Экологический проект по теме «Кто заботится о лесе?» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Петрова Наталья Ивановна

Одним из важных направлений, указанных в ФГОС дошкольного образования, является «социально-коммуникативное развитие», которое направлено на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является одной из основных задач профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lesnik2.docx54.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Родничок».

Экологический проект по теме «Кто заботится о лесе?»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель высшей квалиф. категории

Петрова Наталья Ивановна

Новогорный

Пояснительная записка:

Одним из важных направлений, указанных в ФГОС дошкольного образования, является «социально-коммуникативное развитие», которое направлено на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является одной из основных задач профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Как – то, упомянув профессию лесника,  у детей возникло много вопросов: Кто это? Чем занимается? Каким должен быть лесник? Кого и что он бережёт? Проведённая среди детей диагностика выявила следующие проблемы: у 70 % детей отсутствуют знания о профессии лесника, 30% мало знают о людях такой профессии.

Такой интерес подтолкнул к созданию информационно – познавательного проекта «Кто заботится о лесе?» Ведь профессия лесника актуальна и нужна в наши дни. Чтобы сберечь лесное богатство нашей страны, нужны специально обученные люди, которые знают лес и всегда готовы беречь, охранять и защищать его от пожаров и злоумышленников и браконьеров. Это и есть основная обязанность человека с профессией лесник.

Цель: создание условий для ознакомления детей с  профессией лесника.

Вид проекта: 

- по целевой установке: информационно – познавательный, творческий.

- по срокам реализации: краткосрочный (2 недели).

- по составу участников:  групповой (дети, воспитатели, родители).

- по содержанию: интегративный.

Продукт проекта: Коллективный коллаж «Лес охраняй – правила соблюдай»,  аппликация «Синичкин день», макет «Как лесничий помогает животным», семейная мастерская «Кормушки для птиц».

Проблемная ситуация: низкий уровень знаний детей о профессии лесника, его обязанностях.

Задачи проекта: 

Для детей: 

Образовательные: познакомить детей с профессией лесника, и его трудовой деятельностью; формировать представления о значимости этой профессии для общества и природы; углублять знания о жизни диких животных и птиц.

Развивающие: развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых. Развивать речь, память, творческие способности детей старшего возраста. Развивать мелкую моторику рук, графомоторные навыки.

Коррекционные: упражнять в подборе однокоренных слов к слову «лесник»,  уметь объяснять их значение; совершенствовать навыки словообразования и словоизменения слова от начальной формы слова «лесник». Активизировать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, бережное отношение к природе и её обитателям.

Для педагогов:

 - создать условия в группе для знакомства детей с профессией «лесник», а также познавательной активности и творческих способностей детей.

- создать   информационную базу для родителей по данной теме.
     Для родителей:                          

- вовлечь родителей воспитанников  в педагогический процесс МБДОУ.

Предполагаемый результат:

- у детей сформируются устойчивые знания о профессии лесника, и его трудовой деятельностью;

- сформированы  представления о значимости этой профессии;

- наблюдается обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности;

- повысится воспитательная компетентность родителей в трудовом образовании дошкольников.

Интеграция видов деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Средства и оборудование: 

Технические: фотоаппарат, мольберт, ноутбук, музыкальная колонка.

Методические: наглядные пособия, подборка художественной и методической литературы.

Организационные: столы, бумага, пластилин, цветная бумага, картон, цветные карандаши, раскраски, игрушки.

Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения.

Используемая литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа./Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.

2. Грехов И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/Л. И. Грехов. - 2-е издание. - М. : «Проэксмо», 2000.

3. Морозова Е.Е.,Пономарева О.Н., Фёдорова О.А., Золотухина О.А.Эколог образовательный проект «Школа добрых дел»:Учебное пособие для учащихся начальных классов.Саратов:Издательство «Научная книга»2009.-36с.

4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Минск: «Асар», 1996

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет:Мозаика-синтез; М.:; 2010

6. Ожегов С. И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).

