"Теоретическая часть деятельного метода обучения детей по технологии Л.Г. Петерсон"
методическая разработка (старшая группа)

Баямова Юнера Музавировна

"Теоретическая часть деятельного метода обучения детей по технологии Л.Г. Петерсон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги!

           Математика. Это слово, от которого у одних бежит холодок по спине, у других скучно опускаются уголки губ. Но мы знаем – математика – была есть и будет интересной, увлекательной и в то же время сложной наукой, без которой немыслимо развитие ни одного малыша.

Весело и с удовольствием бегут ребята в детский сад в свою группу к любимым и родным воспитателям. Они знают – что сегодня их ждет что-то новое и обязательно интересное.

Любой из видов деятельности дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность, достигать результата, справляться с возникающими трудностями.

С введением государственного стандартного образования, наряду с работой по основной программе детского сада, для воспитателей открылась возможность использовать различные программы. И так как в настоящее время наибольшее распространение получила Технология деятельного метода обучения (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон, то я стала параллельно работать по программе.

Сейчас вашему вниманию представляю презентацию:  

В которой познакомлю вас с теоретической частью деятельного метода обучения

 2слайд: Курс «Игралочка» рассчитан на детей с 3-х лет. Части курса называются по-разному:

Игралочка 1часть-3-4лет,2часть-4-5лет;

Игралочка раз стуренька, два ступенька-1часть-5-6лет,2часть-6-7лет.

 3слайд: Данный курс состоит из:

Методического пособия для воспитателей (в нем содержатся подробные конспекты, указаны необходимые материалы для проведения занятия)

Демонстрационный материал-для воспитателя

Раздаточный материал – на каждого ребенка

Тетради – на каждого ребенка

Основное программное содержание соответствует требованиям ФГОС и включает в себя следующие содержательные разделы:

4слайд: Содержание разделов с возрастом усложняются (это для старшей группы)

Свойства предметов и группы предметов

Закономерности   Числа   Величины

Пространственно-временные представления

5-6слайд: Основными задачами курса являются: читать

Задачи с возрастом также усложняются что ведет к изменению развивающей предметно-пространственной среды. Если в младших и средних группах знакомим детей с обозначением цифр и соотнесением их с количеством, то в старшей – знакомим с числовым рядом, с обозначением чисел точками, в подготовительной-со способом печатания цифр, с составом числа

7,8,9,10слайды фото пространственно-организованная среда

11слайд:

В основу организации образовательного процесса курса положен деятельный метод, это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения педагог подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий.

Слайд12:

 Занятия по методике Л.Г. Петерсон по сути являются системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают игрушками картинками мячами кубиками.

Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания они помогают каким-либо героям.

Еще одной особенностью занятия является то, что место начала «Игры» и ее завершения совпадают.

Итог занятий педагог подводит сам в младшей и средней группах, начиная со старшей, дети учатся делать выводы, отвечая на вопросы: «Где побывали?». «Кому помогли?», «Какие знания пригодились?»

Слайд13:

Каждое занятие организуется с учетом системы дидактических принципов деятельного метода Л.Г. Петерсон: Все принципы соответствуют требованиям ФГОС, вам знакомы, и вы можете зачитать их на экране.

Принцип психологической комфортности,

Принцип деятельности, принцип минимакса.

Принцип целостности Принцип вариативности

Принцип творчества Принцип непрерывности

Слайд15: Хотела немного остановиться на принципе вариативности который предусматривает  предоставление детям возможности выбора :видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки.

Посмотрите на экран и ответьте «какая фигура лишняя? («Поиграть)

В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающих несколько вариантов (правильных) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

С возрастом задания усложняются: выделяется объект, или признак, который раньше не встречался (например свойства предметов- старшей группе (цвет форма размер)

Все принципы работают на каждом занятии, помогают достижению «взрослой» цели.

Слайд16:

В методике Л.Г.Петерсон выделяют три типа образовательных ситуаций(занятий):

Занятия «открытия» нового знания

Занятия тренировочного типа

Занятия обобщающего типа(итоговые)

Слайд17:

Особенностью занятий «открытия» нового знания является то что все образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми нового для них математического содержания. Решение всех образовательных задач в занятии осуществляется в рамках единого чаще всего игрового сюжета в соответствии с так называемой детской «целью»

Одновременно дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения (в младшем возрасте-спрошу у того, кто знает, придумаю сам; в старшем-придумаю, а потом проверю по образцу).

В структуре занятий «Открытия» нового знания выделяют следующие этапы:

Введение в ситуацию

Актуализация знаний и умений

Затруднение в ситуации

«Открытие» нового знания (способа действия)

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

Осмысление

На каждом этапе занятия предусматривается решение задач, соответствующих для данного этапа.

