Проект
проект (младшая группа)

Зеленская Татьяна Михайловна

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Лучик света»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenkskaya_t.m.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по духовно-нравственному воспитанию

«Лучик света»

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Зеленская Т.М.

 

 


 


Пояснительная записка

 

Актуальность проекта «Лучик света» очень значима, так как общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Цель проекта - заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить добро от зла, но и противостоять злу.

В процессе освоения проекта решаются главные задачи развития личности проявление добрых чувств к другим людям, к окружающему миру.

Для детей четвертого года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него. 

Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у них очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других. 

Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным. 

Воспитанники второй младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Дети начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно. 

Таким образом, уже в возрасте 3-4 лет у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Содержание программы

           Проект разработан для детей 3-4 лет (вторая младшая группа), обучающихся и воспитывающихся в МАДОУ города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка».

          Срок реализации проекта – 1 год.

           Проект рассчитана на 36 занятий: по 1 занятию в неделю (сентябрь-май).

           Форма занятия - групповая.

           Продолжительность занятия: 15 минут.

Общая характеристика программы

         Данный проект составлен на основании авторской программы Бородиной А.Н. «Культура и творчество в детском саду».

         Формы занятий: беседа, игра, проведение праздников.

         Виды деятельности на занятиях:

~         слушание рассказа воспитателя,

~         рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

~         диалог;

~         слушание классической и духовной музыки;

~         продуктивная деятельность (лепка, рисование);

~         чтение воспитателем художественной литературы;

~         сочинение сказок и рассказов;

~         игры на темы нравственного выбора.

Целеполагание

          Цель: Развитие личности ребёнка младшего возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:

        

           Задачи:

-            духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

-            формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

-            приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

-            создание условий творческого развития;

-            воспитание любви к Родине, семье.

        Одним из ведущих принципов проекта является личностно-ориентированный подход, так как, прежде всего, должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться.

 

 

Методы обучения

 

1.                  Игровой:

       Дидактические игры (например, «Семья», «Раздай инструменты»)

       Подвижные игры (например, «Хоровод», «Шофёры»)

       Словесные игры (например, «Покажи и назови знакомые профессии», «Хорошо - плохо»)

       Сюжетно-ролевые игры (например, «Семья», «Парикмахерская», «Больница»)

2.                  Наглядный:

       Наблюдение за объектами природы, за сезонными явлениями, животными, людьми).

       Рассматривание картин нравственного содержания, пейзажей и репродукций известных художников.

3.                  Словесный:

       Диалог (например, о труде взрослых: какие профессии знает ребёнок, какой инструмент нужен для каждой профессии и т.д.).

       Монолог (рассказ воспитателя, чтение книг)

       Чтение художественной литературы как программной, так и вне программы в свободное от занятий время.

       Беседы с детьми, в которых формируется понимание добра, морали, нравственного выбора

4.                  Практический:

       Моделирование: в первую очередь, это работа с моделями города, улицы; составление из разрезных картинок — целой, это могут быть сказочные герои, игрушки и т.д., а также составление картинок из паззлов.

• Продуктивная деятельность: аппликация, рисунки, лепка - с использованием природного материала.

Предметно-пространственная среда

         С целью духовно-нравственного воспитания в группе созданы:

-                     уголок «Читай-ка» (детские книги)

-                     уголки для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская».

-                     спортивный уголок

-                     патриотический уголок

-                     уголок народного творчества

Ожидаемые результаты

      Дети должны получить элементарные знания:

-       о православных праздниках (Рождество, Пасха, Масленица, Троица)

-       о родном городе Нижневартовске, в котором они живут (название города, улицы, некоторых достопримечательностей)

-       о народной игрушке: дымковской, богородской, матрешке и других, соответствующих возрасту детей

       У детей должны быть сформированы:

-       опыт поведения в среде сверстников: накоплен опыт доброжелательных взаимоотношений.

-       навыки культуры поведения в помещении и на улице (не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого); за столом

-       элементарные правила безопасного поведения в природе, на улице

-       элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

      У детей должны быть воспитаны:

-       отрицательное отношение к грубости, жадности; развито умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

-       внимательное отношение к родителям, близким людям

-       положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

проведения

Тема мероприятия

Цели

Форма проведения

Сентябрь

1

неделя

«Наши воспитатели»

Знакомить с трудом взрослых (воспитатель), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к руду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин, сюжетно-ролевая игра

2

неделя

«Водичка, водичка…»

Знакомить детей с устным народным творчеством, потешками. Формировать элементарные культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, и т.д.)

Чтение художественной литературы, игры с водой

3

неделя

«Мы пришли в детский сад»

Знакомить с правилами поведения в детском саду (соблюдение установленного режима, вежливое обращение, спокойное поведение)

Чтение стихотворений о правилах поведения, обыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций

4

неделя

«Родной город»

Формировать представление о своём городе, знание названия улицы, на которой живёшь.

