Проект «По страницам басен И.А. Крылова»
проект (средняя группа)

Актуальность и значимость темы:

Сегодня большое внимание уделяется формированию у детей ранней читательской грамотности. Почему это так актуально? Дело в том, что современные дети, живя в эпоху всеобщей компьютеризации, зачастую становятся заложниками технического прогресса: их завораживают меняющиеся яркие картинки, а непосредственно чтение (в случае с дошкольниками – восприятие художественных произведений) отходит на второй план и становится неинтересным и невостребованным. Постепенно мы становимся свидетелями того, как улетучивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие мы получаем низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_basni_krylova_i.a.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«По страницам басен И.А. Крылова»

Актуальность и значимость темы:

Сегодня большое внимание уделяется формированию у детей ранней читательской грамотности. Почему это так актуально? Дело в том, что современные дети, живя в эпоху всеобщей компьютеризации, зачастую становятся заложниками технического прогресса: их завораживают меняющиеся яркие картинки, а непосредственно чтение (в случае с дошкольниками – восприятие художественных произведений) отходит на второй план и становится неинтересным и невостребованным. Постепенно мы становимся свидетелями того, как улетучивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие мы получаем низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Конечно, задача по возрождению чтения как увлекательного процесса ложится на плечи образовательных учреждений. Настоящий проект мы посвятили известному русскому писателю – юбиляру 2024 года – Ивану Андреевичу Крылову. Широкую известность он получил благодаря своим басням. Некоторые фразы из них стали крылатыми и используются в нашей повседневной жизни.

Особенность проекта: 

Особенностью настоящего проекта является наличие единой сюжетной линии: главная героиня одной их басен И.А. Крылова – Ворона растеряла странички из книги с другими произведениями автора. Ежедневно странички находятся в разных местах группы, и дети знакомятся с новыми произведениями автора, а также выполняют увлекательные задания по их мотивам.

Проблема: 

Проблема воспитания предпосылок читательской грамотности у современных дошкольников становится с каждым днем все острее. Проживая в эпоху расцвета компьютерных технологий, обилия информации, детям очень сложно ее дифференцировать. Сегодняшние дошкольник — это все чаще «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». При этом во многих семьях чтение уходит на второй план и заменяется гаджетами.

Цель и задачи:

Цель: приобщение дошкольников к чтению через ознакомление с творчеством баснописца И.А. Крылова.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с творчеством известного русского писателя И.А. Крылова;
  • дать представление о басне как литературном жанре, ее отличии от других жанров;
  • учить распознавать в тексте произведения главную мысль, выискивать мораль;
  • учить пересказу текста с опорой на зрительные образы (мнемотехника);
  • способствовать раскрытию творческих умений;
  • поддерживать детскую инициативу, развивать самостоятельность;
  • развивать психические процессы, включая речь;
  • развивать артистизм;
  • пробуждать любовь к чтению;
  • воспитывать нравственные и моральные качества дошкольников.

Предполагаемые результаты:

  • дошкольники познакомятся с творчеством известного русского писателя И.А. Крылова;
  • у дошкольников сформируется представление о басне как литературном жанре, ее отличии от других жанров;
  • дошкольники научатся распознавать в тексте произведения главную мысль, выискивать мораль;
  • дошкольники научатся пересказывать тексты произведений с опорой на зрительные образы (мнемотехника);
  • дошкольники станут проявлять интерес к чтению;
  • у дошкольников сформируется нравственные и моральные качества.

Предполагаемые риски проекта:

  • нежелание родителей принимать участие в проекте;
  • отсутствие интереса к проблеме у воспитанников;
  • сложность восприятия смысла произведений детьми.

Перспективный план проекта

1. Подготовительный этап:

  • Выявление проблемы. Опрос среди детей «Книга – это…».
  • Анализ информационных ресурсов, опыта коллег.
  • Формулировка цели и задач.
  • Планирование деятельности.
  • Подготовка необходимого оборудования, оснащение РППС: телефон с камерой, персонаж Ворона, книжка – малышка с qr – кодами по произведениям Крылова И.А., игры. Иллюстративный материал по произведениям).

2. Основной этап:

РАЗДЕЛ: «Организация работы с детьми»

Вид деятельности

Срок

Появление Вороны. Рассказ о потерянной книжке. Познавательное занятие «Знакомьтесь: баснописец И.А. Крылов».

Просмотр слайд - шоу «Творчество Крылова».

1 день

Чтение и обсуждение: «Ворона и лисица».

Этюды: «Хитрая Лисица», «Глупая Ворона».

Разыгрывание басни по ролям.

2 день

Чтение и обсуждение: «Лебедь, щука и рак».

Творческая мастерская: Рисование «Щука».

3 день

Чтение и обсуждение: «Стрекоза и муравей».

Пересказ басни с опорой на мнемотаблицу.

4 день

Чтение и обсуждение: «Мартышка и очки».

Ручной труд: «Очки».

5 день

Чтение и обсуждение: «Слон и Моська».

Дидактическая игра: «Узнай басню по описанию».

6 день

Чтение и обсуждение: «Свинья под дубом».

Инсценировка – экспромт по сюжету басни.

7 день

Чтение и обсуждение: «Осел и соловей».

Слушание: звуки пения соловья, крики осла.

8 день

Чтение и обсуждение: «Волк и Журавль».

Дидактическая игра - разрезные картинки «Собери басню».

9 день

Чтение и обсуждение: «Кукушка и петух».

Творческая мастерская: «Моя любимая басня».

10 день

РАЗДЕЛ: «Организация работы с родителями»

Вид деятельности

Срок

Онлайн - опрос «Читаете ли вы детям книжки?».

1 день

Консультационный материал «Басни Крылова: о чем они говорят, и как их читать с детьми».

2 день

Интерактивный плакат: «Читаем вместе Крылова».

3 день

Оформление выставки книг с произведениями И.А. Крылова.

5 день

Папка – передвижка «Иван Крылов и его наследие».

8 день

3. Заключительный этап:

  • Презентация продукта: книжка – малышка с баснями И.А. Крылова.
  • Проведение итогового мероприятия: викторина по басням И.А. Крылова.
  • Подведение итогов.
  • Самоанализ результатов, составление планов на будущее.

Список информационных ресурсов

  1. Басни Крылова. URL: https://deti-online.com/basni/audio-basni-krylova/ (Дата обращения: 25.03.2024).
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе 2-7 лет / В.В.   Гербова. - М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В мире басен И.А.Крылова" 1 часть

Игра -викторина для учеников 4 класса....

" В мире басен И.А.Крылова" 2 часть

Игра -викторина, можно использовать на итоговом занятии "Басни И.А. Крылова"...

" В мире басен И.А.Крылова" 3 часть

Игра -викторина для 4 класса...

Путешествие в мир басен И.А. Крылова

Прекрасная связная речь, четкая дикция, правильное произношения неразрывно связаны с развитием интеллекта и мышления. Поэтому нам необходимо сначала привить ребенку любовь к чтению, научить обсуждать ...

Взросло- детский проект "Мир басен А.И.Крылова" для детей подготовительной группы

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература....

Авторский проект " В мире басен Ивана Андреевича Крылова"

Сказка-ложь, да в ней намек, басня-сатира, в ней жизни урок"(Кириллова Е.Д.)...

НОД "Путешествие по страницам басен Крылова

Тема: «Путешествие по страницам басен И.Крылова»Образовательные области: «Развитие речи», «Познавательное развитие», Технологии: «Социально – коммуникат...