 Слайд 18: Введение в ситуацию

Создание условий у детей для включения в деятельность. Этого можно добиться через беседу с детьми и плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Формирование и фиксация «детской» цели. У младших может быть цель «поиграть». У старших-цель, важная не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо»)

Формирование у детей веры в собственные силы посредством заданных вопросов: «Хотите?», «Сможете?»

Слайд19: Актуализация знаний и умений

Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, и движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются что педагог ведет их к новым открытиям.

Слайд 20: Затруднение в ситуации.

Моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются в затруднениях в деятельности. Для достижения цели ребенку требуется выполнить некое действие, выполнение которого связано с тем новым знанием, которое ребенку предстоит открыть.

Фиксация затруднения и выявление его причины с помощью вопросов: «Смогли?»- «Почему не смогли?» С помощью вопроса смогли-взрослый помогает осмыслить что пока ребенок не может, не готов выполнить некое действие. Нужно подвести ребенка к пониманию причины затруднения. Эта причина заключается исключительно в неумении, незнании самого ребенка выполнить требуемое действие. Например

Формирование опыта целеполагания (старший дошкольный возраст) с помощью вопроса «Значит, что нам нужно узнать (чему научиться?» Так как затруднение препятствует достижению его цели у ребенка возникает потребность в его преодолении, то есть теперь уже ставится цель, связанная с познанием (познавательная задача, соотносимая с взрослой целью) (например) Познавательная задача должна логично вытекать из причины затруднения детей.

Слайд21: Открытие нового знания (способа действия)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью вопросов, например: «Что нужно делать, если чего то не знаешь, но очень хочешь узнать?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Слайд22: Реализация плана-поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности. Новое знание (понятие или способ действия, которое дети «открывают» должно обуславливать, с одной стороны преодоление затруднения с другой стороны –решение проблемных задач обучения, воспитания, развития (достижение взрослой цели)

Фиксирование «Нового» знания (понятия или способа действия) во внешней речи (или) знаково. В конце этого этапа обязательно новое знание фиксируется подведением итога, выводом, проговариванием определения, способа, алгоритма. Чтобы не выходить за рамки игрового сюжета, используются приемы: «Расскажи зайчику, как мы пошли направо

Слайд23:

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

Это использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух нового знания, способа. Педагог создает ситуации, предлагает различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание используется в измененных условиях освоенными ранее.

Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать?» «Как вы будете выполнять задание?  С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?

Может быть организована самопроверка по образцу или взаимопроверка.

Использование новых знаний в совместной деятельности: можно в парах, микрогруппах. Главное предусмотреть индивидуальные особенности.

Слайд 24: Осмысление (Создание ситуации успеха)

Фиксирование детьми достижения детской цели и проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей и подготовительной группе) условий, которые позволили достигнуть цели.

С помощью вопросов: «Где были? Чем занимались? Кому помогли? воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение детской цели. А дальше с помощью вопросов: «Как вам это удалось? Какие знания, умения вам пригодились? - подводит детей к тому, что детской цели они достигли благодаря тому, что они узнали что-то, чему-то научились, определенным образом проявили себя (удалось потому что узнали научились)

Слайд25 Структурными этапами занятий тренировочного типа являются:

Введение в игровую ситуацию

Игровая деятельность

Осмысление(итог)

Слайд27: Цель занятий тренировочного типа-закрепить, повторить, отработать материал, но она имеет новое содержание: не формальное заучивание или воспроизведение, а также выявление и преодоление детьми собственных затруднений в процессе игровой деятельности.

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации

Слайд26: Структура занятий обобщающего типа(итоговых) такая же, как и у тренировочных. Целями занятий обобщающего типа (итоговых) являются систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и одновременно проверка уровня его сформированности.

Слайд27: Работа с детьми дошкольного возраста ведется в зоне ближайшего развития детей: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются задания требующие догадки, смекалки, наблюдательности. Под руководством взрослого дети вовлекаются в поиск. выдвигают разные версии, при верно найденном решении эмоционально переживают успех. Задача педагога-в ходе решения различных заданий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, организовать такой образовательный процесс, который создаст максимально эффективные условия для саморазвития детей. (Например…я создаю..

Слайд30: В образовательном процессе у воспитателя можно выделить две основные роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор-педагог моделирует образовательные ситуации, отбирает способы и средства создает развивающую среду, организует процесс детских «открытий! Образовательный процесс по сравнению с привычным объяснением нового материала, принципиально нового типа: взрослый не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания для себя открыть. Если ребенок говорит: «Хочу научиться! Хочу знать! Мне это интересно. Я тоже хочу так делать! –значит педагогу удалось исполнить роль организатора.