7. Рыжова Н.А. Программа «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»: Блок занятий «Я и Природа» /Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «Карапуз-дидактика», 2005. — 192 с.: ил.

8. Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от «17» октября 2013 г. № 1155 г. Москва.

Интернет-ресурсы:

wikipedia.ru

inksystem-az.com

nsportal.ru

kopilkaurokov.ru

multiurok.ru

Сценарий совместной деятельности по решению задач

Этапы проекта

Формы взаимодействия

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Поисковый

Педагог - дети

Выявление интереса и знаний детей по теме проекта.

Проведение диагностики по теме проекта.

2 дня

Педагоги группы

Педагог-родители

Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта.

Подбор информации для консультаций с родителями.

Педагоги, родители

Деятельность педагогов

Определение цели и задач проекта.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Составление перспективного планирования проекта.

Педагоги группы

Аналитический

Педагог - дети

Беседа: «История возникновения профессии лесник»

Занятие по познавательному развитию «Знакомство с профессией лесник».

Проведение мероприятий, запланированных по плану.

2 дня

Педагоги группы

Педагог-родители

Разработка консультации для родителей

Педагоги группы

Деятельность педагогов

- Подбор  подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

- Подбор методической и художественной литературы.

Педагоги группы

Практический

Педагог - дети

- Беседы:  «Роль профессии лесника в сохранение и преумножении лесных богатств», «Как люди помогают лесным обитателям». 

- Наблюдение за трудом лесника, наблюдение за птицами на кормушке.

- Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме.

- Пальчиковая гимнастика: «Мы пошли в лесок гулять», «Птицы», «Бурый мишенька», «Есть у каждого свой дом».

- Артикуляционная гимнастика: «Белочка грызет орешки», «Язычок в чащобе», «Пролезаем через бурелом», «Заинька», «Синичка»

- Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса», «Синичка, лети!»

- Чтение худ. лит.: А. Вайц «Дед-лесник»,  «Друг леса. сказка для детей» Татьяна Домаренок ,  Калистратова М. «Лесник и его добро»

- Дидактические, настольно-печатные  игры «Что нужно леснику для работы», «Угадай кто это?» «Кто где живет?», «Чьи это следы», «Лесник», «Маленький большой».

- Подвижные игры: «Волшебный лес», "Охотник и лесник", «Птичка на дереве».

- Физминутка «Лесник».

- Сюжетно-ролевые игры: «Лесной доктор», «Лесник», «Звери в лесу».

- Развитие тонкой моторики рук: штриховки, обводки по теме проекта.

- Занятие «Как люди помогают лесным обитателям»

- Рисование  «Безопасность в природе»

- аппликация «Синичкин день»

- Коллективный коллаж «Лес охраняй – правила соблюдай»

- Прослушивание музыкальных произведений «Звуки природы»,  звуки диких зверей, пение птиц.

1  неделя

Педагоги группы

Деятельность педагогов

- Оснащение материально - технической базы по теме проекта.

- Организация и проведение подвижных и дидактических игр.

- Участие в акции «Накормите птиц зимой»

Педагоги группы

Педагог-родители

- Консультация «Лес – наше богатство»

- Макет

Педагоги группы

Рефлексивный

Педагог – дети - родители

- Проведение итоговой диагностики по теме проекта.

- Семейная мастерская. Изготовление кормушек для птиц.

- Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта «Кто заботится о лесе?»

1 день

Педагоги

Технологическая карта проекта.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательский.

- Занятие «Знакомство с профессией лесник»

- Беседы:  «История возникновения профессии лесник», «Как люди помогают лесным обитателям», «Роль профессии лесника в сохранение и преумножении лесных богатств».

 - рассматривание иллюстраций, альбомов «Как лесник заботится о лесе», «Помощь животным зимой», «Правила поведения в природе».

- наблюдение за трудом лесника, наблюдение за птицами на кормушке.

- Развитие тонкой моторики рук: штриховки, обводки по теме проекта.

Речевое развитие

Коммуникативный, восприятие художественной литературы.

