Проект для детей старшего дошкольного возраста "Русские народные традиции"
проект (старшая группа)

Проект в старшей группе по нравственно-патиотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkie_narodnye_traditsii_skopintseva.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №27”

Проект

для детей старшего дошкольного возраста

Русские народные традиции

                                                       

                                                                            Разработала:

                                                                            воспитатель

                                                                            Скопинцева О.В.

Новокузнецк

2023


Проект

«Русские народные традиции»

Цель:  формировать и развивать личностные качества

            ребенка как субъекта нравственно-патриотического

            воспитания.

Задачи:

- учить детей ставить проблему, цель; планировать свои действия по достижению цели, соотносить цель и результат деятельности;

- развивать коммуникативные способности: умение строить общение со взрослыми и сверстниками;

- развивать художественный и эстетический вкус:способность к созданию выразительного художественного образа посредством театрализации, изобразительной деятельности;

- формировать и углублять знания детей о русском фольклоре;

- вызвать у детей интерес к устному народному творчеству на основе народного фольклора (сказки, песни, потешки, пословицы, заклички, загадки);

- воспитывать любовь к Родине, уважение к русским народным традициям, чувство гордости за свою страну.

Материалы и оборудование:  народные игрушки, книги, репродукции, иллюстрации, декорации, соленое тесто, бумага, гуашь, маски.

Этапы проекта

Сроки

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействия с родителями

Продукт

проекта

1 день

Беседа «Ай да, матрешки!».

Приложение № 1

Планирование деятельности.

Приложение № 2

Рассматривание репродукции В.И.Сурикова “Встреча Масленицы”

Рисование

 “Как мы встречали   Масленицу”

Беседа

“Что вы знаете о народных традициях?”

Анкетирование «Семейные традиции»

 Выставка детских рисунков

2 день

Занятие

“Красная горка”

(пасха)

Приложение № 3

Рисование

“Распишем пасхальное яичко”

Рассматривание иллюстраций с изображением пасхальных яиц

Изготовление яйца из папье-маше

Выставка пасхальных яиц

3 день

Занятие

“Музей народной  игрушки”

Приложение № 4

Лепка “Индюк” (соленое тесто)

Раскрашивание фигурки индюка

Подбор картинок, фотографий с изображением народных игрушек

Создание альбома “Чудо-чудное, диво-дивное”

Альбом “Чудо-чудное, диво-дивное”

Выставка детских поделок

4 день

Беседа

“Эти мудрые русские сказки”

Приложение № 5

Театрализованное представление

“Лисичка со скалочкой”

Приложение № 6

Дидактическая игра

“Узнай сказочного героя”

Рассматривание  книг, иллюстраций

Консультация

“Приобщение детей к народным традициям”

Ширма-раскладушка “Приобщение детей к народным традициям”

5 день

Итоговое занятие

“Русские посиделки”

Приложение № 7

Подвижная  игра

“Гори, гори ясно”

Участие  родителей в подготовке и  проведении праздника

Книжная выставка

Мини-музей

“Народная игрушка”


Приложение № 1

                              Беседа «Ай да, матрешки!»

Цель: познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой,  с  историей возникновения; вызвать радость от общения с народной игрушкой; воспитывать эстетические чувства любования предметами декоративно-прикладного искусства.

 

Материал:  игрушки: матрешка, кукла Барби

Ход.

  1. Сюрпризный момент

Загадка:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят в друг дружке.

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница. (матрешка)

  1. Проблемная ситуация.

Воспитатель выясняет у детей: знакомы ли они с матрешкой и хотят ли поближе с ней познакомиться.

  1. Рассказ воспитателя об истории возникновения этой игрушки.
  2. Рассматривание матрешки: из чего сделана, как расписана.
  3. Сравнение с современной игрушкой -  куклой Барби.
  4. Дидактическая игра “Назови ласково”

Воспитатель предлагает назвать матрешку уменьшительно-ласкательными словами.