Рассматривание видов родного города, заучивание названий улиц и памятных мест

Октябрь

1

неделя

«Детки взяли погремушки»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - погремушка

Танцевальная песня

2

неделя

«Кукла Ваня в гостях у ребят»

Знакомить детей с устным народным творчеством: пестушками, колыбельными песнями

Сюжетно-отобразительная игра «Уложим куклу Ваню спать», пение колыбельной

3

неделя

«Добрый доктор Айболит»

Знакомить с трудом взрослых (медицинский работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание сюжетных картин о работе медсестры, сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»

4

неделя

«Народная игрушка»

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Рассматривание народных игрушек, описание внешнего вида, особенностей

Ноябрь

1

неделя

«Мы пришли в больницу»

Знакомить детей с правилами поведения в общественных местах (поликлинике, больнице), воспитывать культуру общения

Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций

2

неделя

«Бубенцы»

Знакомить детей с народными музыкальными инструментами - бубенцами

Музыкально-ритмические движения

 

3

неделя

«Моя семья»

Учить обращаться друг к другу, правильно называя имена; называть взрослых по имени, отчеству

Рассматривание семейных фотографий, беседа

4

неделя

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к маме

Чтение стихотворений, изготовление подарков маме

Декабрь

1

неделя

«Как на тоненький ледок…» (потешки о зиме)

Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством; воспитывать любовь к родной природе

Рассматривание картин с зимним пейзажем, лепка «Снег идет»

2

неделя

«Любимые игрушки»

Приучать детей бережно относиться к игрушкам, вещам, предметам, использовать их по назначению, после игры убирать на свои места

Презентация любимой игрушки

3

неделя

 

«Важные профессии»

Знакомить с трудом взрослых (повар), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Рассматривание иллюстраций, беседа, дидактическая игра «Что нужно повару?»

4

неделя

«Колокольчик»

Продолжить знакомство с народными музыкальными инструментами - колокольчик

Дидактическая игра «Где звенит?», рисование «Раскрасим колокольчик»

Январь

1

неделя

«Рождественс-кая ёлка»

Знакомить детей с праздником Рождества Христова; способствовать возникновению чувства радости от совместных игр, песен, танцев.

Рассматривание иллюстраций, прослушивание рождественского перезвона

2

неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Знакомить детей с устным народным творчеством – загадками»

Разгадывание загадок, беседа

3

неделя

«Урок вежливости»

Учить элементарным правилам поведения в разных помещениях (в раздевальной, туалетной, игровой, спальной комнатах), на улице: не кричать, не мешать окружающим, помогать друг другу

Дидактическая игра «Хорошо-плохо», разбор ситуаций-игра «За что же Машу отругали?»

4

неделя

«Дымковская игрушка»

Познакомить детей с дымковской народной игрушкой

Аппликация «Узоры на платье»

Февраль

1

неделя

«Знакомые профессии»

Знакомить с трудом взрослых (шофёр), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду

Сюжетно-ролевая игра «Шофер»

2

неделя

«Москва – сердце России»

Знакомить детей с названием родной страны, ее столицей, видами Московского Кремля

Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о Москве

3

неделя

«Гуси-гуси»

Знакомить детей с народными подвижными играми

Народная подвижная игра

4

неделя

«Масленица»

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хороводы, народные игры, чаепитие

Март

1

неделя

«Мама - главное слово в каждой судьбе»

Воспитывать уважение, любовь к родным и близким людям, стремление сделать для них приятное, заботиться о них

Прослушивание песен о маме, изготовление подарка

2

неделя

«Мы веселые матрешки»

Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой

Рассматривание иллюстративного материала с матрешками, раскрашивание рисунков-заготовок

 

3

неделя

«Урок этикета»

Формировать навыки культуры поведения за столом (аккуратно принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой)

Обыгрывание ситуации «Машенька в гостях», дидактическая игра «Хорошо-плохо»

4

неделя

«Мы с ним поем и пляшем»

Знакомить с трудом взрослых (музыкальный работник), обращая внимание на трудовые действия и атрибуты профессии; воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результатам

Заучивание песни в подарок музыкальному работнику

Апрель

1

неделя

«Ложки»

Знакомить детей с деревянной ложкой как не только предметом старинной народной посуды, но и музыкальным инструментом

Игра на ложках, музыкально-ритмичные движения

2

неделя

Кукольный спектакль «Золотое яичко»

Знакомить детей с праздником Пасхи, создать праздничное настроение.

Театрализация, пасхальные забавы «Катание яиц»

3

неделя

«Доброе слово»

Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых

Беседа, инсценировка ситуаций

4

неделя

«Петушок с семьей»

Познакомить детей с народной богородской игрушкой

Рассматривание иллюстративного материала, лепка «Перышки для петушка»

Май

1

неделя

«Они нам подарили жизнь»

Приобщение детей к истории славной победы народа в Вов, воспитание гордости и уважения к защитникам Родины

Изготовление подарков ветеранам

2

неделя

«Внимание - улица!»

Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; учить различать сигналы светофора

Дидактическая игра «Подскажи Мишке»

3

неделя

«Стану

самостоятель-ным»

Приучать детей к порядку, чистоте: развивать умение раздеваться и одеваться в определённой последовательности; замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или с помощью взрослых

Дидактическая игра «Что не так?»

4

неделя

«Белая берёзка»

(Праздник Троицы)

Способствовать формированию у воспитанников интереса к народным традициям, развитию творческой активности детей посредством активного их участия в игровой программе; создать праздничное настроение.

Хоровод,

лепка «Березка»

Июнь

1

неделя

«День защиты детей»

Формировать представление о празднике «День защиты детей». Вызывать эмоционально - положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Создать праздничное настроение у детей.

Рисунки на асфальте, подвижные народные игры, хороводы

Июль

2

неделя

«День семьи»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Коллективная работа –создание стенгазеты «Моя семья»

Август

3

неделя

«Любимые сказки»

Формировать элементарные представления о героях любимых сказок; учить отличать добро от зла; воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Викторина «Путешествие по сказкам»

 

 

 

Список литературы

1. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: МОФ «ОПК», 2013.

2. Веракса Н. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.

3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.

5. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.

6. Татаринова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

 

 


 

Литература, рекомендованная для чтения детям

 

1.     Русские народные сказки

2.     Русские народные потешки

3.     Барто А. Цикл «Игрушки»

4.     Александрова О.В.. Уроки вежливости для малышей. - М.: Эксмо-Пресс, 2010.

5.     Правила поведения для детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...