Краткосрочный проект по развитию мелкой моторики: «Шустрые пальчики»
методическая разработка

Булдакова Надежда Николаевна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

 

Цель проекта

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через различные виды деятельности.

Задачи проекта

Развивающие:

-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;

-укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;

-развивать навыки ручной умелости.

Обучающие:

-упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики;

-обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

Воспитывающие:

-воспитывать в детях усидчивость;

- воспитывать внимательность к выполнению заданий;

-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Ожидаемый результат

Дети: по итогам реализации проекта  у детей сформируются навыки ручной умелости: улучшиться координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

В группе:

- оформлен игровой центр "Тренируем пальчики"

Педагог:

-подготовлен демонстрационный   материал по различным видам продуктивной деятельности;

-оформлен фото-отчет;

- сформировано портфолио с работами детей;

- опубликован методический материал по данной теме  в  сети интернет.

- итоговое открытое занятие.

-обобщён опыт работы на пед. чтениях, МО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._mini_proekt_shustrye_palchiki_razvite_melkoy_motriki.docx79.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск

Краткосрочный проект по развитию мелкой моторики:

«Шустрые пальчики»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В.А. Сухомлинский

C:\Users\Inna\Desktop\

Воспитатель младшей группы ОСР:

Булдакова Надежда Николаевна

Паспорт проекта

1

Наименование

Краткосрочный проект по развитию мелкой моторики: «Шустрые пальчики»

2

Заказчик

Воспитанники центра

3

Организация исполнитель

ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск

4

Тип проекта

Практико-ориентированный

5

Целевая группа

Воспитатель, дети ОСР от 2 до 10 лет

Форма организации

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

6

Режим занятия:

2 раза в неделю по 30 мин.

7

Разработчик

Воспитатель: Булдакова Надежда Николаевна

8

Цели

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через различные виды деятельности.

9

Задачи

Развивающие:

-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;

-укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;

-развивать навыки ручной умелости.

Обучающие:

-упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики;

-обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

Воспитывающие:

-воспитывать в детях усидчивость;

- воспитывать внимательность к выполнению заданий;

-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

10

Ожидаемый результат

Дети: по итогам реализации проекта у детей сформируются навыки ручной умелости: улучшиться координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

В группе:

- оформлен игровой центр "Тренируем пальчики"

Педагог:

-подготовлен демонстрационный материал по различным видам продуктивной деятельности;

-оформлен фото-отчет;

- сформировано портфолио с работами детей;

- опубликован методический материал по данной теме в сети интернет.

- итоговое открытое занятие.

-обобщён опыт работы на пед. чтениях, МО.

11

Срок реализации Проекта

3 месяца (с #1075; по #1075;)

12

Форма представления

Слайдовая презентация, участие в конкурсах

1. Актуальность

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Почему важна мелкая моторика?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка, а так же тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.

По моим наблюдениям, почти у всех детей, поступивших к нам в Центр слабо развита мелкая моторика, речь, как у дошкольников, так и у младших школьников. А так как наши воспитанники проходят реабилитацию разное количество времени, решила разработать краткосрочный проект "Шустрые пальчики" на 3 месяц по развитию мелкой моторики пальцев. Поступившие дети могут легко включится в проект.

Цели и задачи Проекта

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста и младших школьников через различные виды деятельности.

Задачи:

Развивающие:

-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;

-укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;

-развивать навыки ручной умелости.

Обучающие:

-упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики;

-обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.

Воспитывающие:

-воспитывать в детях усидчивость;

- воспитывать внимательность к выполнению заданий;

-способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Гипотеза проекта: если у детей целенаправленно развивать мелкую моторику, то процесс речевого развития будет более эффективен.

Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций по развития мелкой моторики.

Принципы Проекта

Проект "Шустрые пальчики" разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. А также учитывает следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности, который обеспечивает единство реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач развития воспитанников, позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- принцип доступности позволяет построение процесса обучения воспитанников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- принцип деятельности исключает передачу детям готовых знаний, направляет детскую деятельность в русло самостоятельного принятия детьми решений, познания нового путем практического освоения технологии;

- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Виды деятельности в рамках реализации Проекта

К основным видам деятельности в рамках проекта относятся:

-работа с карандашом (штриховка, обводка);

-дорисовка, трафареты;

-пальчиковая гимнастика;

-пальчиковый театр;

-игры с прищепками, пуговицами, палочками, бусинами, камешками;

- аппликация, нетрадиционные техники рисования и лепки.

Планируемые результаты освоения Проекта

После освоения содержания проекта "Шустрые пальчики" у воспитанников прослеживаются следующие результаты:

- сформируются навыки ручной умелости: улучшиться координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной.

Форма подведения итогов реализации Проекта:

-участие в детских творческих конкурсах (пополнение портфолио воспитанника)

- публикация работ воспитанников в сети интернет.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения проекта

При реализации Проекта будет проводиться мониторинг динамики развития детей в рамках педагогической диагностики. Мониторинг у нас в группе проводится каждые 3 месяца. Процесс мониторинга динамики развития ребенка в группы основан на целенаправленном систематическом ведении наблюдения взрослыми, анализе продуктов детской деятельности и др.