  1. Пальчиковая гимнастика

Вот веселые матрешки, разноцветные одежки,

Раз Матрена, два Малаша,

Мила три, четыре Маша,

А пятая крошечка, все зовут Матрешечка.

  1. Подведение итогов.

                 


Приложение № 2

Планирование деятельности вместе с детьми

Цель: учить детей ставить перед собой цель, искать пути   решения проблемы, планировать свои действия.

Материал: листы бумаги, фломастеры

Ход

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с матрешкой. матрешка – это народная игрушка, то есть ее делали простые люди, мастера для своих детей. Но есть еще очень много интересных народных игрушек (показ иллюстрации). Ребята, а вы хотите узнать об этих игрушках подробнее, попробовать самим стать мастерами и сделать народную игрушку?

Образы игрушек люди брали из жизни. Например, они передвигались на лошадях – дети играли в игрушечных лошадок и пр. чтобы лучше узнать про игрушки,  нужно ближе познакомиться с традициями, обычаями, праздниками русского народа. Хотели бы вы познакомиться с праздниками и традициями русского народа?

Будем мы это узнавать постепенно. Давайте вместе составим план действий.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает план будущих действий и заносит на мнемодорожку условные обозначения:

  1. Как вы думаете, откуда мы можем узнать о том, какие были игрушки у детей, кто их делал, какие праздники отмечали на Руси? (от родителей, из книг, телевидения)
  2. Русский народ издавна любил повеселиться и устраивал обрядовые праздники. Совсем недавно мы отмечали один такой праздник, когда сжигали чучело. Что это был за праздник? И для чего его отмечают? Хотите ли узнать и побывать на других народных праздниках?

Есть еще один очень красивый праздник - праздник Пасхи, с которым мы с вами познакомимся подробнее.

  1. А еще мы познакомимся с народными игрушками, со сказками. И в конце нашего мероприятия мы проведем веселый праздник “Русские посиделки”

                           


Приложение № 3

Занятие “Красная горка”

Цель: познакомить детей с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника “Красная горка”

Материал: крашеные яйца, куличи, деревянные яйца-писанки.

Ход

  1. Сюрпризный момент: внести крашеное яйцо, рассмотреть.
  2. Рассказ воспитателя о веселом празднике – Пасхе.
  3. Показать иллюстрации с изображением пасхальных яиц.
  4. Русские народные игры с яйцами:

    “Чье яйцо дольше покрутится”

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше

Всех крутится яйцо.

    “Катание яиц с горки”

Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

     “Бой с яйцами”

Играющие произносят: “1,2,3! Мое яйцо окрепни”

Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

  1. Итог : что нового узнали?

                           


Приложение № 4

Занятие «Музей народной игрушки»

Цель: создать условия для нравственного, интеллектуального, творческого, личностного развития детей посредством ознакомления с народными игрушками в условиях мини-музея.

Материал: игрушки глиняные, деревянные, ширмы.

Ход

  1. Рассказ воспитателя о музее.
  2. Определение темы музея: “Народная игрушка”
  3. Правила поведения в музее:

- ходить и разговаривать спокойно;

- трогать экспонаты только с разрешения экскурсовода;

- дослушивать рассказ экскурсовода до конца, затем задавать вопросы;

- в конце мероприятия поблагодарить экскурсовода.

    4. Рассматривание игрушек на полочках-выставках.

    5. Рассказ воспитателя об игрушках:

       - дымковских

       - филимоновских

       - деревянных

    6. Физминутка “Матрешка”

         1 ребенок приседает в центре круга, остальные дети идут по кругу со словами:

         Ах, матрешечка, матрешка

         Аленький платочек, сарафан в цветочек

         Мы тебя поили, мы тебя кормили,

         На ноги поставили, танцевать заставили.

         Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь.

7.Творческая работа детей: зарисовка понравившейся игрушки.

