Направления формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
статья

Задача педагогов и родителей – научить детей  адекватно вести себя в нестандартных условиях, соблюдать правила безопасного поведения в среде обитания, привить навыки безопасной жизнедеятельности. Ребенок должен уметь самостоятельно принимать правильные решения и грамотно действовать в многообразии жизненных ситуаций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Направления  формирования  навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Задача педагогов и родителей – научить детей  адекватно вести себя в нестандартных условиях, соблюдать правила безопасного поведения в среде обитания, привить навыки безопасной жизнедеятельности. Ребенок должен уметь самостоятельно принимать правильные решения и грамотно действовать в многообразии жизненных ситуаций.

Знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать у них навыки правильного поведения необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Дошкольный возраст является особым, крайне важным, и одним из периодов наиболее интенсивного развития ребенка во всех областях и аспектах. Именно в данный период в рамках игровой деятельности у ребенка формируются зачатки иных видов деятельности, которые по мере совершенствования игровой деятельности также развиваются и усложняются. Соответственно, дошкольный возраст является сензитивным периодом развития для многих познавательных процессов и личностных образований, поэтому его необходимо использовать для формирования у ребенка таких навыков в области поведения, которые связаны с его безопасностью, особенно формирования основ безопасного поведения в среде обитания.

Л.Л. Тимофеева и Л.И. Королева, исследуя проблему формирования основ безопасного поведения, отмечают, что для детей характерно импульсивное поведение, поступки совершаются под влиянием эмоций. На фоне повышенной двигательной активности это увеличивает риск попадания в  сложные ситуации.

В подобных ситуациях дошкольники теряются, впадают в  состояние безысходности, незащищенности, в  центральной нервной системе возникает торможение. При этом в опасности и  дети, которые «ничего не боятся» (по свидетельству ученых их количество растет), и  дошкольники, чья жизнь «переполнена страхами не способны, не умеют действовать в страхогенной ситуации.

Обучение правилам личной безопасности, безопасности окружающих, воспитание культуры поведения следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения детей.

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность».

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
через непосредственное восприятие возможных опасностей во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, множество незнакомых людей; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по основам безопасного поведения.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по правилам безопасного поведения, на занятиях по развитию речи при разборе опасных и безопасных  ситуаций.

Необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения, тем легче ему будут даваться знания по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

  • моделирование опасных и безопасных ситуаций;
  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
  • интерактивный опрос;
  • коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил безопасного поведения дома, на улице, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил безопасного поведения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил безопасности жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умение адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях....

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

      Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обс...

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Система работы с детьми по воспитанию безопасного поведенияТема «Огонь»...

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Наша повседневная жизнь, не говоря уж об экстремальных ситуациях, таит множество опасностей. И для каждого из нас важно знать и уметь правильно вести себя в этих ситуациях.Именно в дошкольном возрасте...

Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...

Формирование представлений о безопасном поведении у детей дошкольного возраста с использованием книги О.В. Колпаковой «Веселые основы безопасности жизнедеятельности для малышей».

В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными с...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Вопросы на рассмотрении:1.1.Организация деятельности по воспит...