Как помощник взрослый создает ситуацию доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, внимательно наблюдает за их настроением, помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка. Если ребенку комфортно в детском саду, если дети свободно обращаются за помощью взрослого и сверстникам, не боятся высказать свое мнение обсуждать различные проблемы-значит удалось роль помощника. (Например, дети стали уверенно отвечать…

Роль организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

Слайд30: Немаловажную роль для психологического комфорта в группе играет организация взаимодействия с семьями воспитанника. Направленного на эмоциональное сближение детей и близких им взрослых в радостной совместной деятельности. (праздники, совместные проекты, досуги, художественное творчество) Включение родителей в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понять его, научиться более эффективно общаться и взаимодействовать с ним. Важно понимать, что дефицит эмоционального общения, тепла и любви в детско-родительских отношениях напрямую негативно влияет на развитие дошкольника в целом.

В этом году мы продолжает начатую работу, и она не сводится только к проведению занятий в рамках курса «Игралочка». В конце первого года обучения мы провели итоговое занятие для родителей «Путешествие в страну Математика», В этом году, запланировано снять игровое занятие для показа родителям записи и обсуждения на родительском собрании.

Совместный проект: «Мы считаем…»

Газета: «Страна Математика», Индивидуальные консультации…

Слайд 32: Результаты работы

Слайд 33: Спасибо за внимание!

А сейчас я бы хотела предложить вам поиграть вместе одну из образовательных ситуаций и рассмотреть каким образом реализуются перечисленные структурные моменты ситуации «открытия» нового знания на практике.

1Введение в ситуацию:

Ребята, как вы думаете, надо ли помогать тем, кто нуждается в помощи? (Да)

Кому вы помогаете? (маме)

Я предлагаю вам отправиться в город, где живут числа, и помочь им расселиться по новым домам.

2Актуализация знаний: Д. и «Домики» (у каждого домик)

Жили были точки (показываю карточку с точками)

Жили они семьями. Семьи были разными (показываю еще карточки)

Сколько точек было в этой семье? (одна точка, пять точек.)

Решили точки поселиться на одной улице. Домики поставили в ряд. (внимание на рисунки)

Расселите точки по домикам (раскладывают кто как хочет)

3.Затруднение в игровой ситуации: д. и продолжение

Захотели точки погулять (сдвигают карточки и перемешивают)

-Вдруг начался дождик, точки побежали домой (ребята, точки должны зайти в свои домики. в которых они были вначале)

-Кто смог расселить точки в те же домики что и сначала?

-Почему не смогли этого сделать? (потому что не помним, где были точки вначале)

4 Открытие нового знания: д. и. окончание

-Как надо расселить точки так, чтобы не забыть кто в каком домике живет? (высказываются) Я говорю: Когда вам легче найти игрушки - когда наведен порядок или, когда они разбросаны? (Когда порядок)

-Найдите самую маленькую семью. Сколько там точек? (Одна)

-В какой домик ее поселить, чтобы был порядок? (В первый)

(Берут карточку с 1точкой и кладут на изображение домика первого слева. и т.д.)-Как вы думаете, какая семья должна жить во втором домике? (выслушиваю предложения детей) Говорю поселим семью, в которой 2точки. Остальные карточки дети расселяют самостоятельно. называя их порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый, пятый. (Я хвалю детей)

Назовите количество точек в каждом домике по порядку.

А теперь пройдитесь по улице от конца до начала.

-Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы точки снова не забыли, где они живут? (На крышах домиков надо разместить карточки с цифрами)

Дети кладут соответствующую карточку на крышу (1-.) (2-)

(Можно еще поиграть как сначала «погуляли» и т.д.)

Ребята! Все точки нашли свои домики? (Да) Давайте проверим-пройдите по улице слева направо. справа налево. Молодцы!

5.Включение нового в систему знаний: д. и. «Прятки»

Ребята, на этой улице тоже живут числа, которые предлагают поиграть в прятки.

-Закройте глаза-и закрываю дверь одного из домиков (например, число3)

Какое число спряталось?

Почему ты думаешь, что спряталось число 3? (Потому что после числа 2 идет число 3) и т.д.

6.Итог:

В какой стране мы сегодня побывали?

Кому и чем вы сегодня смогли помочь?

Молодцы! Помогли точкам расселиться по домам хотя было и трудно.

А помочь они смогли, потому что знают, как располагать числа по порядку

После занятия: Вывешивается Домики с точками и цифрами

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Изучение страхов у детей, воспитывающихся в неполных семьях, является актуальной темой в современном мире. Научный интерес к этой проблеме подкрепляется тенденцией роста неполных семей в структуре сов...

Методы обучения детей изо деятельности во 2 младшей группе

В статье описаны краткое содержание методов обучения изо деятельности...

Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста

Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста ...

современные технологии и методы обучения детей в ДОУ

серия консультаций по применению современных технологий обучения детей в ДОУ...