Проект
проект (младшая группа)
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Лучик света»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
«Лучик света»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
|
Пояснительная записка
Актуальность проекта «Лучик света» очень значима, так как общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Цель проекта - заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить добро от зла, но и противостоять злу.
В процессе освоения проекта решаются главные задачи развития личности - проявление добрых чувств к другим людям, к окружающему миру.
Для детей четвертого года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.
Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у них очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.
Воспитанники второй младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Дети начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.
Таким образом, уже в возрасте 3-4 лет у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Содержание программы
Проект разработан для детей 3-4 лет (вторая младшая группа), обучающихся и воспитывающихся в МАДОУ города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка».
Срок реализации проекта – 1 год.
Проект рассчитана на 36 занятий: по 1 занятию в неделю (сентябрь-май).
Форма занятия - групповая.
Продолжительность занятия: 15 минут.
Общая характеристика программы
Данный проект составлен на основании авторской программы Бородиной А.Н. «Культура и творчество в детском саду».
Формы занятий: беседа, игра, проведение праздников.
Виды деятельности на занятиях:
~ слушание рассказа воспитателя,
~ рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
~ диалог;
~ слушание классической и духовной музыки;
~ продуктивная деятельность (лепка, рисование);
~ чтение воспитателем художественной литературы;
~ сочинение сказок и рассказов;
~ игры на темы нравственного выбора.
Целеполагание
Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
Задачи:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого развития;
- воспитание любви к Родине, семье.
Одним из ведущих принципов проекта является личностно-ориентированный подход, так как, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться.
Методы обучения
1. Игровой:
• Дидактические игры (например, «Семья», «Раздай инструменты»)
• Подвижные игры (например, «Хоровод», «Шофёры»)
• Словесные игры (например, «Покажи и назови знакомые профессии», «Хорошо - плохо»)
• Сюжетно-ролевые игры (например, «Семья», «Парикмахерская», «Больница»)
2. Наглядный:
• Наблюдение за объектами природы, за сезонными явлениями, животными, людьми).
• Рассматривание картин нравственного содержания, пейзажей и репродукций известных художников.
3. Словесный:
• Диалог (например, о труде взрослых: какие профессии знает ребёнок, какой инструмент нужен для каждой профессии и т.д.).
• Монолог (рассказ воспитателя, чтение книг)
• Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время.
• Беседы с детьми, в которых формируется понимание добра, морали, нравственного выбора
4. Практический:
∙ Моделирование: в первую очередь, это работа с моделями города, улицы; составление из разрезных картинок — целой, это могут быть сказочные герои, игрушки и т.д., а также составление картинок из паззлов.
• Продуктивная деятельность: аппликация, рисунки, лепка - с использованием природного материала.
Предметно-пространственная среда
С целью духовно-нравственного воспитания в группе созданы:
- уголок «Читай-ка» (детские книги)
- уголки для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская».
- спортивный уголок
- патриотический уголок
Ожидаемые результаты
Дети должны получить элементарные знания:
- о православных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица, Троица)
- о родном городе Нижневартовске, в котором они живут (название города, улицы, некоторых достопримечательностей)
- о народной игрушке: дымковской, богородской, матрешке и других, соответствующих возрасту детей
У детей должны быть сформированы:
- опыт поведения в среде сверстников: накоплен опыт доброжелательных взаимоотношений.
