Картотека игр по ТРИЗ
картотека

ГРИГОРЬЕВА  НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_triz_gr_neposedy.pptx724.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека игр ТРИЗ Воспитатель группы НЕПОСЕДЫ: ГРИГОРЬЕВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА ГБДОУ №23 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА, Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Слайд 2

Игра «Фантазия» Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут ... - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками). - все учебники - все спички - ручки - ластики.

Слайд 3

Игра «Теремок» Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник , дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде. Ход игры: 1-й вариант: каждыи ̆ ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованныи ̆ объект. Ведущии ̆ выбирает одного из детеи ̆ хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условныи ̆ - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующии ̆ диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующии ̆ участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Слайд 4

Игра «Теремок» 2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедшии ̆ гость становится хозяином, а бывшии ̆ хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации". 3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждыи ̆ из теремков. Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущии ̆ и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детеи ̆ в назывании свойств различных предметов.

Слайд 5

Игра «Теремок» 4-й вариант: учить находить общее и различное между двумя объектами. Например – дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина. Ход игры. В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющии ̆ роль другого материала, стучится в теремок. В: Ты кто? 1-й ребенок: Я бумага. Пусти меня в теремок. В: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобои ̆ похожи. 1-й ребенок: Мы твердые, в нас живут твердые человечки. Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми. 2-й ребенок: Я стекло, пусти меня в теремок. В: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобои ̆ отличаемся. 2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет

Слайд 6

Игра «Маша-Растеряша» Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. Предшествующии ̆ этап: ознакомление детеи ̆ с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам. Ход игры: 1-й вариант: ведущии ̆ сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: - Ои ̆! - Что с тобои ̆? - Я потеряла (называет какои ̆-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)? Играющие называют ресурсы для выполнения даннои ̆ функции, например: пилои ̆, топором, лескои ̆, линейкои ̆; можно рукои ̆ отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хорошии ̆ совет небольшое вознаграждение.

Слайд 7

Игра «Маша-Растеряша» 2-й вариант: то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущии ̆ может до начала игры попросить детеи ̆, чтобы они загадали потерянныи ̆ предмет. Затем он назначает Машеи ̆- Растеряшеи ̆ одного из детеи ̆. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машеи ̆- Растеряшеи ̆ и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своеи ̆ очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучшии ̆. А кто дал лучшии ̆ ответ становится сам Машеи ̆- Растеряшеи ̆ - ведь известно, что " растеряшесть " заразительна...

Слайд 8

Игра «Черное-белое» Игра "Черное-белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: " Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.

Слайд 9

Игра «Перевертывание сказки» Игра "Перевирание сказки". Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашеи ̆ же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами , оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связнои ̆ речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции. Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку: - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Не Желтая, а Красная - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и : - Да нет же, не папа, а мама. - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси еи ̆: - К бабушке она велела еи ̆ сходить, а не к тете: И так далее.

Слайд 10

Игра «Красная шапочка» Цель : развитие творческого воображения. Реквизит: бумага и фломастеры. Перед игрои ̆ вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какои ̆-либо предмет, чтобы избежать печальнои ̆ участи. Как играть: Выбирается предмет, в которыи ̆ превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачныи ̆, пустои ̆). Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкои ̆ на голове наверху стакана. Один из игроков назначается бабушкои ̆. Другие или другои ̆ обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)? - Чтобы видеть, сколько я съела. И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет , склеится клеем для стекла).

Слайд 11

Игра «Держи вора!» Игра "Держи вора!" Цель : тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения. Предшествующии ̆ этап : игра "Теремок". В отличие от нее в даннои ̆ игре дается зрительная опора только на один предмет сравнения, другои ̆ нужно представлять мысленно. Реквизит : то же, что в Игре "Теремок" . Ввод в игру: в толпе раздаются крики: - Держи вора, он высокии ̆ такои ̆! - Держи вора, вот он в чернои ̆ шляпе! Никто не заметил самого вора, никто не может описать его полностью. Но сыщики находят вора даже по отдельным признакам... Так и мы попытаемся найти "вора", зная некоторые его признаки.

Слайд 12

Игра «Держи вора!» Ход игры: 1-й вариант : каждыи ̆ ребенок держит перед собои ̆ рисунок и играет за нарисованныи ̆ объект. Ведущии ̆ назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например, чайник : узорчатыи ̆, с ручкои ̆, пустои ̆). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущии ̆ сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!" Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждыи ̆ сыщик кого-то задержал, ведущии ̆ говорит "стоп!" и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущии ̆ устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящии ̆ вор, если его поймали , остался последним. Первыи ̆ сыщик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он... (называет известныи ̆ ему признак, например, "С ручкои ̆")". Задержанныи ̆, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что... (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я - книжки"). Если задержанныи ̆ не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали , остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщиков можно награждать.

Слайд 13

Игра «Держи вора» 2-й вариант: То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.

Слайд 14

Игра «Волшебные картинки» Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людеи ̆ и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Слайд 15

Группа «НЕПОСЕДЫ» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ТРИЗ.

В данной картотеке собраны игры по триз для детей с 3 - 7 лет....

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение....

Картотека игр по ТРИЗ

Картотека игр по ТРИЗУ поможет педагогам развить внутренний мир ребёнка без каких-либо трудностей....

Картотека игр по ТРИЗ

Игры  учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению....

Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания

Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....

КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРИЗУ

Триз - творческое решение изобретательских задач, область знаний, исследующая механизмы, развития технических систем с целью создания проектных методов, решения изобретательских задач.Пусть вас не сму...