Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
методическая разработка

Михельсон Екатерина Николаевна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО

1. Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста

В условиях ухудшения экологической обстановки большое значение приобретает экологическое воспитание.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos – наука, учение, понятие).

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка: знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).

В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

2. Требования ФГОС ДО и ФОП ДО к экологическому воспитанию дошкольников

ФОП ДОразработана на основе ФГОС ДО, что гарантирует преемственность и полное соответствие выдвигаемых требований и планируемых результатов ФГОС ДО.

Возрастная группа

Планируемый результат

Младенческий возраст

Ребенок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них.

К трем годам

Ребенок имеет представление об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам.

К четырем годам

Ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы; имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой; положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред.

К пяти годам

Ребенок знает о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы; интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их.

К шести годам

Ребенок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним.

К семи годам

Ребенок знает о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ, свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе; наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе; осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней.

3. Основные принципы экологического воспитания

  1. Принцип системности,  заключается в постепенном усложнении задач, от простого к сложному, от близкого к далекому.
  2. Принцип наглядности, педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении.
  3. Принцип научности: педагог применяет в своей работе только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.
  4. Принцип позитивизма, конструктивизма. В практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми знакомят ребенка. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе.  Но ребенок должен иметь альтернативу: если это нельзя, то что можно?Необходимо одновременно использовать в работе с дошкольниками как запрещающие, так и разрешающие знаки (цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими и т.д)  В противном случае в реальной жизни ребенок просто не сможет применить полученные знания.
  1. Принцип гуманистичности, переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка.  И ребенок, и педагог участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.

4. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Данная цель согласуется с учебной программой дошкольного образования, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности (природе, рукотворном мире, окружающих людях и самом себе) – это те ценности, на которые ориентируется современная дошкольная педагогика.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект, т.е. очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Стратегические задачи:

  • расширение и углубление экологических представлений детей дошкольного возраста;
  • развитие у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к природе;
  • формирование у детей дошкольного возраста мотивов и умений экологически целесообразной деятельности.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей дошкольного возраста, система работы в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей в русле педагогики развития необходимо создание детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители).

Тактические задачи:

  • создание в педагогическом коллективе учреждения дошкольного образования атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в учреждении дошкольного образования условий, обеспечивающих процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педагогов учреждений дошкольного образования;
  • совершенствование экологического просвещения среди родителей воспитанников учреждений дошкольного образования.

5. Методы экологического воспитания дошкольников

Существует множество методов, приемов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Их первичная классификация может выглядеть следующим образом.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов. Эти методы наиболее эффективны, поскольку они соответствуют познавательным возможностям дошкольников.

Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами.

Словесные методы: беседа, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и воспитателя. Основная их функция – расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.

6. Роль развивающей экологической среды в ДОО

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, является среда. Пространству экологического развития детей в детском саду должно быть уделено особое внимание. Возможно создание на участке и внутри интерьера разнообразия ландшафтных зон, естественных и искусственных рельефов: искусственных скал, водопадов, ручейков, мини-озер, живописных холмиков, цветущих стенок и др. Прекрасным дополнением будет служить разнообразное озеленение специально выделенной на участке зоны для сельскохозяйственных работ: огороды, теплицы, мини-фермы.

Наглядные результаты трудов помогут почувствовать детям силу, восстановить связь с природой, которая, по мнению ученых, нарушается в условиях города. Восстановление этой «корневой связи» человека с природой – одна из существенных функций пространства экологического развития детей.

Итак, экологическую развивающую среду мы понимаем как целесообразно отобранное и систематизированное содержание условий реализации цели экологического образования на основе личностно-ориентированной модели взаимодействиядетей и взрослых, обеспечивающих становление ребенка как личности.

7. Зонирование экологической комнаты

Экологическая комната – новый элемент РППС, предназначенный для проведения интегрированных экологических занятий, релаксации, самостоятельной работы и игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями, а также стол для педагога. Размещение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по кругу или буквой «П», т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только тогда, когда выполняют определенную практическую работу. Чтение литературных произведений может проводиться на диване или непосредственно на полу. Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами с целью развития у них навыков классификации по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Она предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок) – это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки разных размеров, служащие детям в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, детские энциклопедии. В уголок не рекомендуется включать методические пособия для педагогов, как это часто делается (всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете). В зоне библиотеки могут быть размещены и куклы, которые используются на занятиях по экологии.

8. Лаборатория как элемент развивающей экологической среды

Лаборатория – еще один новый элемент экологической среды, создаваемый для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствующий формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения способствует повышению интереса детей к исследовательской работе, т.к. позволяет им проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы: стаканчики, коробки из-под продуктов и т.п.

9. Лэпбук как форма проектного метода по экологическому воспитанию

Лэпбук (lapbook) в переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Еще его называют тематическая папка, это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой информация представлена в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по определенной теме.

При этом лэпбук – это не просто поделка. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материала, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

  • он информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения;
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Такая необычная подача материала привлекает внимание детей, они часто обращаются к лэпбуку, чтобы полистать-поиграть, добавить новую информацию. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Несомненно, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы, индивидуальных интересов и способностей, развития познавательной мотивации не только в дошкольном возрасте, но и на этапе школьного обучения.