8. Подведение итогов:

Что нового узнали? С какими игрушками познакомились? Что понравилось? Какие еще мини-музеи можно было бы организовать в группе?

         

                             


Приложение № 5

Беседа “Эти мудрые русские сказки”

Цель: продолжать знакомить  детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к сказкам.

Материал: русские народные сказки, иллюстрации.

Ход.

  1. Вводная беседа о сказках.
  2. Д/и “Узнай сказку”

  Нашла однажды мышка

  Совсем пустой домишко,

  Стали жить да поживать,

  Да жильцов к себе пускать. (теремок)

  Ждали маму с молоком

  А пустили волка в дом,

  Кто же были эти

  Маленькие дети? (козлята)

 Ах, ты, Петя-простота,

 Сплоховал немножко.

 Не послушался кота,

 Выглянул в окошко…(петушок-золотой гребешок)

 Я от дедушки ушел,

 Я от бабушки ушел…(колобок)

  1. Д/и “Назови сказочного героя”

  Царь, три сына, стрела, болото (царевна-лягушка)

  Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька (золушка)

  Маленькая девочка, майский жук, крот  (дюймовочка)

  1. Итог “Моя любимая сказка”

Ответы детей: «Моя любимая сказка …, потому что…»

                 


Приложение № 6

Театрализованное представление по сказке

“Лисичка со скалочкой”

Цель: развивать диалогическую речь детей посредством театрализованной деятельности.

Материал: маски, элементы костюмов, атрибуты

Ход.

  1. Слушание сказки “Лисичка со скалочкой”

Воспитатель читает сказку.

  1. Беседа по содержанию сказки:

- С каким предметом лисичка в первый раз постучалась в  избу?

- Как она собиралась ночевать?

- О чем она спросила хозяев утром?

- Какую песенку пела лиса, когда ушла от них?

- Чем закончилась сказка?

- Что можно сказать о лисе?

           Физминутка “Лиса”

                  Впереди из-за куста

                  Смотрит рыжая лиса.

                  Мы лису перехитрим-

                  На мысочках убежим.

  1. Д/и “Закончи фразу из сказки”

  …Рано утром лисичка встала, сожгла свою (скалочку)

  …Где же моя скалочка? Давайте мне за нее (девочку)

  …Хвостик, ты что делал? (я тебе мешал бежать)

  1. Драматизация сказки по частям
  2. Итог: что больше всего понравилось?

                         


Приложение № 7

Итоговое мероприятие

“Русские посиделки”

Цель: познакомить детей с одной из форм общения в русских поселениях в прошлом – посиделками; прививать любовь к русскому фольклору.

Материал: русские народные одежды для детей, атрибуты русского быта: салфетки, самовар, деревянные тарелочки и пр.

Ход.

  1. Знакомство со сказочницей Марьей.
  2. Отгадывание загадок:

В руки ты ее возьмешь –

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная

Русская, двухрядная   (гармонь)

     Стоит в углу Арина.

     Долгий рот разиня.

     Пасть открывает

     Что дают- глотает.

     Зимой она ест и фырчит.

     Летом голодная стоит  (печь)

В животе его вода.

Нос крючком его всегда.

Очень громко он шипит,

Пока совсем не закипит  (чайник)

     Набита пухом,

     Лежит под ухом    (подушка)

  1. Пословицы:

- Родина – мать, умей за нее постоять

- Добро помни, а зло забывай

- Труд кормит, а лень портит

- Делу время, потехе час

    4. Русская народная игра “Гори, гори ясно”

    5. Драматизация сказки “Лиса и журавль”

    6. Пение песен

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай – родимый край!» Номинация – «Ремесла и традиции»

Пояснительная записка. Актуальность проекта: интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появило...

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям народа коми»

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, способствующих поддержке детской инициативы для формирования духовно-нравственных ценностей....

Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».

Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую слав...

Паспорт творческо-познавательного проекта для детей старшего дошкольного возраста «Народные праздники, народные традиции»

Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фолькл...