"Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте".
методическая разработка (подготовительная группа)
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине- это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому — близкому- это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте.
Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине- это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому — близкому- это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; представление о России как о родной стране;
-Продолжить формировать умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
Развивающие:
-Развивать представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Приморский край.
Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному городу, семье, детскому саду. Развивать речь, воображение.
Воспитательные:
-Воспитывать гражданина и патриота своей страны, формировать нравственные ценности; уважительное отношение к наследиям других народов.
-Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.
Актуальность.
Современные дети мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.
Приобщение любви к родному краю начинается с детства. Любовь к России, к ее культуре, к традициям начинается с малого – к любви нашей малой Родине. У каждого человека есть своя малая Родина. Но чтобы дети полюбили свою страну, им необходимо привить любовь к тому месту, где они родились и живут. Дети в дошкольном возрасте могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Дошкольники учатся у воспитателей любить свой город. Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей.
У старших дошкольников происходит активное развитие речевой деятельности. Речевая активность позволяет формировать у детей идейно-патриотическое мировоззрение через осознание, осмысление таких произносимых понятия как «отечество», «свобода», «моя страна», «народ», «патриотизм» и т.п. На этом этапе целесообразно формировать этические нормы и правила доброжелательного общения и поведения между людьми, учить строить отношения с другими, прививать любовь к духовной жизни.
Формирование патриотических чувств детей должно базироваться на глубокой и основательной работе по нравственному воспитанию дошкольников. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников включает в себя задачу приобщения к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам, тем самым дополняется компонентами гражданского воспитания. Нравственно-патриотическое воспитание обеспечивает реализацию нравственного чувства «патриотизм» - любовь к Родине. Воспитание патриотизма формирует в личности ребенка патриотические чувства, эмоции и отношения, которые соотнесены с государственностью. Гражданская направленность личности - способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных в развитии гражданских нравственных норм и принципов и неподверженность ситуативным изменениям.
В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Чувство Родины - оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Заключение.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим.
Литература.
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) –М: УЦ «Перспектива», 2011г.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992г.
4. Нечаева В. Г., МарковаТ. А. «Нравственное воспитание в детском саду» - М.: Просвещение, 1984г.).
5. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром- М. ТЦ Сфера, 2005г.
6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
7. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.
8. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. – М., 2005.
9. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.
10. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.
11.. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/09/picture-448250-1425912000.jpg)
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1237587-1586424531.jpg)
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-1432117-1667300447.jpg)
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-1432428-1667315096.jpg)
Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...