Дидактические игры и пособия - как средство всестороннего развития дошкольников.
методическая разработка

Потеряева Ирина Яковлевна

29 марта в нашем детском саду проходил форум PROОбразование, на котором я поделилась с коллегами своими методическими находками и разработками на тему "Дидактические пособия как средство всестороннего развития дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и пособия, как средство всестороннего развития дошкольников.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. В работе с дошкольниками мной используются различные виды дидактических игр, которые я собираю в сборники, лэпбуки, чемоданчики, бизиборды, тем самым получая многофункциональное дидактическое пособие. Мои пособия привлекают детей своей красочностью, разнообразием, количеством наполняемого материала, отчего обучение по таким пособиям становится не только познавательным, но и увлекательным.

Я считаю, что в современном мире незаменимыми в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по прежнему остаются различные дидактические игры и пособия, созданные своими руками. Это современная эффективная игровая технология обучения, отличный помощник в работе. Ведь, когда я создаю какое то пособие, я опираюсь на знания детей, их способности, требования программы и т. д. Результатами моего педагогического творчества в этом направлении, стало создание многофункциональных дидактических пособий для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Дидактические пособия являются универсальным средством всестороннего развития дошкольника. Они способствуют развитию познавательных способностей, получению, обобщению и закреплению новых знаний, осуществлению аналитической и синтетической деятельности.

Дидактические игры в пособиях:

  • учат дошкольников применять имеющиеся знания в новых условиях, обогащая их чувственный опыт;
  • пополняют и активизируют словарь, способствуя развитию речи ребёнка;
  • способствуют социально-нравственному воспитанию, учат проявлять чуткое отношение друг к другу, быть справедливыми, при необходимости уступать и помогать, сочувствовать.

Пособия тренируют тактильное и зрительное восприятие, развивает моторику рук, речь, позволяет осваивать навыки сюжетно-ролевой игры и расширять свои представления об окружающем мире, а также с помощью этих пособий дети закрепляют названия оттенков основных цветов, геометрических фигур, а также смогут изучать порядковый счет, написание букв, цифр.

Данные пособия представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.                                        Многофункциональные дидактические пособия позволяют:

  • формировать представления о животных (строение, внешний вид);
  • отрабатывать практические навыки застегивания и расстегивания одежды (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, магнитные застежки);
  • закреплять знания о цвете; о геометрических фигурах;
  • формировать представления о количестве (много – мало, один – много, пара);
  • обучать счету, конструированию, ориентировке в пространстве;
  • формировать представления о величине;
  • развивать речь и речевое дыхание, расширять и обогащать словарный запас;
  • развивать внимание, память, воображение.

Такие пособия я использую в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Ценность данных пособий заключается в том, что они могут использоваться в НОД и в самостоятельной деятельности детей.

Роль дидактических пособий в развитии дошкольников

Дидактические игры и пособия в педагогическом процессе играют важную роль: они являются как методом обучения так и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира и т. д.

Используя в своей работе дидактические игры и наглядные пособия, я формирую умение анализировать, сопоставлять, размышлять над какими-либо вещами, обобщать, закреплять, приобретать опыт общения со сверстниками.

Благодаря использованию дидактических игр и наглядных пособий процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Для ребёнка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью. Полное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Наглядность является попыткой задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные средства, я учу воспитанников видеть главное, систематизировать полученные представления. Использование различных средств наглядности в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую дидактическую роль. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребёнка, обеспечивает переход от конкретного к абстрактному, увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Всё это расширяет кругозор дошкольников.

Наглядный дидактический материал рассчитан на определённое содержание, методы, фронтальные формы организации и обучения, соответствует возрастным особенностям детей. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем и так далее – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Хочется так же отметить, что применение наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.

 Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью народа – источник идейной направленности воспитания.

С помощью дидактических игр я приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, главная задача многих словесных игр. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков, культуры поведения. Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

 Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Заключение

Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Воспитанники с огромным удовольствием играют в дидактические игры.  Работая с детьми, изучая литературу, я пришла к выводу, что я лучше добьюсь расширения и закрепления знаний у детей, если буду в работе больше использовать занимательных упражнений, различных дидактических игр и наглядных пособий.

Интерес — это главная движущая сила познавательной деятельности, вызвать которую поможет постоянное использование дидактических игр. Процесс развития  активная, а не пассивная деятельность. Для того чтобы дошкольники осознанно подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе игры. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и пособия, направленные на сенсорное развитие дошкольников

В работе представлены коррекционно-развивающие игры, направленные на сенсорное развитие  детей дошкольного возраста...

памятка для воспитателя "Упражнения и игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольника"

рекомендации воспитателю по активному использованию мяча в развитии детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"

Методическая разработка " Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"...

Музыкально-дидактическая игра как одно из средств физического развития дошкольников

Представляю материал раскрывающий взаимосвязь художественно-эстетического и физического развития дошкольников....

Дидактические игры на липучках-как средство познавательного развития дошкольников.

Полноценное развитие личности ребёнка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребёнка в процессе разнообразных видов деятельности....

«Дидактические игры на липучках – как средство познавательного развития дошкольников»

Эти игры можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности дете...

Игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольников

Среди подвижных и спортивных игр особое место занимают игры с мячом. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную....