и чтят ...

Подборка рассказов из цикла "Современным дошкольникам о Великой отечественной войне"

Данный материал будет интересен педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также в организации работы с  родителям дошкольников....

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне в процессе реализации проекта «Вечная память павшим, слава живым»

Проект посвящён работе с дошкольниками по ознакомлению с героическим прошлым нашего народа в годы Великой Отечественной войны...

"Как рассказать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне»"

Как рассказать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня начало Великой Отечественной войны и 9 мая День Победы....

Что читать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне

Консультация для педагогов и родителей "Что читать детям 5-7 лет о Великой Отечественной войне" содержит список литературы с краткой аннотацией произведений....

Детям 3-4 лет о Великой Отечественной войне

Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Главное - о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и н...

Консультация на тему: Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной

Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правил...