- Занятие  «В гости к леснику»

- пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять», «Птицы», «Бурый мишенька», «Есть у каждого свой дом».

Артикуляционная гимнастика: «Белочка грызет орешки», «Язычок в чащобе», «Пролезаем через бурелом, «Заинька», «Синичка»

- Чтение худ. лит. А. Вайц «Дед-лесник»,  «Друг леса. сказка для детей» Татьяна Домаренок ,  Калистратова М. «Лесник и его добро»

- Дидактические игры  

- загадывание загадок.

Физическое

Физический, двигательный.

-  Подвижные игры: «Волшебный лес "Охотник и лесник".

- Физминутка «Лесник».

- Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса», «Синичка, лети!»

Социально- коммуникативное развитие

Игровой, познавательный, коммуникативный

- Дидактические, настольно-печатные игры: «Что нужно леснику для работы», «Угадай кто это?», «Кто где живет?», «Лесник». «Чьи это следы», «Лесник», «Маленький большой».

Сюжетно-ролевые игры: «Лесной доктор», «Лесник», «Звери в лесу».

Художественно- эстетическое развитие

Музыкально- художественный, продуктивный.

- рисование «Береги природу»

- аппликация «Синичкин день»

- Прослушивание музыкальных произведений «Звуки природы»,  звуки диких зверей, пение птиц.

- Развитие тонкой моторики рук: штриховки, обводки по теме проекта.

Перспективный план по проекту «Кто заботится о лесе?»

для детей 5-6 лет.

Неделя

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

1 неделя

1. Занятие «Знакомство с профессией лесник»

2. Занятие (аппликация) «Синичкин день»

2. Просмотр презентации «Профессия лесник».

3. Беседа: «История возникновения профессии лесник».

4. Рассматривание плаката «Как лесник заботится о лесе».

5.  Подвижная игра: «Волшебный лес».

6.Физминутка «Лесник»

7. Чтение Калистратова М. «Лесник и его добро»

8. Чтение стихотворения «Лесник»

9. Загадки про птиц.

10.Дидактическая игра «Чьи это следы», «Лесник», «Маленький большой»

11. Настольно-печатная игра «Экологические знаки»

12. Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Есть у каждого свой дом»

13. Наблюдение за птицами на кормушке»

1.Индивидуальные беседы по теме проекта.

2.Проверить знания с помощью диагностики

3.Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Есть у каждого свой дом»

4.Активизировать знания детей об истории возникновения профессии лесник.

5.Дидактическая игра «Маленький- большой».

6. Задание на развитие мелкой моторики «Покормите птиц в кормушке» (развитие графических навыков)

1. Проблемные ситуации:

 «Лесник спешит на помощь: птицам» (закреплять знания о профессии лесника)

2.Артикуляционная гимнастика: «Синички» , «Язычок в чащобе», «Пролезаем через бурелом» (укрепление мышц речевого аппарата)

3. Акция «Покормим птиц зимой» (воспитывать желание помогать живой природе, помогать леснику)

5.Ситуативная беседа «Как бы я помог леснику» (воспитывать желание помогать взрослым)

6. Задание на развитие мелкой моторики «Покормите птиц в кормушке» (развитие графических навыков)

1. Подготовка средств и оборудования для реализации проекта.

2. Подбор литературы по теме проекта

3. Подготовить дидактическую игру «Найди лишнее» (закрепить знания о птицах)

4.Внести иллюстрации и плакат «Как лесник заботится о лесе».

5. Подготовить атрибуты для подвижной игры.

6. Внести раскраски с изображением лесника.

7. Внести презентацию «Профессия лесник».

8. Внести настольно-печатную игру «В небе, на земле и в воде»

Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта.

Попросить родителей посмотреть фото в интернете про лесника

Предложить родителям присоединиться к акции «Покормите птиц зимой»

Семейная мастерская. Изготовление скворечников

Взаимодействие с волонтёрским  движением  «Поможем птицам»

Посмотреть мультфильм «Лесничий».

2 неделя

1. Занятие (рисование) «Береги природу»

2. Занятие по речевому развитию  «В гости к леснику».

