Деловая игра «Личностно – ориентированный подход в работе с дошкольниками в режиме дня»
методическая разработка

Личностно-ориентированный подход — это концентрация внимания педагога на целостной личности ребёнка, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_mmo.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Приветствие

- Представьте, что вы встречаете утром детей. Предложите разные варианты и способы приветствия, учитывая особенности конкретного ребёнка.

Участники по кругу приветствуют остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребёнка (каждый предлагает свой вариант).

Здравствуйте уважаемые педагоги! Сегодня мы рады приветствовать вас на нашем практикуме

Мы с вами знаем, что общение предполагает не просто обсуждение каких-то проблем с окружающими, а процесс принятия волнующих собеседника вопросов как своих собственных, умение чувствовать настроение другого человека, умение проявлять тактичность и, безоценочно, с позиции партнёра, воспринимать окружающих взрослых и детей. Конечно, все мы разные по характеру, темпераменту, отношению к жизни, но даже в этом случае существует нечто, объединяющее нас в единое целое. Но об этом позже…

Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение («Салфетки»): перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- разверните салфетку.

Посмотрите, что получилось. Несмотря на то, что всем были розданы одинаковые листы салфеток, в нашей группе не получилось абсолютно одинаковой салфетки. Данное упражнение наглядно показало нам, что нет одинаковых личностей. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

Так и дети, с которыми мы взаимодействуем при обучении и воспитании, являются личностями со своей уникальной индивидуальностью.

Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка.

Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Три «П»:

«Понять»

«Признать»

«Принять»

Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала.

Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства таких свойств личности: как, внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.

Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность стала разнообразной, содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познание мира с трудностями, успехами и неудачами.

Ни с чем не сравнимую радость доставляет обучение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду, общественно - полезной деятельности. Каждый ребенок должен быть в чем -то не хуже других, а может быть и превосходить в чем-то: кто-то хорошо читает стихи, кто- то танцует, исполняет роли, кто- то одарен в математике и т. д. Надо только помочь ребенку раскрыться.

Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны и личностно - ориентированное воспитание способствует успешному обучению.

Хочется выделить отличия личностно-ориентрованного подхода от традиционного в педагогической деятельности.

Практическая часть

Ведущий.

1. Задание командам

-Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Задание командам по очереди

Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые – «Веселые ребята».

Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

Крик баранов – «Молчание ягнят».

Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

2. Задание командам

1 команда

Вам необходимо нарисовать «как пахнет радуга».

2 команда

«О чем мечтают звезды».

- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?

4 задание

«Игра»

Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития его моральных качеств.

- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

К началу предложения нужно придумать рифму:

1. команда

- «Чтобы детям сладко спать…

Нужно музыку включать».

-«Лук, чеснок – вот это чудо… .

Ох, боится их простуда».

-«Чтобы кашлем не страдать…

Надо правильно дышать».

-«Раз фасоль и два фасоль…

Массажируем ладонь».

2. команда

- «Чтобы смелым быть и в школе

У доски ответ держать…

- Нужно в садике почаще на вопросы отвечать»

«Яркий цвет и яркий свет…

- Повышает иммунитет».

«Трав душистый аромат…

-Сон улучшит во сто крат».

«Днем поспали и проснулись,

Потянулись, улыбнулись…

Ручки, ножки мы подняли,

Здоровей намного стали»

5 задание

«Физическое развитие»

Наш следующий конкурс называется «Утренняя гимнастика». Каждой команде предстоит создать такой комплекс упражнений, где все движения были бы похожи на движения рыбы, медведя или орла.

Команды вытягивают листочки с указанием конкретного живого существа («рыба», «медведь», «орел», придумывают комплекс упражнений и под руководством капитана его демонстрируют.

8 задание

«Развитие речи»

Ну и конечно вспомним русские народные сказки:

1 команда

- Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)

- Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)

- Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)

- Кто сломал теремок? (Медведь.) - Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

- На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)

2 команда

- Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)

- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как

лист перед травой».)

- Какие реки в сказках текут? (Молочные.)

- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)

- Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)

- Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?

(Можно стать козленочком.)


2. Понятие личностно-ориентированной модели воспитания – «Правило – 3-х П»

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Правило «Трёх П», сформулированное психологом Артуром Владимировичем Петровским, может быть положено в основу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Правило «Трёх П» гласит: понять, принять и признать ребенка.

  1. «Понимание» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения, увидеть побудительные мотивы, движущие детьми. 
  2. «Признание» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем, независимо от того  радует ли он вас в данный момент или нет. Признание его индивидуальности.
  3. «Принятие» - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

Выбор методов, форм работы с детьми зависит от каждого из вас. Главное, чтобы они способствовали развитию ребенка. Но вот правила взаимодействия с детьми остаются с неизменной гуманистической направленностью. Прежде чем начинать ребенка воспитывать, нужно его полюбить. Это обязательное правило. А все остальное - это общие рекомендации. И в каждом случае нужно подходить индивидуально.

