Мастер- класс с родителями и детьми в старшей группе по теме "Дымковские узоры"
статья (старшая группа)

Людмила Коваленко

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и взрослых с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей  и их родителей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер -класс223.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Светлячок» г.Балаково Саратовской области

C:\Users\Пользователь\Desktop\ГПиН_баннер_.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\SFGBTiBI15U.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\emblema-zdorovyy-doshkolnik-xvjcnuzv14u.jpg

Мастер-класс

с родителями и детьми в средней общеразвивающей  группе по

 теме:  «Дымковские узоры»

                                                                                                          Воспитатели:

Коваленко Л.А.

                                                                                                          Бунтукова О.А.

Мастер-класс с родителями и детьми в общеразвивающей группе «Дымковские узоры»

Пояснительная записка. Дорогие родители и дети, современный мир, кажется, уделяет недостаточно внимания приобщению детей и взрослых к различным видам декоративно-прикладного искусства, а также народным традициям. Однако мы считаем, что занятия декоративным рисованием, таким как народная дымковская игрушка, могут научить детей  и взрослых воспринимать прекрасное и доброе, а также научат любоваться красотой.

Цель мастер-класса - формирование у детей и родителей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Мы хотим расширить представления детей и родителей об истории возникновения дымковской игрушки, а также сформировать представления об элементах дымковской игрушки и дымковской игрушки.

Наши задачи включают в себя развитие умений создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, а также применять нетрадиционные техники, такие как рисование ватными палочками и метод "тычок". Мы также стремимся воспитать любовь к дымковской игрушке и русскому быту, используя литературные произведения и народный фольклор. Важным аспектом нашего мастер-класса является уважение к труду мастеров. Мы хотим научить детей и их родителей ценить усилия и мастерство, вложенные в создание этих уникальных игрушек. Мы также призываем родителей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов и передавать свое отношение к рисунку. Мастер-класс "Дымковские узоры" предлагает уникальную возможность совместного творчества и развития. Мы верим, что наши занятия помогут вам и вашим детям расширить кругозор, развить творческие способности и полюбить красоту народного искусства. Присоединяйтесь к нам и давайте вместе погрузимся в мир дымковской игрушки!

Оборудование, материалы: Заготовки дымковских игрушек из соленого теста для росписи, гуашь, кисти разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, подставки, альбомы с иллюстрациями«Рисуем Дымковскую ро спись».

 Работа с родителями :

Беседы, индивидуальные и групповые консультации,

оформление наглядной агитации в родительских уголках, создание из соленого теста дымковских игрушек.

Организационный момент.

Ход мастер класса

Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители и дети! Мы очень рады  видеть вас в нашей группе! Сегодня  мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Наша родина из древне славилась своими мастерами, своими делами и промыслами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, различных умельцев и кулибиных, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения, которые дарят нам положительные эмоции и погружают нас в волшебный мир красоты. Предлагаем  вам поиграть в игру «Подари улыбку».(Родители и дети встают в круг, берутся за руки и по очереди  дарят друг другу улыбку и доброе пожелание).

Воспитатель приглашает детей и родителей присесть на стульчики, поставленные кругом в центре группы. Показ презентации. (приложение 1).

Воспитатель: Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие. Очень интересное и такое же полезное.(приложение 1)

Воспитатель: Народное название игрушки дымка в народе. Откуда это удивительное название? С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. Почему это так называется? В старину, когда топились печи, и летом, когда туман, село это будто дымкой окутано, все в дыму. В далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали "Дымковская".(Показ слайдов презентации приложение 1).

Дымковская игрушка: чудо, созданное мастерами Дымковская игрушка - это настоящий символ русского фольклора и народного искусства. История ее возникновения уходит в далекие времена, когда женщины Дымкова начали лепить свистульки для предстоящей весенней ярмарки. Из простого глиняного шарика они создавали уток, петушков и коньков, и эти веселые игрушки быстро завоевали сердца взрослых и детей. Свистунья, как называется этот весенний праздник, стала известна своим заливистым свистом, который разносился на просторах ярмарки. И с тех пор каждую зиму женщины Дымкова принимаются за дело, передавая свое мастерство из поколения в поколение. Бабушки учат внучек, а внучки своих внучек, сохраняя традиции и секреты создания этих удивительных игрушек. Сегодня в городе Кирове, который ранее назывался Вяткой, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. При посещении этих мастерских сразу же бросается в глаза множество глины, ящиков с красками и коробок с яйцами - все необходимое для создания чудесных игрушек. Здесь можно увидеть сказочных коников, индюков, похожих на жар-птиц, баранов в штанишках, барынь и кавалеров, а также карусели - все это настоящее воплощение волшебства. Благодаря дымковским мастерицам, промысел дымковской игрушки продолжает жить и процветать. Сегодня эти игрушки являются настоящими произведениями искусства и пользуются большим спросом. Они стали ценными коллекционными предметами, их можно найти не только в магазинах, но и в частных коллекциях. Однако, несмотря на то, что дымковские игрушки стали дорогими и редкими, каждый из нас может попытаться создать их самостоятельно. Ведь главное в этом процессе - это не только получить красивую игрушку, но и ощутить радость творчества и сохранить наследие русской культуры. Так что, если у вас есть желание попробовать себя в роли мастера, не стесняйтесь - достаньте глину, краски и яйца, и попробуйте создать свою собственную дымковскую игрушку. Возможно, вы откроете в себе новый талант и привнесете в свою жизнь кусочек народного искусства.

- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастеров! А расписывать мы с вами будем дымковских барынь .

Практическая работа.

Воспитатель: Приглашаем всех за столы.

В процессе росписи есть несколько этапов:

Первый этап – подготовка поверхности к росписи (очистка, ошкуривание).

Второй этап – грунтовка – нанесение на поверхность акриловой краски или специального грунтовочного состава плоской кистью или валиком.

Третий этап - После того, как поверхность высохнет, на нее можно наносить рисунок.

Мы приготовили вам заготовки.

Для работы нам потребуются следующие материалы: заготовки  барышень, широкая и тонкая кисти, вода, гуашь, акриловые краски (синюю, белую, жёлтую, чёрную, красную)

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись (4-8 цветов). В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце, темперные или специальные краски для керамики.

Элементы росписи —это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Игрушкам приписывали магическую силу. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать - земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10.

Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги, врезных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает.

Дымковское представление. Оказывается, вначале глиняные игрушки лепили, как свистульки. Готовили их всю зиму к весенней ярмарке и празднику ''Свистопляска''. Чтобы обжечь свистульки, печи топили с утра до ночи. От этого и возникли названия Дымково, дымковские игрушки.

Постепенно из обыкновенных свистулек игрушки превратились в произведения искусства. Вначале их лепили из глины, купали в белилах, чтобы не пачкалась. Узор был самый простой - круги и точки, прямые и волнистые линии. Но мастерицы разрисовывали фигурки так, что было глаз не отвести! Барышни получались нарядные, кавалеры - смешные, а птицы и животные – с особой выдумкой!

Приглядитесь к ним, и они подарят вам минуты радости и удивления!

Приступаем к росписи.

Лучше всего использовать для росписи современные акриловые краски: они яркие, стойкие, имеют множество оттенков. Также подходят для росписи по дереву краски масляные, но они сохнут медленнее и менее разнообразны.

Мы с вами будем пользоваться художественной гуашью и акриловыми красками.

Переходим к раскрашиванию. Раскрасьте свою любимую игрушку. При использовании кисти важно знать ,как ее держать. Большой, указательный и средний пальцы должны удерживать кисть в нужном положении, при этом средний палец не должен касаться поверхности кисти должен располагаться на стальном корпусе. Безымянный палец не играет никакой роли не должен мешать работе, его поддерживает мизинец. В таком положении кисть используется для рисования овалов и кручения вала кисти .Для этого кисть должна свободно перемещаться в пальцах. Во время работы кисть всегда должна быть перпендикулярна поверхности. Равномерно нанесите краску на кисть. После того как кисть покрыта краской, удалите краску с края палитры, чтобы предотвратить истирание кончика кисти.(приложение 2)

Цвет является основным средством эмоциональной выразительности. Цвета бывают теплыми (красный, оранжевый, желтый) и холодными (фиолетовый, синий, голубой).Зеленый цвет считается уравновешивающим.Р. Хен в книге "Азбука цветов" описал эмоциональную окраску цветов. Красный активный раздражитель символизирующий сильные чувства, любовь, огонь, праздничность, поэтому это основной цвет народных орнаментов и картинок. Оранжевый не менее праздничный, но с радостным оттенком, ощущениям перемен и всего нового, очень аппетитный цвет. Ученые назвали желтый цвет солнца и веселья .Зеленый успокаивает и связывает не сочетаемые цвета в единое целое цвет растительности.Черный уменьшает объем, служит контуром, тенью, усиливает действие красного и желтого, торжественный, серьезный. Синий тяжелый, строгий, энергичный, отличается от него сине-голубой, символизирующий ясное, чистое небо, бесконечность, верность, спокойный, грустный цвет. Белый - нейтральный, несущий свет в темные красочные пятна, белые мазки придают объем фигурам, символизируют целомудрие, чистому, невинность. Детские игрушки должны быть яркими, жизнерадостными, поэтому не скупитесь на красный, желтый, салатовый цвета.

Физминутка. (звучит музыка)

Мы игрушки расписные,

Все красивые , резные

Барышни мы Дымковские,

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Игрушка готова!

Заключительная часть. Рефлексия.

Сегодня Вы узнали о приёмах росписи дымковской барышни. Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили дымковскую игрушку.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серее

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

И злость, и хмурость

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова растают навсегда.

Уважаемые родители и ребята , скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

Ответы родителей.(приложение 4)

Спасибо за работу! И за помощь в создании мини - музея «Дымковской игрушки». Успехов во всех начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями и детьми в средней группе

Аппликация   " ёжик  "   из семечек...

Конспект мастер – класса с родителями и детьми в старшей группе «Изготовление светоотражающего элемента для одежды ребёнка»

создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения;  расширение представления о безопасном поведении на улице и дороге...

Мастер-класс с родителями и детьми второй младшей группы «Мы – волшебники»

Рисование в нетрадиционных технике кляксография...

Мастер-класс с родителями и детьми в средней группе. Знакомство детей с православным праздником «ПАСХА».

Мастер-класс с родителями и детьми в средней группе. Знакомство детей с православным праздником «ПАСХА» Тема: Изготовление Пасхального яйца. Цель: Формировать у детей желание изготавлив...

Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»

Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»...

Мастер –класс с родителями и детьми в старшей группе по пластилинографии «Украшение пасхального яйца»

Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования. Изготовле...