Методические рекомендации к ЛЭПбуку " «Знакомство с народными промыслами через народную игрушку»
консультация (старшая группа)

 В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение по Лэпбуку:

«Знакомство с народными промыслами через народную игрушку»

Игра-Лото «Чудо – узор»

Задачи. Развивать у детей познавательные, развивающие знания на основе декоративно-прикладного искусства. Лото позволяет познакомиться и закрепить знания о характерных изобразительных приемах народных промыслов, развивать восприятие, внимание, память.

Материал: 5 больших карт, Гжель, Городец, Полхов- Майдан, Дымка, Филимоново, 36 маленьких карточек- узоров по каждому виду промысла.

Правила: Перед началом игры подберите к каждой большой карте карту с узорами, пусть дети внимательно рассмотрят и найдут характерные для каждой росписи детали узоров.

1 вариант: Ведущий раздает игрокам по одной большой карте, а маленькие картинки выкладывает рисунками вниз. Затем он открывает одну картинку и спрашивает: «У кого такой узор:. Тот играющий, у которого на большой карте есть такой же или подобный узор, говорит: «У меня узор» и забирает карточку себе. Узоры выкладывают поверх большой карты по разметке. Выигрывает тот, кто быстрее всех соберет свои узоры.

2 вариант: Большие карты ведущий оставляет у себя, а маленькие карточки раздает поровну всем игрокам. Затем он берет одну из больших карт, например, ту, на которой изображена Дымковская игрушка, называет ее играющим и говорит: «Все узоры Дымки ко мне!» Играющие должны быстро найти среди своих узоров Дымковские и выложить на стол. Ведущий откладывает эту большую карту и узоры к ней в сторону и показывает следующую большую карту. Тот игрок, у которого к концу игры останется больше картинок, считается проигравшим.

3 вариант: Большие карты в игре не участвуют. Задача каждого участника игры собрать вместе узоры одного промысла, например, 6 узоров «Гжеля» или 6 узоров «Дымки». Маленькие картинки ведущий перемешивает и раздает игрокам поровну. Дети смотрят и выбирают, какой вид росписи будут собирать. Один собирает «Филимоново», другой «Полхов- Майдан» и так далее. После этого игроки по очереди передают по одной картинке своему соседу слева, по одной за каждый ход. Выигрывает тот, кто соберет 6 узоров одной росписи первым.

Лото «Подбери элементы узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части свободные окошки. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи,
отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Лото «Народные промыслы»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об игрушках народных промыслах, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо определенной игрушкой, в нижней части свободные окошки. 6 маленьких карточек- игрушки по каждому виду промысла.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением игрушки подходят к определенному промыслу основной карты.

Ход игры: Выдаются большие карточки, маленькие лежат в стопочке. Ведущий показывает определенную игрушку, играющие внимательно рассматривают их, выбирают свою, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Домино «Народные промыслы»

Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст-пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

Пазлы «Сложи картинку»

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов,
одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Д/и «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Материал: карточки с изображением изделий народных промыслов.

Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Д/и «Угадай, какая роспись»

Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край - край умельцев и мастеров.

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.

Игровые правила: дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Д/и «Составь узор»

Дидактические задачи: учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов, трафареты изделий (Городецкие, дымковские, Филимоновские, гжельские, каргопольские игрушки).

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра - ходилка

«Путешествие в мир искусства»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных
промыслах. Умение видеть и называть определенные промыслы.

Материал: Игровое поле. Кубики и фишки.

Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается со старта). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек. Красный кружок-переход по стрелке, синий-пропусти ход, зеленый – пройди по стрелке, желтый- дополнительный ход.

Д/и «Найди лишнее»

Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь - доказательство.
Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Веселые лабиринты»

Задачи: способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать, развивает зрительное внимание. Данная игра требует сосредоточенности, концентрации внимания, тренирует усидчивость ребенка, а это важные качества, которые необходимы ребенку в школе.

Лабиринт ставит ребенка перед выбором в заведомо сложной ситуации, из которой ему необходимо найти выход, а значит, преодолевать себя, не останавливаться и идти до конца. При этом ребенок развивает в себе такие качества как целеустремленность, устойчивость в трудных жизненных ситуациях, которые пригодятся ему в жизни.

Ход игры: Детям раздаются различные лабиринты. Задача ребенка проложить путь от изделия к узору. Найти дорогу от входа до выхода. Это не только отличный способ развлечься, но и великолепное упражнение для развития ребёнка. Прохождение лабиринтов тренирует умение логически мыслить и выбирать из нескольких вариантов оптимальный, развивает мелкую моторику и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узна...

«Совместная работа с родителями по теме «Знакомство детей с богатством русских народных промыслов» через познавательно-исследовательскую деятельность»

Из известных основных  направлений работы с родителями в ДОУ я хотела бы остановиться на познавательном направлении, которое предполагает ознакомление родителей с возрастными и психологическими о...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Мастер-класс для педагогов. "Знакомство с народными промыслами через художественную литературу" "Плетение пояса"

Повышение профессиольной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении пояса....

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине....