Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале ав-торских сказок
статья

В современном мире проблема безопасности человека стоит особенно остро. Научно-технический прогресс и стремление людей покорить природу привели к тому, что количество аварий, катастроф и различных чрезвычайных ситуаций в мире становится все больше.

Именно поэтому одну из важнейших ролей в обеспечении безопасности играет образовательная деятельность. Ребенок уже в дошкольном учреждении должен владеть первичными знаниями и навыками, которые позволят ему чувствовать себя комфортно, защищено, подготовленным к опасным ситуациям, угрожающим его жизни и здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения детей дома на материале авторских сказок

В современном мире проблема безопасности человека стоит особенно остро. Научно-технический прогресс и стремление людей покорить природу привели к тому, что количество аварий, катастроф и различных чрезвычайных ситуаций в мире становится все больше.

Именно поэтому одну из важнейших ролей в обеспечении безопасности играет образовательная деятельность. Ребенок уже в дошкольном учреждении должен владеть первичными знаниями и навыками, которые позволят ему чувствовать себя комфортно, защищено, подготовленным к опасным ситуациям, угрожающим его жизни и здоровью.

Но, несмотря на требования современного мира, педагоги дошкольных учреждений не готовы полностью реализовать данную область. Это связано с недостаточным методическим обеспечением, отсутствием обоснованной научной методики, направленной на формирование навыков безопасности у дошкольников.

В то же время, дети, обучающиеся в нашем ДОУ, как показали результаты диагностики, имеют малый запас знаний о безопасном поведении и совершенно не владеют навыками самостоятельного принятия решения в ситуациях нахождения без взрослых. Усугубляет ситуацию наличие у воспитанников ОНР, зачастую сочетанное с ЗПР. Вследствие этого затруднено восприятие и процесс закрепления материала детьми.

Именно по этим причинам мы выбрали данную тему и разработали серию занятия, в которой образовательная область «Безопасность» прорабатывается с детьми в игровой форме, а полученные навыки и умения закрепляются с помощью стихотворных сказок (сочиненных авторами данной работы) и их инсценировки.

В данной работе мы приведем пример такой формы реализации образовательной деятельности в рамках темы «Безопасное поведении дома».

Данный проект может быть использован в совместной деятельности с детьми как воспитателями, так частично другими педагогами ДОУ (учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

Материал предназначен для старших дошкольников (5-7лет).

Цель: формирование навыков безопасного поведения в условиях дома.

Перед проведением данного мероприятия проводится подготовительная работа: чтение и обсуждение литературных произведений по теме (например, «Кошкин дом» С. Маршака), проведение дидактических игр (например, «Кто быстрее погасит на верхушке елки горящую свечку», «Что изменилось?»).

Далее с детьми проводим «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу».

Ведущий: Этим летом в сильную жару в нашей области случился пожар по вине туристов, которые не затушили перед уходом костер в лесу. Поэтому я вам предлагаю поговорить об огне. И для начала отгадайте, пожалуйста, загадки от Мудрой Совы:

Горит столб, а дыму нет (свечка).

В маленьком амбаре держали сто пожаров (коробок спичек).

Смел огонь, они сильнее, их огнем не испугать, им к огню не при-выкать (пожарные).

Всё ест – не наестся, а пьет – умирает (огонь).

Дети вы узнаете о том, когда огонь не друг, а враг и приносит беду. Приглашаю вас на сказку «Праздник зверей в Новогоднюю ночь в зимнем лесу»:

Ведущий:

В лесу на опушке стоит избушка.

Там живут лесные звери,

Новый год встретить захотели.

Хозяин дома, добрый мишка,

Пригласил к себе друзей:

Зайцев, ежа, волка, лису

И белочку-красу.

Мишка:

Приходите, гости, дружно, нарядить нам елку нужно!

Зайцы – вешайте снежинки, волк – шарики, хлопушки,

Белочка – мягкие игрушки.

На верхушке, на макушке я зажгу сейчас свечу,

Чтобы елка засверкала – очень этого хочу.

Музыку встречаем, праздник начинаем!

Встаньте дружно в хоровод, песней встретим Новый год!

Дети поют песни «В лесу родилась елочка» в современной аранжировке, «Кабы не было зимы».

Ведущий:

А скажите-ка, зверюшки, весело ли вам зимой?

Волк:

Мы коньки и лыжи любим, на них катались мы не раз

И покажем вам сейчас.

Игра «Зимняя забава»: под музыку дети «катаются» вокруг елки.

Ведущий:

Белочка спросила тихо…

Белочка:

Кто стрелять умеет лихо?

Игра «Меткий стрелок»: метание ватных снежков в мишень.

Ведущий:

Веселились вокруг елки, песни пели, играли, танцевали!

Сел под елку мишка тихо, он отплясывал так лихо.

Тут предложил мишка зайка…

Зайка: Нас на санках покатай-ка!

Мишка: Дружно санки в руки взяли и на горку зашагали.

Ведущий:

На санках с горки катаются, веселье продолжается!

Было весело зверятам, но забыли лишь о том:

В доме окна, двери не закрыли –

Вспомнили они потом.

Солнце в небе вдруг пропало, сильный ветер и метель –

Надо в дом бежать скорей!

Ветер вихрем в дом ворвался, свечка пламенем горит.

От свечи загорелась елка – кто потушит ее ловко?

Мишка:

Ой, беда, дом спасайте – службу 01 по телефону вызывайте

Да мой адрес называйте.

Пожарные уже в пути, им нетрудно нас найти.

Ведущий:

Хитрая лиса дает совет…

Лиса:

Принялись за дело – места лени нет.

Дом должны мы отстоять! Я могу вам подсказать:

1. Окна, двери закрывайте, воздух в дом вы не пускайте –

Кислорода много в нем, разгорайся все кругом.

2. Кротов привлекайте – лопаты в руки, песком огонь засыпайте.

3. Мишки, вы что стоите? В бочку воду вы везите,

Поливайте все вокруг – отстоим тогда мы дом!

4. А вы что застыли, зайчишки? Испугались, трусишки?

Одеяла все хватайте – огонь ими накрывайте.

5. Ежи – не прячьтесь под кровать, пожарным трудно вас достать.

Угарный газ опасный очень – вы лучше не зевайте,

А избушку покидайте.

6. В доме стало много дыма – очень трудно всем дышать.

Дышать будем легче через мокрое полотенце.

Ведущий:

Позабыли все на свете и трудились все тогда.

Дружба победила, миновала беда!

Но помнить все должны – советы лисы нам очень нужны:

Уходя из дома, окна и двери закрывайте!

Свечку зажженной не оставляйте!

Спички никогда не зажигайте!

Плиту не включайте!

Электрические приборы, уходя из дома, выключать не забывайте!

Ведущий:

Будьте бодры, веселы и здоровы.

Пусть в доме всегда горит очаг –

Огонь – наш друг, а не враг.

Эти правила помни всегда.

Тогда не случится беда!

Таким образом, в результате проведения систематической работы в направлении формирования навыков безопасного поведения дома в рамках разработанного нами проекта дети умеют применять правила безопасного поведения во время пожара, самостоятельно принимают решения в опасной ситуации, могут обратиться за помощью в специальные службы, умеют отгадывать загадки по изучаемой теме, умеют слушать музыку, чувствовать ритм, а также развивается лексико-грамматический строй, связная речь воспитанников с ОНР.

Список источников

Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000.

Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир. /Дошкольное воспитание 2000 №1.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва «просвещение» — 1985.

Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.

Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Беседы.

материал посвящён  формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте. В методической разработке представлены конспекты бесед для детей младше...

Формирование навыков безопасного поведения детей старшего возраста зимой.

Эта статья содержит различные формы, методы и средства работы,  которые могут применяться во время ознакомления детей с правилами безопасного поведения в зимний период с учетом их жизненного опыт...

ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге

Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...

Презентация Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах

Презентация Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах...

Формирование навыков безопасного поведения детей дома и с незнакомыми людьми

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности ...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения детей на основе сказок.

Консультация для родителей.Как обучать ребёнка правилам безопасности на основе русских народных сказок....