2. Беседа  «Роль профессии лесника в сохранение и преумножении лесных богатств»,  «Как люди помогают лесным обитателям»

3. Рассматривание альбома «Правила безопасности в лесу» и плаката «Экологические знаки».

4. Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем запах леса».

5. Подвижные игры: «Волшебный лес»,  "Охотник и лесник".

6. Чтение худ. лит.:, А. Вайц «Дед-лесник»,  «Друг леса. сказка для детей» Т. Домаренок .

7. Наблюдения за трудом лесника при просмотре видео –фильма.

8. Дидактические, настольно-печатные игры: «Что нужно леснику для работы»,   «Лесник», «Оцени поступок человека»

9. Сюжетно-ролевые игры: «Лесной доктор», «Лесник».

11. Артикуляционная гимнастика: «Белочка грызет орешки», «Мелькает беличий хвостик», «Заинька»

12. .Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять», «Бурый мишенька»

1.Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять», «Бурый мишенька»

2.Артикуляционная гимнастика: «Пролезаем через бурелом».

3.Дидактическая игра «Что нужно леснику для работы»,   «Лесник».

4.Закрепить знания о правилах поведения в лесу.

5.Продолжать закреплять знания о профессии лесник.

6. Задание на развитие мелкой моторики «Покормите птиц в кормушке» (развитие графических навыков)

1. Проблемно-игровая ситуация «Письмо от лесника» (воспитывать эмоциональную отзывчивость).

2. Проблемные ситуации:

«Лесник спешит на помощь: зайчатам».

(закреплять знания о профессии лесника)

3.Ситуативная беседа «Безопасное поведение в природе и на участке» (формировать основы безопасности)

4. Игровое упражнение  «Кто аккуратно сложит материал для труда» (развивать навыки сотрудничества, общения).

5. Упражнение «Нам нравится помогать взрослым» (формировать отзывчивость, трудолюбие)

1. Подготовить материал для рисования.

2. Подготовить иллюстрации к беседе.

3. Внесение альбома «Правила безопасности в лесу» и плаката «Экологические знаки».

4. Подготовить атрибуты для подвижной игры.

5.Внести художественную литературу по теме проекта.

6. Подготовить атрибуты для сюжетно – ролевой игры.

7. Внести материалы для игры: «Что нужно леснику для работы»,   «Лесник».

8. Внести раскраски по теме

Подбор информации для консультаций с родителями.

Порекомендовать посмотреть видеоролик про деятельность лесника

Консультация для родителей

Предложить родителям поучаствовать в выставке рисунков «Лесник глазами детей»

        В ходе реализации проекта «Кто заботится о лесе» предполагаемые результаты были достигнуты:

- сформируется первоначальное представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, о его обитателях;

 - сформированность знаний  о жизни диких животных и птиц;

- участие в совместной трудовой деятельности, доводит начатое дело до конца;

- сформирована  культура поведения в природе;

-  пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;

-  на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; 

- в ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к продуктивной деятельности, сформирован ряд навыков;

- во время проекта активизировалась речь детей, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи;

- родители приняли активное и заинтересованное участие  в совместной деятельности с детьми; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.  

Результат проекта:  проект «Кто заботится о лесе», несомненно, удался. Детям были интересны занятия, беседы, игры, а также презентации подготовленные авторами проекта. Родители принимали активное участие в организации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Особенности создания коллективного художественного творчества детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе представлен материал на тему:"Особенности коллективного художественного творчества детей в ДОУ"...

Итоговое мероприятие экологического проекта "Путешествие в мир растений. Разноцветная клумба" для детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на  чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети  испытывают потребность в ...

Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...

Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...

Экологический проект «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» для детей старшего дошкольного возраста...

Экологический проект по теме «Кто заботится о лесе?» для детей старшего дошкольного возраста

Одним из важных направлений, указанных в ФГОС дошкольного образования, является «социально-коммуникативное развитие», которое направлено на то, чтобы сформировать у ребенка положительное о...