А теперь давайте разделимся на группы вам нужно выбрать свой маршрутный лист в соответствии с вашей фигурой ( кружочки зеленые, синие, желтые) практически рассмотрим некоторые аспекты взаимодействия с дошкольниками.

1) Игра «Настрой на день – Мотиватор»

Дети при входе в группу выбирают картинку расположенную на стене по желанию:

«Дай пять» - рука зеленая, «Танец» - нота желтая, «Обнимашки» - сердечко красная. – и выбрав соответствующий знак производят совместные действия с педагогом.

Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие виды деятельности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка — дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности. Данная технология является главной при реализации содержания программы «Детство».

1) Песочные часы – их использование помогает выполнять все быстро.

Есть необычные часы

Ты в них стрелок не ищи.

В них песок совсем обычный

И для нас с тобой привычный.

Нам одеться надо в срок,

Пока сыпется песок.


2) Игры – СОРЕВНОВАНИЯ – эти игры воспитатель организует за 2-3 минуты до начала режимного момента и продолжает в течение всего времени режимного момента. Главными элементами игры являются сюрпризность и разные формы поощрения в ходе и конце игры.

3) Игра – соревнование во время умывания «Кто аккуратнее и быстрее»

Воспитатель делит детей на 2 команды: «Мойдодыр» - мальчики, «Чистюля» - девочки; продумывает для них эмблемы, девиз, фишки – поощрения, 2 яркие, крупного размера, карточки.

Примеры девизов:

«Мойдодыр» - «Всегда и везде – вечная слава воде»

«Чистюля» - «Солнышко лучистое любит все, что чистое»

4) Игра – соревнование во время одевания.

Команда мальчиков «Шарфик», девиз: «Ловкие руки не знают скуки».

Команда девочек «Пуговичка», девиз: «Мы пуговички нужные, крепкие и дружные»

Оформление: эмблема, девиз, крупная карточка, на которой 2 дорожки с прорезями и названия команд (эмблемы). На лицевой стороне карточки, на приклеенных дорожках делаются надрезы для размещения фишек (фишки могут быть снежинками, цветными кружками, листиками, флажками в зависимости от сезона и творчества воспитателя). На обратной стороне карточки приклеивается карман, в котором находятся карточки с текстом пословиц, поговорок, считалок об одежде, времени и т.п.

5) Игра – соревнование «Кто внимательный к товарищу».

Команда мальчиков «Мальчик – Помогай!» , девиз: «На земле из края в край ходит мальчик – Помогай»

Команда девочек «Помощница», девиз: «Добрые глаза и руки никогда не знают скуки»

6) Игра – соревнование во время приема пищи, «Общество чистых тарелок».

Команда мальчиков «Серебряное блюдечко», девиз: «Ешь всегда ты без остатка, буду я блестеть так ярко».

Команда девочек «Наливное яблочко», девиз: «Хочешь ты румяным быть, покажи свой аппетит»

Примечание к оформлению: приготовить предметы: блюдце и яблочко (они могут быть натуральными, из папье–маше, или игрушечными, значки (кружки и другие фишки); плотные карточки, изображающие блюдце и яблочко больших размеров на подставке для каждой команды с прорезями, куда вставляются фишки для поощрения.

6) Игра – соревнование «Фея сна»

Всем известно, что многие дети с трудом засыпают, а отдых ведь так необходим для растущего организма! В нашей спальне живет «Фея Сна». Она садиться к каждому, кто закроет глазки и напевает колыбельные песни. Кто заснет самый первый, тому и сон приснится самый лучший и интересный.

Добрая Фея Снов, где же ты летаешь?

Мы легли все спать, разве ты не знаешь?

Сядь к нам на подушку, сказку расскажи на ушко! - Метод «Cказкотерапии» (воспитатель под спокойную музыку читает детям сказки)

2. Предлагаю вам изучить педагогические ситуации, и найти возможные решения, и, если возможно, применить художественное слово, присказки, игровые моменты.

Ситуации с родителями

  1. Ребенок временно посещает другой корпус ДОУ. Мама увидела разницу в подготовке к школе у другого педагога. Указала на это воспитателю. Ваша реакция?

Сказать: я понимаю ваши переживания, но у всех педагогов разные подходы в воспитании по развитию детей. В нашем детском саду установлена единая образовательная программа по готовности к школе.

  1. Родитель увидел на фотографии в родительском чате Вайбера своего ребенка плачущим на заднем фоне. Мама выразила недовольство, что в то время как плачет ее ребенок, воспитатель фотографирует других детей. Ваша реакция?