2. Содержание образовательной деятельности

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Прогнозируемый

результат

Сроки выполнения

1 этап – подготовительный

  1. Составление плана занятий.
  2. Подборка учебно-методической литературы
  3. Подготовка методического материала по реализации проекта.
  4. Проведение первичного диагностического обследования.
  5. Создание картотеки пальчиковых игр.

Изучена методическая литература по данной теме.

Составлен плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:

-пальчиковые игры;

-упражнения с элементами театрализованной деятельности

(с использованием пальчикового театра)

Март

2 этап -

основной (практический)

  1. Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
  2. Проведение развивающих занятий по определенной тематике.

  1. Выпуск буклетов для воспитателей по данной тематике.

Развитие мелкой моторики рук.

Осуществление деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.

Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.

Апрель

2 этап -

основной (практический)

  1. Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
  2. Проведение развивающих занятий по определенной тематике.

  1. Выпуск буклетов для воспитателей по данной тематике.

Развитие мелкой моторики рук.

Осуществление деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Реализация проекта в различных формах совместной взросло-детской деятельности.

Организация дифференцированной работы с детьми в соответствии с их потенциальными возможностями.

Май

3 этап-

заключительный

Представление проекта через презентацию.

Оформление портфолио воспитанника.

Участие в конкурсах разного уровня.

Проведение выставки детских работ.

Оформлена выставка.

Представлен проект, через презентацию.

Получены дипломы и грамоты за участие в конкурсах

Оформлено портфолио дошкольника

Июнь

В соответствии с индивидуальными возможностями и интересам воспитанников данный план может корректироваться

План реализации проекта:

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Апрель

-Пальчиковые игры: «Книжки», «Мы космический отряд», «Будем в космосе летать», «Весна»;

-работа с точечными рисунками, трафаретами, штриховками;

- настольные игры: с пуговицами, со шнуровками, сортёры, мозаика, пазлы, с трафаретами, с прищепками, с песком.

-Изготовление коллажа на тему «Космос»

-Изготовление поделок на тему «космос» в технике пластилинографии и аппликации

-Аппликация «Звездное небо»

-Лепка в технике пластилинография «Одуванчик»

-Рисование ладошками «Цветы»

-Лепка из теста «Свободная тема»

-Рисование пальчиками «Гроздь винограда»

Май

-Пальчиковые игры «Моя страна», «Родная земля», «Будем мячики считать»;

- штриховки, раскраски, точечные рисунки;

-настольные игры: с пуговицами, со шнуровками, сортёры, мозаика, пазлы, с трафаретами, с прищепками, с песком.

-Занятие по нетрадиционной технике лепке: «Весенний ковер из жгутиков».

-Занятие по аппликации: «Вечный огонь».

-Занятие по нетрадиционной технике рисования «набрызг»: «Салют».

-Пальчиковый театр, инсценировка сказки : «Колобок».

-Занятие по нетрадиционной технике лепки: «Пластилиновая мозаика».

-Занятие по нетрадиционной технике рисования по мокрому листу: «Весеннее небо».

Июнь

- Пальчиковые игры: «Цветы», «Яблонька», «Капуста», «Цветок распускается», «Наши нежные цветки».

- штриховки, раскраски, точечные рисунки;

-настольные игры: с пуговицами, со шнуровками, сортёры, мозаика, пазлы, с трафаретами, с прищепками, с песком.

-Занятие по лепке: «Пчёлка».

-Занятие по нетрадиционной технике рисования «ватными палочками»: «Флаг России».

-Пальчиковый театр, инсценировка сказки: «Теремок»

-Занятие по лепке из теста: «Весёлые фигурки».

-Занятие по нетрадиционной технике рисования «губкой»: «Летний пейзаж».

Итоговое мероприятие

Открытый показ занятия по проектной деятельности

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- положительная динамика в развитии мелкой моторики;

-приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук;

-повышение уровень развития координации внимания, памяти;

-подготовленность руки ребёнка к овладению письмом;

-обогащение эмоциональной сфера ребенка;

-формирование коммуникативных способностей;

- обобщить опыт работы на пед. чтениях, МО;

-подготовка фото - отчета по проекту «Шустрые пальчики»;

-подготовка статьи на сайт учреждения по реализации проекта;

- публикация методического материала по проекту в сети интернет.

ВЫВОД: Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, я считаю, что смогу выполнить поставленные задачи.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в средней группе

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга...

Конспект мастер-класса по изготовлению тренажера для развития мелкой моторики «Шустрый мышонок»

Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие ре...

Проект по развитию мелкой моторики "Наши пальчики"

Проект «Наши пальчики»2-й младшей группына 2021-2022 учебный год...

Проект по развитию мелкой моторики "Веселые пальчики"

Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обра...

Проект по развитию мелкой моторики «Играем – пальчики развиваем».

Проект по развитию мелкой моторики«Играем – пальчики развиваем»....

Проект по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики". Первая младшая группа.

Тип проекта : Практический, краткосрочный.Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатели 1 младшей группы.Актуальность проблемы:Уже давно ни для ко...