Экологическое воспитание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
статья
Одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека, и поэтому, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющему жить в гармонии с природой. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца»- В. А. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
staya_v_zhurnal_po_ekologtcheskomu_vospitaniyu.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Малькова Анна Владимировна
Воспитатель МБДОУ №20 «Ласточка»
Городской округ города Кулебаки
Одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека, и поэтому, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющему жить в гармонии с природой. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца»- В. А. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире. Объекты природы привлекают малышей прежде всего красотой, яркостью красок, являются источником первых знаний. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный мир ребенка, с другой – будит его воображение и влечет за собой возникновение различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослого.
Хочется подчеркнуть, что в процессе приобщения детей к миру природы взрослому нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего мира. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоциональный опыт. Например, в движениях, танцах, имитация повадок различных животных. Только в сочетании этих двух сфер – познание действительности и выражение отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка.
Ребенку 3-5 лет важно ощутить непосредственно на себе воздействие объектов и явлений природы: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией.
При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому прежде всего нужно опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность.
Особенность младшего дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектами явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции! Привлечь внимание ребенка к тем или иным средствам и способам познания окружающего может любой сказочный персонаж, например лесная фея, старичок-лесовичок и т.д. Этих персонажей можно сделать из природного материала.
Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал. Ощупывают, исследуют его. Таким образом развивается восприятие ребенка: он начинает различать форму, цвет и т.д.
Что еще доступно пониманию ребенка трех лет в области природы? Это представления о растениях и животных ближайшего окружения. Знакомясь с растениями, обратите внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Прочтите небольшое стихотворение, загадайте загадки о деревьях и цветах. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, Л. Толстого, Е. Чарушина эмоционально, живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных. Наблюдая за ними, дети трех лет в основном выделяют у них один-два отличительных признака (у зайца – длинные уши, у ежа- иголки, у кошки-мягкая шерсть и пушистый хвост).
Свои впечатления от услышанного дети отражают в играх. Взрослый может разнообразить их, предлагая вместе с ребенком попрыгать, как зайчик, или пошагать, как медведь.
Экспериментирование, также как и игра, является естественным путем познания в дошкольном возрасте. Хорошо, если взрослый организует его, чтобы подтолкнуть ребенка к тем или иным выводам, научить его задавать вопросы, развивать познавательную активность.
К 4 годам внимание детей становится более устойчивым, довольно долго наблюдать за растениями и животными, беседовать со взрослым. Поэтому, в дальнейшем для развития у них способности к творческому познанию природы, бережному отношению к ее объектам, нужны развивающие занятия. На таких занятиях будут упорядочиваться представления и впечатления ребенка, он научиться анализировать. Развивающие занятия должны содержать не просто рассказы-объяснения, а беседы, игры и художественно-выразительные средства. Хорошо, если ребенок активным участником, задавать вопросы, дополнять взрослого.
Так, от занятия к занятию, ребенок познакомится со всеми характерными приметами времен года, научить видеть очевидные связи и отношения между явлениями живой и неживой природы и т.д.
Ознакомление детей с природой – довольно сложная тема. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она вознаградит нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию "Как прекрасен этот мир"
В проекте по экологическому воспитанию познакомит детей с большим миром насекомых....
Родительское собрание по экологическому воспитанию "Как прекрасен это мир, посмотри..."
Встреча с родителями "Круглый стол" ,где в игровой форме обсуждаются проблемы формирования экологической культуры ребенка, знакомим родителей с навыкам организации различных форм деятельности с ...
Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »
В этом году выбрала по самообразованию такую тему: «Формирование у младших дошкольников бережного отношения к природе и всему живому».Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, долж...
Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир – посмотри!»
Повышение уровня экологической компетентности родителей, повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе и окружающему миру....
Круглый стол для педагогов и родителей по экологическому воспитанию "Как прекрасен этот мир, посмотри..."
Круглый стол для педагогов и воспитателей по экологическому воспитанию "Как прекрасен этот мир, посмотри..."...
Мероприятие в рамках экологического клуба «Как прекрасен этот мир, посмотри… »
Цель мероприятия: повышение уровень экологической компетентности родителей; формирования правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у де...
Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию «Как прекрасен этот мир, посмотри… »
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; п...