Сказать: Я понимаю ваши переживания. Это случилось из-за игрушки. Этот вопрос мы с Петей уладили, дети помирились, можете уточнить у ребенка.

Ситуации с детьми


Ситуация (2 младшая группа)

Антону подарили на день рождения новую машину. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка — шофером быть не можешь», «А ты, Илья, не умеешь играть с такой машинкой». Дети в группе тоже хотят играть с машинкой, некоторые плачут, другие ходят за Антоном, прося машину.

Вопрос: Как поступить воспитателю?

Предложенное решение: «Дети, послушайте считалку. Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас играть. Антоша, выбери, кто поиграет в машинку». Думаем, что ситуация выбора для самого ребенка будет важной и значимой, и он сможет отступить от навязанного мамой наставления никому не давать новую игрушку.

Ситуация (2 младшая группа)

Мальчик 3 лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

Вопрос: Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Предложенное решение: давать возможность ребенку выполнять задание стоя, предлагать ему принести какой-то дополнительный материал к занятию (кубики, игрушку и др.), поощрять за то время, в течение которого он был усидчив.

Ситуация 2

Арсений, каждый раз, переодеваясь на физкультуру, устраивает истерику,  отказываясь одевать форму.

Вопрос: Как может поступить воспитательница в данной ситуации?

Предложенное решение: предлагать детям игровую ситуацию, например: сегодня мы полетим на самолете, все летчики должны быть в форме. Ты хочешь быть летчиком? Давай переоденемся в лётную форму.

Ситуация 1. (Средняя группа)

За Димой (4 года) в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: - Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: - Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама: - Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: - Я ещё дома попробую такую птичку сделать.

Мама: - Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопрос: необходимо ли воспитателю побеседовать с мамой после этой ситуации? На что обратить внимание мамы?

Предложенное решение: Воспитателю необходимо подключится и поддержать ребенка, обратить внимание мамы, что Дима и правда очень старался, какая красивая она получилась. Позволить маме ее ребенка при нем. Обратиться от имени ребенка (если налажен контакт с родителем): «Мамочка (или по имени отчеству), обрати внимание какую поделку сделал сынок, он и правда очень старался, хотел Вам подарить ее.» Обратить внимание мамы на поделку и ребенка, но сделать это корректно.

Если мама продолжит делать акцент на мокрых вещах, сказать, что сегодня у нас была очень плодотворная прогулка, мы много играли, лепили из снега, все дети были в восторге и очень довольны. Одежда не успела высохнуть, но возможно у Вас в шкафу есть запасная, если нет, в следующий раз принесите, пусть лежит в шкафу.

Делать маме замечание и тем более при ребенке воспитателю не следует.

Ситуация (старшая группа)

Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.

Вопрос: Как быть?

Предложенное решение: отправить в раздевалку друзей мальчика, чтобы они пригласили его в игру; подготовить что-то очень интересное – опыт, фокус, игру и предложить посмотреть; предложить папе придумать ритуал прощания с ребенком «по-мужски» - похлопать друг друга, стукнуть кулак об кулак и др.


Ситуация (подготовительная группа)

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Вопрос: Какие действия может предпринять воспитатель, чтобы повернуть детей к отверженному мальчику.

Предложенное решение: предлагаем научить ребенка делать что-то лучше других детей, например, завязывать шнурки. А затем хвалим ребенка и ставим в пример другим детям, просим его научить товарищей.



Общий сбор в музыкальном зале с педагогами

для подведения итогов

Заключительное слово:

Раскрыть ребенка, как цветок,

Развить способности, талант, умения.

И проявить при этом все свое терпение.

Для творчества открыть ему пути,

Чтоб с ним по жизни было радостно идти,

Чтоб сказка снова вдруг пришла,

И детскую была душа!

Рефлексия - Упражнение «Что помогает мне в работе».

Цель: обмен опытом в личностно-ориентированном подходе.

Практикум завершается высказыванием мнением о своей работе, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала. Высказывание можно начать с фразы: «Мне как профессиональному педагогу помогает в работе с детьми то, что я…» - высказывание по кругу, передавая яблочко…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников с ЗПР»

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деяте...

Личностно - ориентированные технологии в воспитании дошкольников.

Дети, которые получают полноценное питание и хороший медицинский уход, но не получают полноценного общения со взрослыми, плохо развиваются. Как содать такую атмосферу, в которой развивается личность р...

презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершен...

Деловая игра «Мультимедийные презентации в работе с дошкольниками»

Цель: рассмотреть возможности использования информационно-коммуникационных технологий (мультимедийных презентаций) в организации различных видов совместной деятельности (дидактической игры) в режимных...