проект "Волшебница - вода" для детей старшего дошкольного возраста
проект

Быкова Наталья Владимирвона
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей и педагогов. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx173.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад No 18» (МБДОУ No 18)
652500, Кемеровская область – Кузбасс,
г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Ломоносова, 5.
Тел.: +7 (384-56) 5-42-00, E-mail: detskiisad18.mdou18@yandex.ru
ИНН – 4212020817, КПП - 421201001
Ленинск-Кузнецкий

Педагогический проект

 

Фото0339

Фото0328

Фото0323

                                                                                                             Разработчик:

                                                                                                           Быкова Н.В.

                                                                                                           воспитатель

Ленинск - Кузнецкий

2020

21

Волшебница - вода

Актуальность: Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Особая педагогическая значимость проекта заключается в том, что

- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта детей;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

- он предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей и педагогов.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.                                                            

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

22

Цель: Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений о воде, на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать).

Задачи: 1. Формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);

2. Обучать детей методам, необходимым для проектно-исследовательской работы: наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;

3. Развивать творческие и коммуникативные способности у дошкольников.

Участниками проекта являются педагог, дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Проект тематический, направлен на формирование, углубление, расширение и систематизация у детей представлений о свойствах воды, ее роли  в жизни живых организмов; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями; активизацию словаря по теме «Вода».

Проект включает в себя:

  • Экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  • Познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  • Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • Долгосрочные наблюдения - эксперименты.

В процессе реализации проекта ребенок должен овладеть следующими умениями и навыками:

1. уметь видеть и ставить проблемы, которые необходимо разрешить.

  1. уметь анализировать ситуации, определять, что нужно сделать для решения проблемы (Целеполагание).

23

  1. уметь выдвигать гипотезы (поиск возможных путей решения, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата).
  2. уметь проверять гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в         действиях).
  3. уметь анализировать полученные результаты (подтвердились ли гипотезы).
  4. уметь формулировать выводы на основе практического опыта.

Реализация мини-проекта рассчитана на 3 месяца, обучающие занятия проводятся 1 раз в неделю. В конце каждого месяца проводится итоговое занятие, на котором ребенку предлагается самостоятельно доказать то или иное свойство воды; результаты экспериментов фиксируются на мобильном панно с помощью опорных картинок.  

Реализация проекта основана на следующих принципах:

  • Тема должна быть интересна ребенку, доступна уровню его развития, должна увлекать его;
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида является неспособность концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы исследовательские опыты не требовали длительного времени. 
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Педагог должен, разрабатывая любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

Для обеспечения реализации проекта в предметно-развивающей среде группы создан  уголок экспериментирования – «Познавательная игротека».

24

 Цель – активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей, закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и полученные знания об окружающем мире.

Главный принцип «Познавательной игротеки» заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать. В игротеке планируются разные виды активности детей:

  • создаются условия для наблюдения;
  • для проведения элементарных опытов;
  • для рассматривания различных объектов;
  • для познавательных игр;
  • для практической деятельности с целью закрепления и уточнения определенной информации.

План реализации проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 Выявление проблемы, целеполагание

2. Организационная работа

3. Практическая деятельность

4. Презентация, подведение итогов

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций по теме

Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; разработка поэтапного плана действий (схемы, таблица), подбор наглядного и практического материала, 

Определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности; демонстрация опытов с водой

Занятия

Дети отвечают на вопросы: «Что мы знаем?  Что хотим узнать?»

Изготовление схем, панно под руководством педагога

«В мире воды», «Такая разная вода», «Кому нужна вода».

Как мы это можем сделать? Какие предметы (оборудование) будем использовать.

Проведение опытов под руководством педагога

Изготовление мобильного панно «Волшебница – вода»

В процессе реализации мини-проекта дети должны получить конкретные представления о свойствах воды; усвоить следующие понятия:

  • вода прозрачна, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы;
  • вода является растворителем, меняет цвет, вкус;
  • соленая вода обладает свойством выталкивать предметы;
  • вода превращается в лед, снег, пар (уметь сравнивать свойства, выявлять особенности их взаимодействия);
  •  вода испаряется (уметь устанавливать зависимость  скорости испарения от условий);

26

  • вода очищается (владеть разными способами очистки (фильтрования) воды).

Тематический план

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека:

- вода – источник жизни,

- вода необходима для поддержания жизни всего живого.

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Цель: Познакомить со свойствами воды: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

- отсутствие собственной формы,

- вода-растворитель,

- прозрачность.

Опыт: вода – жидкость,  не имеет формы

Опыт: вода прозрачна, не имеет вкуса, запаха

Опыт:  вода – растворитель: меняет цвет, вкус. 

 Цель: Познакомить со свойством воды выталкивать легкие предметы. Формировать  представление о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы, обогащать словарь детей словами: уровень, вытолкнуть. 

Опыт:  «Как вытолкнуть воду» 

Опыт: «Тонет – не тонет»

Итоговое занятие: самостоятельное проведение опытов; изготовление панно «В мире воды», «Кому нужна вода?».

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Цель: Познакомить со свойством соленой воды

Опыт: «Как научить яйцо плавать?»

Цель: Познакомить с агрегатным состоянием воды: жидкость, лед, пар; способом образования облака.    

Опыт: «Как появляется лед»

Опыт: «Пар – это тоже вода»

Опыт: «Делаем облако»

 

Итоговое занятие: самостоятельное проведение опытов; изготовление панно «Такая разная вода»

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Цель: Познакомить со свойством воды испаряться, способом образования воды.

Опыт: «Куда исчезла вода?»

Опыт: «Заставляем воду появиться»

Цель: Познакомить со способом образования дождя, круговоротом воды в природе.

Опыт: «Как получается дождь?»

изготовление панно «Круговорот воды в природе»

Цель: Познакомить со способами очистки воды. Формировать представления о том, что вода необходима для жизни растений.

Опыт: «Куда делись чернила?»

Опыт:  «Вода очищается»

Опыт: «Растения «пьют» воду»

Итоговое занятие: самостоятельное проведение опытов; изготовление панно  «Волшебница - вода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...