- навыки культуры поведения в помещении и на улице (не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого); за столом
- элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице
- элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
У детей должны быть воспитаны:
- отрицательное отношение к грубости, жадности; развито умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
- внимательное отношение к родителям, близким людям
- положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Тема мероприятия | Цели | Форма проведения | ||
Сентябрь | 1 неделя | «Наши воспитатели» | Знакомить с трудом взрослых (воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к руду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание сюжетных картин, сюжетно-ролевая игра | |
2 неделя | «Водичка, водичка…» | Знакомить детей с устным народным творчеством, потешками. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, и т.д.) | Чтение художественной литературы, игры с водой | ||
3 неделя | «Мы пришли в детский сад» | Знакомить с правилами поведения в детском саду (соблюдение установленного режима, вежливое обращение, спокойное поведение) | Чтение стихотворений о правилах поведения, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций | ||
4 неделя | «Родной город» | Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь. | Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест | ||
Октябрь | 1 неделя | «Детки взяли погремушки» | Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - погремушка | Танцевальная песня | |
2 неделя | «Кукла Ваня в гостях у ребят» | Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями | Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной | ||
3 неделя | «Добрый доктор Айболит» | Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача» | ||
4 неделя | «Народная игрушка» | Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества. | Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей | ||
Ноябрь | 1 неделя | «Мы пришли в больницу» | Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах (поликлинике, больнице), воспитывать культуру общения | Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций | |
2 неделя | «Бубенцы» | Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - бубенцами | Музыкально-ритмические движения | ||
3 неделя | «Моя семья» | Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству | Рассматривание семейных фотографий, беседа | ||
4 неделя | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме | Чтение стихотворений, изготовление подарков маме | ||
Декабрь | 1 неделя | «Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме) | Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе | Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет» | |
2 неделя | «Любимые игрушки» | Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места | Презентация любимой игрушки | ||
3 неделя |
«Важные профессии» | Знакомить с трудом взрослых (повар), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?» | ||
4 неделя | «Колокольчик» | Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами - колокольчик | Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик» | ||
Январь | 1 неделя | «Рождественс-кая ёлка» | Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев. | Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона | |
2 неделя | «Сундучок Деда Мороза» | Знакомить детей с устным народным творчеством – загадками» | Разгадывание загадок, беседа | ||
3 неделя | «Урок вежливости» | Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах), на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу | Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?» | ||
4 неделя | «Дымковская игрушка» | Познакомить детей с дымковской народной игрушкой | Аппликация «Узоры на платье» | ||
Февраль | 1 неделя | «Знакомые профессии» | Знакомить с трудом взрослых (шофёр), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду | Сюжетно-ролевая игра «Шофер» | |
2 неделя | «Москва – сердце России» | Знакомить детей с названием родной страны, ее столицей, видами Московского Кремля | Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о Москве | ||
3 неделя | «Гуси-гуси» | Знакомить детей с народными подвижными играми | Народная подвижная игра | ||
4 неделя | «Масленица» | Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. | Хороводы, народные игры, чаепитие | ||
Март | 1 неделя | «Мама - главное слово в каждой судьбе» | Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них | Прослушивание песен о маме, изготовление подарка | |
2 неделя | «Мы веселые матрешки» | Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой | Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок | ||
3 неделя | «Урок этикета» | Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой) | Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо» | ||
4 неделя | «Мы с ним поем и пляшем» | Знакомить с трудом взрослых (музыкальный работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам | Заучивание песни в подарок музыкальному работнику | ||
Апрель | 1 неделя | «Ложки» | Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом | Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения | |
2 неделя | Кукольный спектакль «Золотое яичко» | Знакомить детей с праздником Пасхи, создать праздничное настроение. | Театрализация, пасхальные забавы «Катание яиц» | ||
3 неделя | «Доброе слово» | Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых | Беседа, инсценировка ситуаций | ||
4 неделя | «Петушок с семьей» | Познакомить детей с народной богородской игрушкой | Рассматривание иллюстративного материала, лепка «Перышки для петушка» | ||
Май | 1 неделя | «Они нам подарили жизнь» | Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины | Изготовление подарков ветеранам | |
2 неделя | «Внимание - улица!» | Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить различать сигналы светофора | Дидактическая игра «Подскажи Мишке» | ||
3 неделя | «Стану самостоятель-ным» | Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых | Дидактическая игра «Что не так?» | ||
4 неделя | «Белая берёзка» (Праздник Троицы) | Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение. | Хоровод, лепка «Березка» | ||
Июнь | 1 неделя | «День защиты детей» | Формировать представление о празднике «День защиты детей». Вызывать эмоционально - положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Создать праздничное настроение у детей. | Рисунки на асфальте, подвижные народные игры, хороводы | |
Июль | 2 неделя | «День семьи» | Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. | Коллективная работа –создание стенгазеты «Моя семья» | |
Август | 3 неделя | «Любимые сказки» | Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение. | Викторина «Путешествие по сказкам» | |
Список литературы
1. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: МОФ «ОПК», 2013.
2. Веракса Н. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.
5. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
6. Татаринова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Литература, рекомендованная для чтения детям
1. Русские народные сказки
2. Русские народные потешки
3. Барто А. Цикл «Игрушки»
4. Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.
5. Правила поведения для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...