10. Экологическая тропа как часть социокультурной среды детского сада

Экологическая тропа детского сада – это одна из частей развивающего пространства, включение которой в образовательную деятельность позволяет активизировать познание окружающего мира, объектов живой и неживой природы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.

Воспитанники детского сада уверенно путешествуют по экологической тропе, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют её. Объекты тропы обозначены на схеме, к которой все могут подойти и рассмотреть. А затем продумать маршрут путешествия.

Экологическая тропа может включать такие объекты, как:

  1. Экологическая беседка.
  2. Метеостанция.
  3. Зеленая аптека.
  4. Березовая роща.
  5. Сад камней.
  6. Огород.

Объекты экологической тропы включаются в образовательную деятельность как во время проведения непосредственной образовательной деятельности, так и во времясовместной и самостоятельной деятельности детей.

11. Роль подвижных игр в экологическом воспитании дошкольников

В экологическом образовании детей немаловажную роль играют подвижные игры. Ведь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания объектов и явлений природы, находить связь между ними позволяет игровая деятельность. В игре у дошкольников формируются все личностные качества, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.Играя, ребенок познает многогранный мир природы, учится взаимодействовать с животными, растениями, с предметами неживой природы, усваивая сложную систему отношений с окружающей средой. Подвижные игры экологической направленности также оказывают влияние на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А полученные первичные экологические знания о природе, вызывающие положительные эмоции у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге её содержанием.

12. Эксперимент как средство экологического воспитания.

В экологическом воспитании детей одним из средств познания закономерностей и явлений окружающего мира являются опыты и эксперименты. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования мы обогощаем память ребенка, активизируем его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Опыты с водой

Прозрачность воды

Цель: подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».

Ход работы: приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне).

Задать вопрос: «Если опустить в стакан кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?».

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны.

Вывод: чистая вода – прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода – непрозрачная.

Лимон надувает воздушный шар

Материалы: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Ход работы:
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Вывод: пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Опыты с воздухом

Запираем воздух в шарик

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу (в воздушных шариках).

«Чем мы надуваем шарики?» (Воздухом)

Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: «мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное – не перестараться» (предлагает детям поиграть с шарами).

Воздух толкает предметы

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика.

«Есть ли при этом звук?»

Детям предлагается подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращаем внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Занимательные эксперименты

Потеющие растения

Материалы: растение в горшке, прозрачный целлофановый пакет, вода, кувшин, широкая резиновая лента.

Ход работы:
1. Сначала полейте цветок в горшке и убедитесь, что вода прошла до дна и корни растения хорошо намокли.
2. Накройте цветок и горшок целлофановым пакетом. Привяжите пакет к горшку резинкой, чтобы воздух не смог выйти.
3. Оставьте растение так на ночь. На следующий день вы увидите в пакете воду.

Вывод: влага внутри пакета не пот, а вода. Она появилась из растения, которое втягивало в себя влагу из почвы и отдавало водяные испарения через листья.

Коричный детектив

Материалы: увеличительное стекло, деревья.

Ход работы:

1. Найдите дерево с толстым стволом.
2. Поищите трещины в его коре. Используйте лупу, чтобы обнаружить насекомых, прячущихся в коре.
3. Найдите такие места на дереве, где кора отваливается. Очень аккуратно оттяните кору и поищите насекомых, которые живут в разрушающейся коре.
4. У подножия дерева часто растет зеленый рыхлый мох, где живут другие существа.

Вывод: кора является домом для насекомых. Птицы живут на ветвях деревьев, а кора создает уютный защищенный дом для насекомых.

13. Элементы развивающей предметно-пространственной среды для становления экологического сознания дошкольника

«Среда, как третий педагог» – такое сравнение все чаще можно услышать на различных встречах педагогического сообщества. Включение в среду элементов, которые даже в отсутствие сопровождения педагогом деятельности ребенка могут принести ему пользу и способствовать развитию, является важнейшей частью большой работы под названием «реализация ФОП ДО и ФГОС ДО».

  1. Естественные природные объекты на территории, предназначенные для наблюдения и соответствующим образом организованные. Речь идет, например, о лежащем на земле бревне или пне, которые специально не убираются в целях «наведения порядка», а оставляются в среде как объект наблюдения. В эту же категорию можно отнести опавшие листья, фрукты, постепенно превращающиеся в перегной. Чтобы данные объекты не выглядели как беспорядок и неопрятность, нам кажется целесообразным специально организовать место их размещения с удобным подходом, возможно, огороженное небольшим заборчиком и информационной табличкой о целях и задачах данного элемента среды.
  2. «Домики для насекомых» – еще один элемент среды, который уже получил свое активное распространение. Насекомым очень трудно найти для себя комфортное место, и они просто исчезают с территории детских садов, тогда как наблюдение за ними в естественной среде является необыкновенно важным условием становления у дошкольников экологического сознания.

Появление на территории детского сада подобных экологических элементов РППС с большой долей вероятности будет способствовать формированию экологического сознания у дошкольников при условии неформального и заинтересованного отношения педагогов к этому процессу.

Предлагаю рассмотреть некоторые акции, проекты, акции проведенные в нашем детском саду

ВЫВОД: таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.

А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы МКДОУ д/с № 381 по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде...

Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной  социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка  хоро...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной  социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка  хоро...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Задачи поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат - формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологич...

Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО.

Консультация для молодых специалистов на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» в рамках работы группы педагогов-наставников ДОО....